Основными признаками феодализма являются. Урок

ФЕОДАЛИЗМ, сословно-классовая структура общества, характерная для аграрного по своей природе и ведущего по преимуществу натуральное хозяйство коллектива. В одних случаях – в античном мире – приходит на смену рабовладельческому строю, в других (в частности, на Руси) – связан с рождением классово-стратифицированного общества как такового.

Феодализмом называют также эпоху, когда система, при которой основными классами являлись землевладельцы и зависимое от них крестьянство, доминировала, определяла собой социально-экономические, политические, культурные параметры общества. Этимологически феодализм восходит к терминам феод (латинское feodum, во французском варианте фьеф – fief – то же самое, что лен Lehen в германской практике, т.е. наследственное земельное держание, полученное вассалом от сеньора на условии несения военной или иной службы), феодал (носитель прав и обязанностей, связанных с занимаемым им местом в военно-ленной системе). Считается, что в Европе генезис и развитие феодальных отношений заняли примерно тысячелетие – с 5 в. (условный рубеж – падение Западной Римской империи в 476) до начала 16 в. Однако системообразующие признаки феодализма, характер происходившей в его недрах социальной эволюции истолковываются в научной традиции неоднозначно.

Феодализм как научный термин входит в употребление в раннее Новое время. С самого начала не было единства в его употреблении. Ш.Монтескье и ряд других авторов ориентировались на такие признаки явления, как иерархическая структура полноправной части общества, проистекающее отсюда разделение властных полномочий и прав на земельные владения между сеньором и его вассалами (среди которых в свою очередь могло складываться собственное соподчинение, и при этом местами действовал принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал»). Но нередко слово употреблялось в широком значении: феодальными называли любые социально-политические институты, основанные на дворянских привилегиях и дискриминации «третьего сословия».

Наука эпохи Просвещения относилась к феодализму по преимуществу презрительно, отождествляя его с господством насилия, суеверий и невежества. Напротив, романтическая историография склонна была идеализировать феодальные порядки и нравы. Если при изучении феодального строя правоведы и историки долгое время концентрировали внимание на характере социальных связей в верхних слоях общества, на личностных и поземельных отношениях внутри дворянского сословия, то на протяжении 19–20 вв. центр тяжести смещается в сторону анализа взаимоотношений между классами.

Проблема феодализма породила огромную литературу. Она вызывала интерес у историков, социологов, культурологов, философов, публицистов. Самый крупный вклад в ее разработку внесла французская историография, прежде всего Фюстель де Куланж и Марк Блок.

При углубленном изучении феодальных институтов и стоящих за ними социокультурных процессов ученые, как правило, предпочитают воздерживаться от строгих, исчерпывающих дефиниций. Можно счесть это недостатком. Но дело, очевидно, не столько в просчетах отдельных историков, сколько в чрезвычайной сложности, многоликости объекта исследований, затрудняющей сведение его характеристики к нескольким основным параметрам.

Дальше других в формулировке четких, однозначных определений феодализма пошла марксистская историческая мысль, одновременно наполнив старый термин новым содержанием. Под знаком марксизма шло развитие отечественной науки на протяжении почти всего 20 в. Немало последователей марксистской методологии нашлось и в других странах.

Развивая всемирно-историческую концепцию Гегеля и вместе с тем рассматривая весь исторический процесс под углом зрения борьбы классов, марксизм включил феодальный способ производства в свою стадиально-типологическую схему социальной эволюции человечества (первобытно-общинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм). Основой феодальной общественно-экономической формации была признана собственность феодалов на средства производства, в первую очередь на землю, и неполная собственность на работника производства, крестьянина. Вместе с тем констатировалось наличие, наряду с феодальной собственностью, частной собственности феодально-зависимого крестьянина на свои орудия труда и личное хозяйство, – равно как и сосуществование в рамках феодальной формации нескольких социально-экономических укладов.

Разработка вопроса о формах земельной ренты и других аспектах феодального способа производства заняли особо важное место в той модификации учения К.Маркса , которая получила название марксизма-ленинизма. Сформировавшись в условиях России, где добуржуазные социально-политические институты не только было особенно живучи, но и обладали значительным своеобразием, ленинская доктрина отнесла многовековую историю русского народа, начиная со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права, к периоду феодализма. Обретя в Советском Союзе статус монополиста и резко ограничив дискуссионное поле в науке, марксизм-ленинизм и в том, что касалось сущности феодальных отношений, безоговорочно отсекал любые отклонения от буквы Краткого курса или иных директивных указаний.

Если основоположники исторического материализма, создавая свою модель всемирно-исторического процесса, при решении вопроса о месте в ней феодального общества проявляли известные колебания (наиболее зримо это выразилось в гипотезе Маркса относительно т.н. азиатского способа производства), то В.И.Ленин и его последователи, активно используя феодальную тематику в пропагандистских целях, придали формационной модели полную определенность и законченность. На возникавшие при этом накладки они мало обращали внимания.

В результате крепостничество, интуитивно или осознанно понимаемое на российский манер, было включено в общепринятую в СССР дефиницию феодализма. Не только непрофессионалы, но и часть специалистов считали знакомые со школьных лет по произведениям Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина крепостнические порядки эталоном феодального общества, не зная либо игнорируя тот факт, что при феодализме основная масса сельского люда в странах Западной Европы оставалась лично свободной. Идеологическая обстановка в России способствовала внедрению в советскую историческую науку вульгаризированных либо просто неверных положений – например, провозглашенного в 1933 И.В.Сталиным в речи на Первом всесоюзном съезде колхозников-ударников и ставшего на годы непререкаемым тезиса о «революции рабов» и «революции крепостных», якобы – соответственно – открывавшей и замыкавшей период феодализма.

Понимание феодализма как социально-экономической формации, непременно завершающейся революционной ломкой старого порядка, заставило советских ученых существенно раздвинуть хронологические границы объекта. В масштабах всей Европы в качестве верхнего формационного рубежа ими была избрана Великая французская революция . Идея была вовсе не нова. Тезис, что 18 век был временем совершенного Французской революцией «свержения гнета феодального», неоднократно повторялся историками, например, Н.Я.Данилевским , основоположником теории культурно-исторических типов. Однако в контексте жестко-монистического, догматизированного марксистско-ленинского учения, периодизационный сдвиг приобретал новое значение. Вдобавок, поскольку при этом сохранилось отождествление эпохи феодализма со Средними веками, понадобилось переименование: период 17–18 вв., прежде называемый ранним Новым временем , в советской литературе стал периодом позднего феодализма , или иначе говоря, периодом позднего Средневековья .

По-своему не лишенное логики изменение номенклатуры создало новые сложности. В рамках весьма протяженной во времени и, тем не менее как будто бы сохранявшей свою идентичность единой формации, практически ставились на одну доску качественно разнородные социальные процессы и явления – начиная с классообразования у выходящих из стадии варварства германских или славянских племен и кончая становлением и кризисом абсолютной монархии, которую марксисты рассматривали как государственно-политическую надстройку, обязанную своим возникновением достигнутому к тому времени некоему равновесию сил между дворянством и буржуазией. Сверх того, в результате такой «пролонгации» Средневековья еще больше затруднялось взаимопонимание между историками старой и новой, марксистско-ленинской, школы. Наконец, новая периодизация вступала в противоречие с устоявшейся традицией – казалось непривычным записывать Монтескье или Вольтера в разряд средневековых авторов.

После войны советским историкам все же позволили немного опустить верхнюю границу Средних веков. Марксистско-ленинское мышление требовало, чтобы рубеж между феодальной и капиталистической формациями непременно обозначался политическим переворотом, революцией, и оттого концом Средних веков надолго была объявлена Английская буржуазная революция середины 17 в. Потом неоднократно будет ставиться вопрос о том, что поскольку в передовых странах Западной Европы 17 в. трансформация феодального общества в буржуазное зашла уже достаточно далеко, то правильнее было бы за формационную грань принять Нидерландскую буржуазную революцию или немецкую Реформацию (при этом ссылались на Фридриха Энгельса, писавшего о Реформации как о неудачной буржуазной революции).

Конкретно-исторические и концептуальные недоработки, обостряемые свойственным советской системе догматическим подходом к предмету, не помешали тому, что отечественная историография 20 в. внесла огромный вклад в изучение Средневековья. Трудами Б.Д.Грекова, Е.А.Косминского, А.И.Неусыхина, А.Д.Люблинской, Л.В.Черепнина, М.А.Барга, Ю.М.Бессмертного, А.Я.Гуревича, многих других исследователей продвинулось вперед выяснение отдельных явлений и событий истории средневекового мира, прогрессировало теоретическое осмысление проблематики феодализма.

Когда советская идеологическая цензура ушла в прошлое, отечественные историки вернулись к традиционному пониманию Средневековья. Привести употребление терминов в соответствие с общепринятой в мире практикой было не так уж трудно. Гораздо больше сложностей по-прежнему вызывала и вызывает содержательная сторона проблемы. Понадобился пересмотр ряда подходов к ней, уточнение хронологических и территориальных пределов феодальной общественной системы (как стали выражаться многие историки, демонстративно отказавшись от слишком тесно связанного с марксистско-ленинскими догмами понятия социально-экономическая формация ).

Продолжились споры о месте внеэкономического принуждения. Оно в той или иной мере присутствует на всех стадиях развития общества, но, как считает ряд исследователей, есть основания полагать, что при феодализме этот фактор оказывался особенно весомым. Действительно, в условиях полного преобладания мелкокрестьянского хозяйства феодал не выступал в роли организатора производства. В лучшем случае он лишь обеспечивал его бесперебойное функционирование тем, что защищал от внешних врагов и от местных нарушителей правопорядка. У феодала фактически не было экономических инструментов для изъятия у крестьянина части прибавочного продукта.

Внимание историков приковывает к себе также механизм взаимодействия различных форм социально-экономической организации социума. С одной стороны, наряду с земельными держаниями феодального образца средневековые источники засвидетельствовали присутствие иных форм – начиная от целиком натурального, замкнутого в себе крестьянского аллодиального владения как наследия догосударственного быта и вплоть до основанного на наемном труде и работающего на рынок хозяйства вполне буржуазного типа.

С другой стороны, очевидно, что феодальные личностные и вещные отношения, их преломление в массовом сознании своей эпохи наблюдаются и за хронологическими пределами того примерно тысячелетнего (с 5 по 15 вв.) интервала, который в науке признан периодом феодализма. Уже давно учеными делались попытки рассмотреть историю античного мира под «феодальным углом зрения». Например, история Спарты с ее илотами давала повод рассматривать социальный строй Лакедемона как крепостничество, находя ему близкие аналоги в средневековой Европе. Известные основания для такого подхода давала и история античного Рима с его колонатом и другими явлениями, наталкивавшими на параллели со Средневековьем. В классической монографии Д.М.Петрушевского Очерки из истории средневекового общества и государства почти половина текста была отведена рассмотрению именно «государства и общества Римской империи». Аналогичным образом признаки отношений феодального типа обнаруживают в индустриальном обществе – не только в новое, но и в новейшее время. Среди множества примеров – отсутствие на протяжении десятилетий паспортов у советских колхозников, их фактическое прикрепление к земле, обязательный минимум выработки трудодней. Не в столь болезненных формах, но реликты Средневековья давали и дают себя знать и в Западной Европе. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф говорил в начале 1990-х: «Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья».

Массу разногласий и споров вызывает вопрос о том, насколько феодализм универсален. Этот вопрос неизбежно возвращает исследователя к полемике относительно комплекса тех признаков, наличие которых необходимо и достаточно для признания общества феодальным. Правовые памятники Северной Франции (точнее – Парижского региона) либо свод феодального права государств крестоносцев на Ближнем Востоке – «Иерусалимские ассизы», некогда служившие главной опорой историков и юристов, реконструировавших облик средневековой сеньории и выяснявших структуру иерархической лестницы, заведомо уникальны. Принимать рисуемые ими отношения за повсеместную или широко распространенную норму не приходится. Даже в других регионах Франции, за пределами Иль-де-Франс, действовали свои нормативы.

Официальная марксистско-ленинская наука без колебаний давала утвердительный ответ на вопрос, является ли феодализм стадией, через которую проходит все человечество. В отечественной историографии универсалистскую точку зрения уверенно отстаивал, в частности, академик Н.И.Конрад, хотя он сам, как и другие востоковеды, сталкивался с трудноразрешимыми проблемами при рассмотрении феодализма во всемирно-историческом масштабе. Нельзя было не считаться, к примеру, с тем, что в европейском варианте феодального общества (хотя порой трудно провести грань между собственностью полной и разделенной, между собственностью и наследственным держанием) одним из главных показателей служили поземельные отношения, тогда как в тех азиатских регионах, где доминировало ирригационное хозяйство, большое значение имела собственность не на землю, а на воду. Преобладание кочевого скотоводства на обширных просторах Азии еще сильнее затрудняло проведение параллелей между европейской и азиатской сельскохозяйственной практикой прошлых веков. Даже в районах, где земледелие по своему характеру мало чем отличалось от европейского, не везде удавалось обнаружить разделение права собственности между ступенями иерархической лестницы. Нередко, напротив, восточная деспотия демонстрирует концентрацию властных функций на вершине социальной пирамиды. Такие очевидные факты, которые было трудно игнорировать, вынуждали сторонников всемирно-исторической схемы вводить многочисленные поправки на специфику природных условий, на особенности локального менталитета, воздействие религиозных представлений и проч.

Подробный разбор аргументации сторонников и противников универсалистской точки зрения на феодализм с позиций ортодоксального марксизма-ленинизма предпринял еще в 1970-х В.Н.Никифоров. Отстаиваемая им трактовка, и поныне находящая приверженцев не только среди марксистов, – «феодальное общество во всемирной истории было стадией, закономерно следовавшей за рабовладельческой» – разумеется, имеет полное право на существование. По его мнению, на одном из ранних этапов своего развития социум неизбежно проходит стадию, которая характеризуется: 1) ростом эксплуатации, основанной на концентрации земельной собственности в руках немногих; 2) арендой как формой, связанной в ту эпоху с внеэкономическим принуждением; 3) передачей непосредственным производителям земельных наделов и прикреплением их к земле в различных формах. Эта теория не противоречит современному состоянию исторического знания. Но подобное понимание феодализма оказывается крайне обедненным, сводимым к малосодержательной социологической абстракции.

Европейский же феодализм, до сих пор остающийся практически для всех исследователей базовой моделью, обладал целым рядом дополнительных и немаловажных по существу черт, значительная часть которых была обусловлена уникальным в мировой практике синтезом античных и варварских начал. Конечно, в сравнении с буржуазным обществом феодализм, как он реализовался в странах Европы, предстает инертной, трудно поддающейся поступательным переменам структурой. Однако если сопоставлять его с тем, что (согласно тому же, допустим, В.Н.Никифорову) являл собой феодализм на других континентах, то европейский вариант выглядит совсем по-другому. Он не просто более динамичен. Его развитие обнаруживает качества, которые не находят себе аналогов в других регионах. Даже в самые малоподвижные времена – в «темные века» европейской истории – здесь наблюдались глубинные социальные процессы, приводящие не только к появлению торгово-ремесленных центров, но и к завоеванию городом политической автономии и иным переменам, которые в конечном счете вели к признанию обществом прав человеческой личности.

Такой груз коннотаций безусловно мешает сведению под одной общей вывеской «феодализм» достаточно разнородных социальных явлений. Не удивительно, что по этому поводу и в России, и за рубежом постоянно вспыхивают дискуссии. Не считая возможным во имя абстрактной формулы жертвовать эмпирическим богатством, многие из современных исследователей отдают предпочтение цивилизационному подходу перед подходом всемирно-историческим (иначе говоря, формационным). Феодализм при этом понимается как одна из стадий в истории именно европейской цивилизации. Такое истолкование, насколько можно судить, на сегодняшний день представляется наиболее приемлемым.

Галина Лебедева , Владимир Якубский


Сущность феодализма
Средние века - это период зарождения, господства и разложения феодализма. Слово «феодализм» происходит от позднелатинского feodum - поместье (в странах Западной Европы в Средние века этим словом обозначали земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условием несения им феодальной службы).
В современной немарксистской историографии присутствует различное понимание сущности феодализма. Часть исследователей, основываясь на юридической концепции, главными признаками феодализма считает: политическую раздробленность, иерархическую структуру власти, вассалитет, корпоративность. Другие - рассматривают феодализм комплексно и, кроме указанных, обращают внимание и на такие признаки, как крупное землевладение и крестьянско-сеньориальные отношения. В целом решающее значение отводится политической и юридической структуре, ментальности феодального общества.
В марксистской историографии феодализм рассматривается как одна из антагонистических общественно-экономических формаций, которая следует за рабовладельческим строем и предшествует капитализму. К основным признакам относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала - отсюда внеэкономическое принуждение; крайне низкое и рутинное состояние техники.
Типология развития феодализма
Принято считать, что классическим вариантом является западноевропейский феодализм, который формировался в результате взаимодействия двух процессов - распада античного общества и разложения первобытно-общинного строя у окружающих Римскую империю племен (германцев, кельтов, славян и др.). Влияние античного и варварского начал в генезисе феодализма у разных народов было различным, поэтому, в зависимости от соотношения варварских и античных начал, различают типы феодального синтеза:
1) приблизительно равное соотношение варварских и античных элементов (Франкское государство, часть южных славян);
2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона);
3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытно-общинного строя (Северо-Западная Германия, скандинавские страны, ряд государств восточных и западных славян и др.).
В современной историографии нет единого мнения о характере феодализма в странах Востока. Социально-экономическое развитие этих народов в эпоху Средневековья имеет свои характерные особенности.
Хронологические рубежи феодализма в Западной Европе
Началом феодализма в Западной Европе принято считать падение рабовладельческой Западной Римской империи (V в.), а окончанием - Английскую буржуазную революцию (1642-1649)*.
*В зарубежной историографии конец эпохи Средневековья относят к середине XV - началу XVI вв., что связывается с завоеванием турками-османами Константинополя, Великими географическими открытиями.
Развитие средневекового общества сопровождалось значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. С учетом совокупности изменений выделяют три периода:
раннее Средневековье - время формирования феодального способа производства (V - X вв.);
классическое Средневековье - период развитого феодализма (XI - XV вв.);
позднее Средневековье - период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV - середина XVII вв.).
Государство
Государство как политическая организация феодального общества адекватно отражало его экономическую структуру и являлось важнейшим фактором, определяющим динамику экономических процессов.
Типичной формой феодального государства была монархия. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государствах Италии, Германии, а также на Руси - Великий Новгород, Псков. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем они поглощались крупными монархическими государствами.
В эпоху Средневековья государство переживает сложную эволюцию. Исследователи выделяют следующие этапы в развитии феодального государства в Западной Европе:
раннефеодальное государство (V-IX вв.);
феодально раздробленное государство (X-XIII вв.);
централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (XIII-XV вв.);
феодально-абсолютистская монархия (XVI-XVIII вв.).
Народонаселение
В истории развития производительных сил важное место занимают демографические процессы. Численность населения Европы в V-XI вв. составляла:
Численность населения Европы* (млн. чел.) Страна к V в. V в VII в XI в Италия 4,5 5,0 7,0 Балканы 2,0 1,0 2,0 4,0** Галлия-Франция 4,5 3,0 6,0 Испания ок. 4,0 4,0 9,0 Британские острова с Ирландией 0,5 1,0 2,0 Германия 0,5 3,0 3,5 На территории современных Бельгии и Нидерландов 0,7 Скандинавские страны 1,0 На территории современных Швейцарии и Австрии 1,0 Чехословакии 1,0 Венгрии 0,5 Польши 1,0 В Восточной Европе 4,0 10,0
* Расчеты усредненные.
** С малоазийскими районами Византии - 7 млн.
Ежегодно смерть забирала не менее 1% населения. Средний срок жизни европейца составлял, по-видимому, не более 40- 45 лет; в Восточной Европе - 34-39 лет. Средний женский возраст был на четверть короче мужского.
Население Европы в 1450 г. составляло приблизительно 55 млн., а в 1680 г. - до 100 млн. человек с годовым приростом до 6,2%. Женское население в городах обычно превышало мужское на 20-30%, что было связано с частыми войнами.
С XVI в. начинается новый, устойчивый и мощный прирост населения, преодолевается тенденция к сокращению рождаемости; был превзойден уровень численности населения середины XIV в. (до спада после «черной смерти»): к 1500 г. оно исчислялось уже в 80-100 млн. человек, через сто лет - 100- 180 млн.

Феодализм был неотъемлемой частью европейского Средневековья. При этом социально-политическом строе крупные землевладельцы пользовались огромными полномочиями и влиянием. Опорой их власти было закрепощенное и бесправное крестьянство.

Зарождение феодализма

В Европе строй феодальный возник после в конце V века н. э. Вместе с исчезновением прежней античной цивилизации осталась позади эпоха классического рабовладения. На территории молодых варварских королевств, возникших на месте империи, стали складываться новые социальные отношения.

Строй феодальный появился из-за становления крупной земельной собственности. Влиятельные и богатые аристократы, приближенные к королевской власти, получали наделы, которые с каждым поколением только умножались. В то же время основная масса западноевропейского населения (крестьяне) жила в общине. К VII веку внутри них произошло значительное имущественное расслоение. Общинная земля перешла в частные руки. Те крестьяне, которым наделов не хватило, стали бедняками, зависимыми от своего работодателя.

Закрепощение крестьянства

Независимые крестьянские хозяйства раннего Средневековья назывались аллодами. Тогда же сложились условия неравной конкуренции, когда крупные землевладельцы притесняли на рынке своих оппонентов. В итоге крестьяне разорялись и добровольно переходили под покровительства аристократов. Так постепенно возник строй феодальный.

Любопытно, что этот термин появился не в а гораздо позже. В конце XVIII века в революционной Франции феодализмом назвали «старый порядок» - период существования абсолютной монархии и дворянства. Позже термин стал популярным у ученых. Например, его использовал Карл Маркс. В своей книге «Капитал» он назвал строй феодальный предшественником современного капитализма и рыночных отношений.

Бенефиции

Государство франков стало первым, в котором проявились признаки феодализма. В этой монархии становление новых социальных отношений ускорилось благодаря бенефициям. Так назывались земельные жалования от государства служивым людям - чиновникам или военным. Сначала предполагалось, что эти наделы будут принадлежать человеку пожизненно, а после его смерти власть сможет снова распорядиться собственностью по своему усмотрению (например, передать следующему претенденту).

Однако в IX-X вв. свободный земельный фонд закончился. Из-за этого собственность постепенно перестала быть единоличной и становилась наследственной. То есть владелец теперь мог передать лен (земельный надел) своим детям. Эти перемены, во-первых, усилили зависимость крестьянства от своих сюзеренов. Во-вторых, реформа укрепила значимость средних и мелких феодалов. Они на долгое время стали основой западноевропейской армии.

Крестьяне, которые лишались собственного аллода, брали землю у феодала в обмен на обязанность выполнять регулярные работы на его участках. Такое временное пользование в юрисдикции было названо прекарием. Крупные собственники не были заинтересованы в том, чтобы сгонять крестьян с земли окончательно. Установившийся порядок давал им заметный доход и стал основой благополучия аристократии и дворянства на протяжении нескольких столетий.

Усиление власти феодалов

В Европе особенности феодального строя заключались еще и в том, что крупные землевладельцы со временем получили не только большие угодья, но и реальную власть. Государство передавало им различные функции, в том числе судебные, полицейские, административные и налоговые. Такие королевские грамоты становились знаком того, что земельные магнаты получали иммунитет от какого-либо вмешательства в их полномочия.

Крестьяне на их фоне были беспомощными и бесправными. Землевладельцы могли злоупотреблять своей властью, без опаски государственного вмешательства. Так фактически появился феодально-крепостнический строй, когда крестьян принуждали к трудовым повинностям без оглядки на закон и прежние договоренности.

Барщина и оброк

Со временем обязанности зависимых бедняков менялись. Существовало три вида феодальной ренты - барщина, оброк натуральный и оброк денежный. Даровой и принудительный труд был особенно распространен в эпоху раннего средневековья. В XI веке начался процесс экономического роста городов и развития торговли. Это привело к распространению денежных отношений. До этого на месте валюты могли быть те же самые натуральные продукты. Такой экономический порядок назывался бартером. Когда деньги распространились по всей Западной Европе, феодалы перешли на денежный оброк.

Но даже несмотря на это, крупные поместья аристократов в торговле участвовали довольно вяло. Большая часть продуктов и других товаров, произведенных на их территории, потреблялась внутри хозяйства. При этом важно отметить, что аристократы использовали не только труд крестьянства, но и труд ремесленников. Постепенно доля земли феодала в своем же хозяйстве уменьшалась. Бароны предпочитали отдавать участки зависимым крестьянам и жить за счет их оброка и барщины.

Региональные особенности

В большинстве стран феодализм окончательно сформировался к XI веку. Где-то этот процесс закончился раньше (во Франции и Италии), где-то - позже (В Англии и Германии). Во всех этих странах феодализм был практически одинаковым. Несколько отличались отношения крупных землевладельцев и крестьян в Скандинавии и Византии.

Имела свои особенности и социальная иерархия в средневековых азиатских странах. Например, феодальный строй в Индии характеризовался большим влиянием государства на крупных землевладельцев и крестьян. Кроме того, там отсутствовало классическое европейское крепостное право. Феодальный строй в Японии отличался фактическим двоевластием. При сегунате сегун имел даже больше влияния, чем император. Этот держался на прослойке профессиональных воинов, получавших небольшие земельные наделы - самураев.

Наращивание производства

Все исторические социально-политические системы (рабовладельческий строй, феодальный строй и т. д.) менялись постепенно. Так, в конце XI века в Европе начался медленный производственный рост. Он был связан с совершенствованием рабочих инструментов. Вместе с тем происходит разделение специализаций работников. Именно тогда ремесленники окончательно отделились от крестьян. Этот социальный класс стал селиться в городах, которые росли вместе с наращиванием европейского производства.

Увеличение числа товаров привело к распространению торговли. Начала складываться рыночная экономика. Появилось влиятельное купеческое сословие. Торговцы стали объединяться в гильдии для того, чтобы защищать свои интересы. Точно так же ремесленники образовывали городские цехи. До XIV века эти предприятия были передовыми для Западной Европы. Они позволяли ремесленникам оставаться независимыми от феодалов. Однако с началом ускоренного научного прогресса в конце Средневековья цехи стали пережитком прошлого.

Крестьянские восстания

Конечно, феодальный общественный строй не мог не измениться под влиянием всех этих факторов. Бум городов, рост денежных и товарных отношений - все это происходило на фоне усиления народной борьбы против гнета крупных землевладельцев.

Крестьянские восстания стали обыденным событием. Все они жестоко подавлялись феодалами и государством. Зачинщиков казнили, а простых участников наказывали дополнительными обязанностями или пытками. Тем не менее постепенно, благодаря восстаниям, личная зависимость крестьян стала уменьшаться, а города превратились в оплот свободного населения.

Борьба феодалов и монархов

Рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй - все они, так или иначе, влияли на государственную власть и ее место в обществе. В Средние века усилившиеся крупные землевладельцы (бароны, графы, герцоги) практически игнорировали своих монархов. Регулярно происходили феодальные войны, в которых аристократы выясняли отношения между собой. При этом королевская власть не вмешивалась в эти конфликты, а если и вмешивалась, то из-за своей слабости не могла остановить кровопролитие.

Феодальный строй (период расцвета которого пришелся на XII век) привел к тому, что, например, во Франции монарх считался лишь «первым среди равных». Положение вещей стало меняться вместе с наращиванием производства, народными восстаниями и т. д. Постепенно в западноевропейских странах сложились национальные государства с твердой королевской властью, которая приобретала все больше признаков абсолютизма. Централизация стала одной из причин, по которым феодальный строй остался в прошлом.

Развитие капитализма

Могильщиком феодализма стал капитализм. В XVI веке в Европе начался стремительный научный прогресс. Он привел к модернизации рабочего оборудования и всей промышленности. Благодаря Великим географическим открытиям в Старом Свете узнали о новых землях, лежащих за океаном. Появление нового флота привело к развитию торговых отношений. На рынке появились невиданные доселе товары.

В это время лидерами промышленного производства стали Нидерланды и Англия. В этих странах возникли мануфактуры - предприятия нового типа. На них применялся наемный труд, который был еще и разделенным. То есть на мануфактурах работали обученные специалисты - в первую очередь ремесленники. Эти люди были независимы от феодалов. Так появились новые виды производства - суконное, чугунное, типографское и т. д.

Разложение феодализма

Вместе с мануфактурами зародилась буржуазия. Этот социальный класс состоял из собственников, владевших средствами производства и крупным капиталом. Поначалу эта прослойка населения была небольшой. Ее доля в экономике была крохотной. На излете Средневековья основная масса производимых товаров появлялась в крестьянских хозяйствах, зависимых от феодалов.

Однако постепенно буржуазия набирала обороты и становилась богаче и влиятельнее. Этот процесс не мог не привести к конфликту со старой элитой. Так в XVII веке в Европе начались социальные буржуазные революции. Новый класс хотел закрепить собственное влияние в обществе. Делалось это с помощью представительства в высших государственных органах Парламенте) и т. д.

Первой была Нидерландская революция, закончившаяся вместе с Тридцатилетней войной. Это восстание носило еще и национальный характер. Жители Нидерландов избавились от власти могущественной династии Испанских Габсбургов. Следующая революция произошла в Англии. Она также получила название Гражданской войны. Итогом всех этих и последующих подобных переворотов был отказ от феодализма, раскрепощение крестьянства и торжество свободной рыночной экономики.

В современной медиевистике до сих пор нет единого понимания сущно­сти феодализма. Значительная часть исследователей (в частности, Ф. Ганс-хоф (Бельгия), Ф.М. Стентон (Великобритания), американцы К. Стефенсон, Р.С. Хойт, К.В. Холлистер) придерживается политико-юридической трак­товки. Они полагают, что феодализм - это вассально-ленная система или даже просто специфическая военная организация, возникновение которой вызвано необходимостью военной защиты. Отсюда следует, что феодализм - исключительно западноевропейское явление. Другие приверженцы этого подхода считают феодализм универсальной формой государства, которая возникала в разное время у разных народов в результате военного завоева­ния или захвата власти. Феодализм - временное устройство, необходимость в котором отпадает, когда возникает более совершенная система. Данной концепции придерживаются американские и немецкие медиевисты, в част­ности Г. Миттайс и О. Бруннер, которые называют феодализм ленным госу­дарством. Его возникновение социально никак не обусловлено, он склады­вается там, где есть необходимость «политически организовать» обширное пространство, на котором царит беспорядок и не налажены экономические связи. Могущество господствующего класса в ленном государстве никак не связано с земельной собственностью 7 .

6 Конотопов М.В., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 30-31.

7 См.: Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» всовременной буржуазной историографии. М.,1980; Барг МЛ. Проблемы социальной истории в ос­вещении современной западной медиевистики. М.,1973.

В отечественной литературе феодализм характеризуется следующими ос­новными признаками:

♦ Политическое господство военного класса - рыцарства, организован­ного в иерархию, скрепленную отношениями личного служения и по­кровительства.

♦ Специфическая структура земельной собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политической властью. Отношение к земле при феодализме может быть охарактеризовано понятиями «владение», «пользование», «держание», «обладание»; феодальная собственность ус­ловна; феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьефа), получен­ного от вышестоящего сеньора, который, в свою очередь, чей-то вассал. Характерно, что владения, которые их обладатели ни от кого не «держа­ли», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьефами».

♦ Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности: если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться. Для обще­ственных отношений при феодализме характерны всеобщие связи за­висимости между людьми, выражавшиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями.


♦ Личное и экономическое подчинение крестьян феодалам. Крестьяне, основные производители материальной продукции, ведут самостоя­тельное хозяйство и при этом лишены права свободно владеть и распо­ряжаться своим наделом. Под внеэкономическим принуждением они отдают господам прибавочный продукт - феодальную земельную ренту. Внеэкономическое принуждение выражается в подвластности и под­судности крестьян феодалам, в различных формах зависимости непо­средственных производителей - от патроната до крепостничества. В от­личие от раба и колона феодально зависимый крестьянин, обладатель орудий труда и домохозяйства, частично заинтересован в повышении производительности труда и расширении производства лишь до того порога, который обеспечивает прожиточный минимум ему и его семье. Подобный тип трудовой мотивации роднит средневекового крестьяни­на и античного раба. Отличает их статус юридически свободного лица, который даруется крестьянину его господином, феодалом, чтобы не допустить окончательного исчезновения заинтересованности первого в результатах своего труда.

♦ Товарное производство, доставшееся феодализму от предшествующих формаций, расширяется одновременно с ростом городов и развитием городских ремесел, но не становится преобладающим. Когда товарные отношения приобретают всеобщий характер и начинают определять собой все сферы жизнедеятельности феодального общества, оно всту­пает в стадию разложения и вытесняется капитализмом. Преобладание натурального хозяйства объясняется существованием при феодализме простого, а не расширенного воспроизводства, тесным соединением работника со средствами труда, ориентацией на минимальный уровень удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причем сведе­ние жизненных потребностей к минимуму, существование впроголодь присуще низшим классам, в то время как феодальная и отчасти церков-

ная знать предпочитают демонстративную роскошь, неумеренное по­требительство и праздный образ жизни. ♦ Философия, право, мораль, образование, искусство, литература в боль­шей или меньшей мере пронизаны теологическим мировоззрением. По­литический партикуляризм и разобщенность общественной и экономи­ческой жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенство доминирует в идеологической жизни общества, контролируя все отрасли духовного производства, и подчи­няет его интересам не только самой церкви, но и господствующего класса, частью которого является высшее духовенство. Для феодализма - общественного строя с преобладанием аграрной эко­номики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства - были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства был и обусловлены особеннос­ти: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархич­ность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господ­ство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприя­тия и др.).

В основе феодальных отношении лежала феодальная собственность на землю - право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, определенной зако­ном или обычаем. Феодальные отношения предполагают существование двух собственников земли - феодала, имеющего право на получение ренты, и

крестьянина, имеющего право распо­ряжаться землей. Феодал не может отобрать землю у крестьянина, кресть­янин имеет право эту землю не только передать по наследству, но и продать. При этом к покупателю переходила также обязанность платить земельную ренту. Другая форма правовых отно­шений предполагала наличие такой категории людей (их называли рабами - сервами), которые находились в личной зависимости от феодала. Их суще­ствование свидетельствует о сохранении в недрах феодального общества ра­бовладельческого уклада.

Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закреплен­ное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравствен­ной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Противостояние папства и мирской монархии со­здавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепен­но подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие город­ской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Рефор­мацию XVI в. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей бла­гоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталисти­ческого типа. Революции XVI-XVIII вв. ознаменовали в основном заверше­ние феодализма.

Феодальный строй предполагает более или менее слабую государственную власть. Политическая власть находится в руках отдельных земельных соб­ственников. Каждый помещик - не только самостоятельный хозяин, но и более или менее независимый политический властелин. На государя он смот­рит не как на господина, которому он, подданный, обязан подчинением, а как на первого среди равных, как на первого и самого могущественного фе­одала. В отношении своего государя феодал чувствует себя как бы на дого­ворном положении, которое напоминает отношения между господином (се­ньором, сюзереном) и вассалом внутри поместья. Нижестоящие на ступенях феодальной лестницы получают землю из рук людей более высокого ранга в пользование под условием выплаты определенной повинности. В то же вре­мя и нижестоящие имеют возможность передать полученную землю в даль­нейшее пользование стоящим еще ниже их опять-таки при условии опреде­ленных повинностей. При крепостном праве общественная лестница пост­роена иначе. Земля жатуется государями помещикам за службу или по доброй милости часто без всяких обязательств со стороны награждаемых, а помещи­ки распоряжаются землей вполне самостоятельно, не признавая никаких условий со своими крепостными.

Католическая церковь, приспосабливая свое учение к потребностям со­циальной действительности, развивала теорию, согласно которой вера {fides) равносильна верности (fidelitas) и истинно свободным является тот, кто ве­рен богу и сеньору, тогда как человек, мнящий себя свободным, на самом деле порабощен гордыней и осужден на погибель. Поскольку человек наря­ду с «вертикальной» связью с господином одновременно включался и в «го­ризонтальную» связь с членами корпорации, у него как у полноправного члена последней развивалось сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав; именно здесь и вырабатывалась человеческая личность в той исторически ограниченной форме, в какой она была возможна в условиях феодального корпоративного конформизма.

План работы

    Введение…………………………………………………………………………3

    Ранний феодализм (V – конец X вв.)………………………………………….4

    Период развитого феодализма (XI-XV вв.)…………………………………...7

    Период позднего феодализма (конец XV – середина XVII вв.)……………10

    Заключение…………………………………………………………………….14

    Тест……………………………………………………………………………...15

    Список литературы……………………………………………………………..16

Введение

Средние века – это период зарождения, господства и разложения феодализма. Слово «феодализм» происходит от позднелатинского feodum – поместье (в странах Западной Европы в Средние века этим словом обозначали земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условие несения им феодальной службы).

К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала – отсюда внеэкономическое принуждение; крайне низкое и рутинное состояние техники.

Принято считать, что классическим вариантом считается западноевропейский феодализм, который формировался в результате взаимодействия двух процессов – распада античного общества и разложения первобытно-общинного строя у окружающих Римскую империю племён (германцев, кельтов, славян и др.).

В современной историографии нет единого мнения о характере феодализма в странах Востока. Социально-экономическое развитие этих народов в эпоху Средневековья имеет свои характерные особенности. Началом феодализма в Западной Европе принято считать падение рабовладельческое Западной Римской империи(V в.), а окончанием – Английскую буржуазную революцию (1642-1649).

Развитие средневекового общества сопровождалось значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. С учётом совокупности изменений выделяют три периода:

    Раннее Средневековье – время формирования феодального способа производства (V-X вв.);

    Классическое Средневековье – период развития феодализма (XI-XV вв.);

    Позднее Средневековье – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV – середина XVII вв.)

Ранний феодализм (V – конец X вв.)

Для этого этапа характерен низкий уровень развития производительных сил, отсутствие городов, ремёсел, аграризация экономики. Хозяйство было натуральным, отсутствовали города, отсутствовало денежное обращение.

В этот период происходило становление феодальных отношений. Образуется крупная земельная собственность, свободные крестьяне-общинники попадают в зависимость от феодалов. Формируются основные классы феодального общества – землевладельцев и зависимых крестьян.

В экономике сочетались разные уклады: рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости крестьян).

Раннефеодальные государства были относительно едиными. В границах этих государств, объединявших различные этнические общности, происходил процесс этнической интеграции и формирования народностей, закладывались правовые и экономические основы средневекового общества.

Становление феодальных отношений в период раннего Средневековья связанно с возникновением и развитием различных форм феодальной земельной собственности.

Племена варваров, захватившие римские территории и образовавшие на них свои государства, были осёдлыми земледельцами, в конце V – начале VI вв. частной собственности на землю у них ещё не существовало. Земля принадлежала всем жителям деревни. Жители одной деревни составляли территориальную (сельскую) общину – марку. Каждой семье община выделяла земельный участок под пашню, а иногда и часть луга. Осенью, когда заканчивался сбор урожая, луга и все пахотные земли становились общими пастбищами. Леса, реки, пустоши, дороги также находились в общинном пользовании. Личная (частная) собственность общинника включала только дом, приусадебный участок, движимое имущество.

В конце VI – начале VII вв. внутри общины происходит процесс имущественного расслоения и распределения общинной земли в частную, свободно отчуждаемую собственность – аллод.

Пути образования крупного землевладения были различными. Чаще всего это были пожалования короля. Стремясь укрепить свою власть, франкские и другие короли раздают захваченные земли служилым людям в полную частную собственность (аллод).

Раздача аллодов приводила к сокращению земельных фондов и ослаблению власть короля. Поэтому в VIII в. Земельные владения стали передаваться виде бенефициев, т. е. в пользование без права передачи по наследству и при условии несения военной службы. Поэтому бенефиций являлся частной собственностью и предоставлялся на срок несения службы. Постепенно срок владения стал пожизненным. Вместе с землёй служилые люди получали право осуществлять государственные функции – судебные, административные, полицейские, налоговые и другие по отношению к проживающим на данной территории свободным держателям. Такое пожалование называлось иммунитетом.

В IX-X вв. пожизненный бенефиций постепенно превращается в наследственное земельное владение, или фактически в собственность (лен, или феод). От слова «феод» получил название феодальный способ производства. Таким образом происходило укрепление власти феодалов, что необратимо вело к феодальной раздробленности, ослаблению королевской власти.

Вместе с созданием феодальной (ленной) системы земельной собственности шёл процесс формирования категорий зависимых крестьян.

Оформление крепостной зависимости проходило по-разному. В одних случаях феодал подчинял себе крестьян с помощью прямого насилия. В других – крестьяне сами просили помощь и защиту (покровительство) у крупных земельных собственников, которые становились таким образом их господами (сеньорами). Отдаваемый под защиту господина крестьянин попадал в личную зависимость, а, лишившись земли, - и в поземельную зависимость и должен был выполнять в пользу своего сеньора определённые повинности.

Церковь и светские феодалы часто использовали систему прекарных договоров, когда крестьянин передавал им право собственности на свой надел, сохраняя при этом пожизненное право пользования этим наделом и обязуясь выполнять установленные повинности. Этот договор оформлялся письменно с указанием сроков пользования землёй и повинностей. Собственник земли выдавал крестьянину прекарную грамоту, где содержалось обязательство не нарушать его прав.

Основной хозяйственной единицей средневекового общества становится крупное феодальное хозяйство, где осуществлялся процесс феодального производства. В России это были вотчины, а затем – поместья, в Англии – маноры, во Франции и в ряде других стран Европы – сеньории. В вотчинах эксплуатировался феодалами труд смердов, в манорах – труд лично зависимых, несвободных крестьян – вилланов, в сеньориях Франции – труд сервов. В пределах своих вотчин феодалы обладали всей полнотой административной и судебной власти.

Феодальное производство велось в двух основных формах: барщинное хозяйство и оброчное хозяйство.

При барщинном хозяйстве вся земля феодального поместья была поделена на две части. Одно часть – барская земля, на которой крестьяне своими орудиями осуществляли производство сельскохозяйственных продуктов, полностью присваиваемых феодалом. Другая часть земли – крестьянская, получившая название надельной. На этой земле крестьяне вели хозяйство для себя. В условиях барщинной системы определённые дни недели крестьяне работали на своём поле, в другие дни – на барском.

При оброчной системе хозяйства практически вся земля передавалась крестьянам в надел. Всё сельскохозяйственное производство осуществлялось в крестьянских хозяйствах часть созданного продукта в виде оброка передавалась феодалу, а другая – оставалась для осуществления воспроизводства рабочей силы крестьянина, инвентаря, поддержания существования членов его семьи.

Барщина и оброк представляли собой формы феодальной земельной ренты – совокупности различных повинностей, которые крестьяне вели в пользу феодала. Помимо отработочной ренты (барщины), продуктовой (натуральный оброк), существовала денежная рента (денежный оброк).

Для феодализма в целом характерно преобладание аграрного производства.

Период развитого феодализма (XI - XV вв.)

Период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Такое положение в совокупности с натуральным характером экономики способствовало распаду раннефеодальных государственных образований и переходу к феодальной раздробленности.

Наблюдается рост производительных сил. Благодаря постепенному совершенствованию орудий труда и повышению производительности происходит специализация работников в разных областях производства – ремесло отделяется от земледелия. Возникают и растут города, главным образом, как поселения ремесленников, развивается ремесленное производство. Растущая специализация приводит к росту обмена, расширению торговых связей. Появляются купеческие гильдии. Развивается рыночное хозяйство.

Развитие хозяйства, подъём городов и рост товарно-денежных отношений происходили на фоне усиления борьбы народных масс против феодальных порядков (крестьянские и городские восстания). В конечном итоге это вело к изменению форм феодальной эксплуатации, ослаблению личной зависимости крестьян, появлению свободного городского населения. Указанные процессы коренным образом меняли облик феодального общества, способствовали ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. На этом этапе образуются крупные централизованные государства – Франция, Англия, Польша, Россия и др.

Основной формой собственности и организации производства в сельском хозяйстве в данный период оставалось феодальное поместье. В XI-XIII вв. оно представляло собой замкнутое натуральное хозяйство, полностью обеспечивавшее свои потребности за счет собственных ресурсов: его характерной чертой была тесная связь господского хозяйства с хозяйством крестьян, которые должны были обрабатывать землю феодала своими орудиями труда и своим скотом.

Однако в XIV-XV вв. начинается разложение феодальных отношений, происходят коммутация повинностей (замена отработочной и натуральной ренты денежной), раскрепощение крестьянства, что вело к концентрации земель и развитию арендных отношений. Многие дворяне начинают применять в хозяйстве наёмный труд. Получает развитие краткосрочная аренда (при смене арендаторов есть возможность увеличить арендную плату).

С конца XIII по XV вв. в Англии в силу развития овцеводства происходит замена барщины оброком, который выплачивался овечьей шерстью.

Переход к оброчной системе расширял возможности для развития сельского хозяйства, усиливал подвижность крестьян, уменьшал их зависимость от феодала, вёл к повышению производительности труда, усиливал товарность аграрного сектора. Постепенно натуральный оброк заменяется денежным.

Развитие товарно-денежных отношений в деревне и коммутация крестьянских повинностей привели к имущественному расслоению среди крестьянства. Появились зажиточные крестьяне, которые арендовали землю и помещика и обрабатывали её с помощью наёмного труда своих же соседей. С другой стороны, выделялись малоземельные и безземельные семьи, которых как сельскохозяйственных батраков эксплуатировали помещики и богатые крестьяне.

С конца XI в. в Западной Европе наблюдается оживление городов. Они приобретают большое экономическое значение, становясь центрами ремесла и торговли.

Главным фактором возрождения античных и появления средневековых городов стало отделение ремесла от сельского хозяйства. Поселения ремесленников, постепенно разрастаясь, становились городами.