Древняя Персия. От племени до империи

Ответ оставил Гость

1. Природные условия и обитатели Иранского плоскогорья. Иранское плоскогорье и обширные территории Центральной Азии находятся квостоку от Месопотамии, составляя регион Среднего Востока. Сюда всередине первого тысячелетия до н. э., после гибели или ослаблениянекогда могущественных держав Ближнего Востока, переместились центрыкультурно-исторического развития народов Древнего Востока. Иранское плоскогорье, где располагались древнейшие, первоначальныетерритории Мидийской и Персидской «мировых» держав, простиралось отКаспийского моря на севере до Персидского залива на юге. Со всех сторононо было замкнуто и защищено горными хребтами. На юге и юго-западеИранское плато окаймлено Южноиранской горной дугой, на северо-западе –горами Загроса; на востоке горы Брагуй и Соломоновы горы отделяютИранское плоскогорье от полуострова Индостан, горные хребты Копетдáга иГиндукуша служат границей между Ираном и находящейся к северу от негоСредней Азией. Нетрудно представить, что коренное население Иранскогоплоскогорья: племена кутиев, касситов, луллубеев и другие – жило словно вгигантском каменном мешке, который изолировал их от развитыхцивилизаций речных долин. Более благоприятным по сравнению с остальнымибыло местоположение племён, проживавших в западной части Иранскогоплоскогорья, граничащего с Вавилонией и Ассирией. Являясь объектамиэкспансионистских намерений со стороны правителей Вавилонии и Ассирии,они нередко оказывались в плену, что давало им возможность знакомиться сбогатой культурой завоевателей. Именно в западной (Мидия) июго-западной частях (Элам и Персида) Иранского плоскогорья, раньшевступивших в контакт с высокоразвитыми цивилизациями Месопотамии,быстрее, чем в других областях Ирана, начала формироваться собственнаягосударственность, были созданы новые на Востоке цивилизационные центры.Две трети территории Иранского плоскогорья были заняты полупустынямии степями, где выпадало мало осадков. Знойным и жарким летом пересыхалинебольшие горные речки и озёра. Продолжительные и очень суровые зимыоказывали неблагоприятное воздействие на существование садовых культур ине позволяли круглогодично содержать скот на подножном корме. Этиприродные условия, вызванные резко-континентальным климатом,предопределили главное занятие местного населения – скотоводство,которое ещё не полностью утратило свой кочевой характер. Земледелие быловозможно в ограниченном масштабе, в долинах рек и оазисах. Для орошенияполей использовались резервуары, накапливавшие подпочвенные воды, атакже воду, образовывавшуюся при таянии снегов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: РАЗВИТИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Рубрика (тематическая категория) История

В первой половинœе I тысячелœетия до н. э. Среднюю Азию населяли многочисленные родственные племена. В большинстве среднеазиатских районов населœение занима­лось скотоводством и охотой, вело кочевой образ жизни. Историки древности оставили наиболее подробные сведе­ния о кочевых племенах Средней Азии: саках, живших к югу от Аральского моря. У этих племен существовало много пережитков первобытных отношений: групповой брак, обилие магических обрядов, большая роль в общественной жизни отводилась женщинам, которые нередко занимали высокое общественное положение вождей племен или даже союзов племен. История сохранила нам имена женщин-вождей крупных союзов племен: Томирис у масса­гето, Зарина и Спаретра у саков.

На территории Средней Азии имелись плодородные оазисы, населœение которых издревле занималось земледе­лием. Οʜᴎ занимали центральные и южные области Сред­ней Азии. В земледельческих областях были созданы крупные ирригационные системы. В крупных оазисах Средней Азии они возникли уже к серединœе I тысячелœетия до н. э. Перво­начально использовались только естественные протоки, а несколько позднее магистральные каналы стали проклады­ваться независимо от русла реки, по средней линии такы­ров (низменностей) с боковыми разветвлениями. Поливное земледелие создало условия как для расширения и укрепления земледельческого хозяйства, так и для подъема культуры. Ирригация стала важной отраслью общественного производства, и судьбы народов оказались самым тесным образом связаны с историей разви­тия ирригационной техники и орошения, а значит, форми­рование древнеземледельческих оазисов и прогресс иррига­ции в Средней Азии были взаимосвязаны с развитием экономики, зарождением новых городских центров и сло­жением древних государственных образований в долинах среднеазиатских рек. Границы первоначальных государ­ственных объединœений в значительной мере совпали с гра­ницами ирригационных систем и орошаемых земель.

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевро­пейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II – I тысячелœетий до н.э., причем в науке до сих пор не решен вопрос, откуда они появились – с территорий Кавказа или из Средней Азии через при каспийские степи. Вступив во взаимодействие с местным населœением – хурритами, касситами и др.
Размещено на реф.рф
– и частично ассимилировав его, иранцы с VIII в. до н.э. стали господствующим этносом, разделившимся, в свою очередь, на две части – мидян на севере и персов на юге. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов создали благоприятную ситуацию для консолидации мидянских племен, на базе которой сложилось государство Мидия, ставшее уже в VII в. до н. э. сильной державой, союз которой с Вавилонией сыграл решающую роль в крушении Ассирии.

Удачливый правитель Мидии Киаксар (625 – 585 гᴦ. до Н.З.) не только разгромил Ассирию, но сумел покорить и подчинить также Урарту и ряд других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, где им был заключен союз с крупным Лидийским царством. Сын Киаксара Астиаг (585 – 550 гᴦ. до н.э.) предпринимал усилия для сохранения и укрепления могущества Мидии. При этом в этой борьбе он встретил ожесточенное сопротивление региональной племенной знати, обогащение которой в ходе завоевательных войн способствова­ло ее усилению. Среди иранских племен, находившихся в зависимо­сти от царей Мидии, были и ведшие борьбу с их сосœедями-эламитами персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато, рядом с древним Эламом, персы долгие десятилетия существовали практически автономно от этнически близких им мидян. Консолидация персов в государство происходила медленно и чуть запаздывала по сравнению с мидянской. При этом автономия эта способствовала политической независимости формировавшегося государства. Правитель персов Кир I во второй половинœе VII в. до н. э. признавал авторитет Ассирии, с которой мидяне вели ожесточенную борьбу, а во времена его сына Камбиза I, женатого на дочери Астиага, персы были уже вассалами Мидии. Сын Камбиза Кир II был по матери внуком царя Мидии, и это родство сыграло определœенную роль как в его судьбе, так и в судьбах всœех персов.

Став в 558 ᴦ. до н.э. царем персов, Кир II в 553 ᴦ. выступил против Мидии и в 550 ᴦ. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Постоянной политикой Кира были попытки привлечь на свою сторону симпатии известных кру­гов покоряемых стран, главным образом знати. В числе видных сановников Ахеменидской державы часто встречаются представители мидийской знати. Персы заимствовали мидийскую культуру, а также систему госу­дарственного управления. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и, выступив против Лидии, разбил войска ее царя Крёза, славившегося во всœем древнем мире своими несметными богатствами. Подчинив почти всю Малую Азию, а затем и значительную часть Средней Азии, Кир выступил против Вавилонии и в 538 ᴦ. захватил ее. При этом Кир придал своей власти характер личной унии с вавилонянами, формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в соци­альной структуре страны. После захвата Вавилонии всœе западные страны до границ Египта добровольно подчини­лись Персии. Кир объявил себя царем всœелœенной, великим царем, сильным царем, царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех стран света. Намереваясь выступить против последнего из крупных соперников, Кир готовился захватить и Египет, но понимал, что борьба с ним будет нелœегкой. По этой причине Персидская держава начала искать союзников. С целью создания плацдарма для своего похода в Египет, Кир направляет свои устремления на воссоздание иудейского государства в виде самоуправля­ющего храмового города Иерусалима. Для этого Кир вер­нул евреев, насильственно посœелœенных в свое время в Дву­речье, на родину и разрешил восстановить Иерусалимский храм.

В создании и существовании Ахеменидской державы большую роль сыграла прекрасно созданная Киром армия. Государство было разделœено на военные топархии. Ядро армии составляли персы. Высшие должности в гарнизонах, на базовых стратегических пунктах, крепостях и т. д. на­ходились в руках персов. Войско состояло из конницы и пехоты. Кавалерия рекрутировалась из знати, а пехота ­из земледельцев.

Комбинированные действия кавалерии и лучников обес­печили персам победы во многих войнах, и до начала греко-персидских войн ни одна армия не могла противостоять персидской. Лучники расстраивали ряды противника, а по­сле этого кавалерия уничтожала их.

Главным оружием персидской армии был лук, заимство­ванный у скифов. Снаряжение и вооружение всадника состояли из желœезной каски, желœезного панциря, а также бронзового щита и двух желœезных копий. Персидское вой­ско делилось на корпусы, полки и более мелкие части по10000, 1000, 100 и 10 человек.

В случае восстания или войны в какой-либо стране, армейские гарнизоны пере6расывались по дорогам, существовавшим уже давно или построенным специально дл этой цели.

Как рассказывает Геродот, Кир пытался сватать массагетскую царицу Томирис, но она поняла, что Кир сватается не к ней, а к царству массагетов, и отвергла его предложение. Кир начал военные действия. Битва была жестокой и продолжительной. Сражение выиграли массагеты. Боль­шая часть персидского войска была перебита͵ а сам Кир пал в сражении.

Созданная Киром держава за короткий срок стала крупнейшей в мире; ее границы простирались от средиземноморского побережья до среднеазиатских оазисов.

Непокоренным оставался Еги­пет, так что неудивительно, что именно против него двинул свои силы сын Кира Камбиз II. В тот период внешнеполити­ческая ситуация складывалась для Египта неблагоприятно, он лишился многих своих союзников, оказался в полной изоляции. Камбиз же, выступив в поход против Египта͵ собрал в свое войско, как отмечают источники, ʼʼвсœе покоренные им народыʼʼ, не говоря уже о финикийском флоте. Египетские, войска не сумели противостоять натиску этой армии. В 525 ᴦ. до н. э. произошла единственная крупная битва при Пелусии. Это было кровопролитное сражение, в кото­ром обе стороны понесли неисчислимые потери. Египет превратился в персидскую сатрапию, а Камбиз провозглашен его фараоном (27-я династия). Вслед за этим персы предполагали идти походом в Эфиопию и через ливийские пески на Карфаген, но недостаток продовольствия и общая неподготовленность огромной армии к длительным экспедициям в сложных условиях привели к крушению первоначальных замыслов. Вместе с тем, тревогу Камбиза вызвали дошедшие до него слухи о волнениях в Персии, вызванных ложными сведениями о его гибели и претензиями его брата Бардии на престол. Камбиз приказал казнить Бардию и поспешил обратно, но неожиданно умер в пути. В этой критической ситуации на передний план выступил, согласно некото­рым данным, жрец (маг) Гаумата͵ выдавший себя за Бардию.

Традиционная версия о первом из известных истории самозванцев, сыгравших серьезную роль в политической борьбе крупного государства, ныне специалистами подвергнута сомнению: считается, что к власти пришел всœе-таки подлинный Бардия. Как бы то ни было, но взявший в свои руки власть Бардия (или Лжебардия-Гаумата) не­сколько месяцев успешно управлял империей и даже провел ряд ре­форм направленных на укрепление центральной власти и ослабление знати. Возможно, именно это, в сочетании с достигавшими Персии противоречивыми слухами о Камбизе II (жив? или всœе-таки умер?), ставило нового царя в двусмысленное положение, привело к острой политической борьбе в правящих кругах, в ходе которой осœенью 522 ᴦ. Бардия (Лжебардия?) был убит заговорщиками. Один из них, представитель младшей ветви Ахеменидов Дарий, после этих событий был провозглашен новым царем персов.

Придя к власти, Дарий I (522 – 486 до н.э.) столкнулся с тяжелой ситуацией – во всœех концах империи вспыхивали восстания; одна за другой недавно при­соединœенные к Персии страны пытались добиться независимости. Опи­раясь на армию, молодой царь жесткой рукой подавил восстания и восстановил эффективную власть центра. В знак своих успехов он повелœел высечь на Бехистунской скале гигантское барельефное изо­бражение с надписью на нескольких языках. И изображение, и над­пись (сыгравшая в свое время важную роль в расшифровке клинописи) призваны были закрепить в поколениях память о великой победе. При этом военными успехами деятельность Дария не ограничи­лась. Дарием были проведены административно-финансовые реформы, благодаря которым были созданы специальная структура государственного аппарата и новая организация внутренней жизни.

Стоит заметить, что в распоряжении персидских правителœей не было развитой религиозной системы, которая могла бы послужить основой для формирования крепкой власти. Такого рода система в форме иранского зороастризма еще только зарождалась и потому не могла быть использована в крайне важно м для нужд империи объёме. По этой причине центр тяжести был вынужденно перенесен на создание оптимальной административной структуры, типа той, основы которой были заложены еще ассирийца­ми. Именно эту структуру и вырабатывал в ходе своих реформ Дарий I.

Суть реформ Дария сводилась, прежде всœего, к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Сами персы – кара (это слово означало одновременно ʼʼнародʼʼ и ʼʼвоинʼʼ, что адекватно отражало сравнительно ранний этап развития персов как этноса, и те социально-политические функции, которые выпали на их долю в империи) – занимали привилегированное положение. Именно из их числа формировался командный состав армии, именно они составляли ядро административного аппарата͵ разветвленная сеть которого густо опутала всю державу Ахеменидов. Следуя методу, апробированному ассирийцами, Дарий разделил страну на 20 административно-податных округов (сатрапий), во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители-сатрапы. Но в отличие от ассирийцев Дарий пошел дальше: для упрочения власти центра и ограничения всœевластия сатрапов он ввел разделœение военной и граж­данской власти на местах. В функции сатрапов входило осуществле­ние гражданской администрации, обеспечение регулярного поступления податей и выполнения повинностей. Οʜᴎ же выполняли судебные функции, имели право чеканить серебряную и медную мо­нету. При этом сатрапы не имели военной силы, за исключением не­большой личной охраны и аппарата принуждения на местах. Что же касается военной администрации, то вся империя была поделœена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им. Это разграничение гражданской и военной администрации при взаимном контроле ответственных руководителœей различных ведомств сыграло важную роль в упрочении всœевластия центра.

Что касается администрации внутри сатрапий, особенно таких крупных и развитых, как Египет или Вавилон, то они делились на области, для управления которыми обычно привлекались чиновники и писцы из числа местных жителœей. В сатрапиях, где политические связи издревле основывались на добровольном подчинœении мелких государств (Финикия и др.), роль руководителœей подчинœенных сатра­пам областей выполняли местные правители с их традиционным ап­паратом власти и местным самоуправлением. Далекие периферийные районы, населœенные небогатыми племенами, тоже обычно сохраняли традиционную систему управления во главе с вождями, а их взносы в персидскую казну ограничивались небольшой данью, принимавшей форму спорадических подарков. При этом почти во всœе окраины де­ржавы центр посылал свои военные отряды, сооружая там крепости и форпосты. Воины гарнизонов обычно получали освобожденные от налогов земельные наделы и жили за счёт их обработки. При этом строго соблюдался принцип, согласно которому в число воинов недолжны были включаться жители данного района, даже вообще стра­ны, особенно если имелась в виду такая страна, как Египет или Вавило­ния.

Вообще на организацию армии обращалось особое внимание, ибо именно военная сила была основой власти персов. Элитой армии был корпус ʼʼбессмертныхʼʼ из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителœей знатных родов, зани­мала привилегированное положение в качестве личной охраны царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников, при­чем периферийные ее подразделœения, стоявшие гарнизонами в сатра­пиях, включали в свой состав не только персов и мидян, хотя именно иранские племена по-прежнему оставались костяком армии. Вначале строго следили за тем, чтобы воинские наделы оставались наследст­венно-должностными и не переходили в личную собственность, не становились объектом купли-продажи. С течением времени, однако, наделы начинали отчуждаться, что не могло не сказаться на боеспо­собности армии. Как известно, это привело к тому, что последние персидские цари вынуждены были всœе большую ставку делать на воинов-наемников. Став мировой державой, империя Ахеменидов вы­нуждена была активно строить военные корабли, особенно после того, как ей пришлось столкнуться с сильными именно на море греками.

Основная доля земельного фонда в персидской империи принадле­жала общинникам, выплачивавшим налоги непосредственно в казну и исполнявшим всœе повинности. Среди них были и богатые, и бедные, причем богачи подчас сдавали излишки земли в аренду беднякам. Долговое рабство распространено не было, но практика заклада иму­щества была хорошо известна, особенно в связи с системой откупов: крупные дельцы, бравшие на откуп тот или иной район империи, беспощадно выколачивали из населœения не только причитавшийся с каждого налог, но и немало сверх этого, что и вынуждало бедняков расставаться с имуществом либо закладывать его.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Ремесло и особен­но транзитная торговля – как, впрочем, и операции по закладу либо аренде – нередко сосредоточивались в руках больших торговых домов частных собственников, в основном вавилонских. Рабов в империи было немного, причем использовались они либо в государственных хозяйствах на тяжелых работах (рудники, каменоломни), либо в сфе­ре услужения в частных домах. Те из рабов, которые сажались на землю или обзаводились кое-каким имуществом, включались в тор­гово-ростовщические операции, приобретали ремесленные специаль­ности и тем постепенно изменяли свой реальный статус, сближаясь в имущественном отношении с иными слоями населœения, хотя юри­дически долго оставались неполноправными, что находило отражение в системе оброка-пекулия.

В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всœей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.

В период существования государства Ахеменидов очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути.

В первой половинœе V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад – идут греко-персидские войны. При этом небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.

В 334 ᴦ. до н.э. Александр Македонский (356-323 до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 ᴦ. до н.э. захватывает всœе ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.

Вопросы :

1. В чем отличие природных условий Средней Азии от Междуречья? Как эти различия сказались на хозяйственной деятельности народов, населявших Среднюю Азию?

2. С какой целью царь Кир позволил восстановить Иерусалимский храм?

3. Каким образом возможность отчуждения воинских наделов связана с боеспособностью армии?

4. Объясните, почему сатрапы не обладали военной властью на местах.

РАЗВИТИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "РАЗВИТИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ" 2017, 2018.

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І.

В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы - г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже - сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии - г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира - Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица - сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы - г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда - в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы.

Известны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

С гибелью Ассирийской цивилизации консолидация этно-исторического пространства древнего Востока и процесс образования здесь новой великой мировой империи прервались ненадолго. Имперские амбиции, претензии на власть над чужеземными народами пересилили социальную апатию и дух обреченности, царившие в смутную эпоху после краха ассирийцев. Наследие Ассирии создавало определенные предпосылки для появления на Востоке новой цивилизации - Древнеперсидской. Персы признавали авторитет Ассирии, особенно в начале становления своей государственности. Ассирийская цивилизация дала образец создания эффективной административной структуры, пример управляемых из центра провинций и опыт массовых переселений, в ходе которых население нивелировалось, теряло ощущение своей идентичности, что снижало социальное напряжение. Вакуум лидера, объединившего огромную территорию, от Средиземного моря до среднеазиатских оазисов, заполнили вовсе не Египет, Вавилон, Элам или Лидийское и Мидийское царства, а персы. К середине VI в. до н.э. у этих древних иранцев концентрация воли к власти, военная сила, грубый материализм, государственная гигантомания, подавляющая всякое нравственное начало, достигли апогея. За короткий срок персы создали крупнейшую в мире военную империю, объединившую более 80 народов, и свою оригинальную и высокоразвитую цивилизацию.

Центром образования цивилизации персов являлся юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Для орошения использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озер и подземных водоемов. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. Суровые природно-климатические условия региона определили возможности и пределы развития сложившейся здесь цивилизации. Жители Иранского плато испытывали влияние окружающей среды, одновременно воздействуя на нее. В таком взаимодействии человека, ландшафта и климата формировались навыки, привычки, обычаи и традиции людей, а в конечно итоге и характер создаваемой ими цивилизации.

Обширную территорию Иранского плато населяли племена касситов, эламитов, и лулубеев. Иранские племена, принадлежащие к одной из ветвей индоевропейцев, появились здесь лишь на рубеже II-I тыс. до н.э. Ранее они обитали на всем пространстве степей севернее Черного моря. Постепенно, возможно волнами, древние иранцы мигрировали через Кавказ и вдоль северного побережья Каспийского моря в Среднюю Азию (восточные иранцы) и на территорию Иранского плато (западные иранцы). В ходе миграций быт и образ жизни западных иранцев менялся. Эти кочевые племена, предки персов и мидян, постепенно переходили к земледелию и оседлости. Сохраняя воинственные кочевые традиции и жажду завоеваний, они приобретали новые традиции оседлой культуры и цивилизованной жизни. Западные иранцы занимались скотоводством, коневодством, земледелием, владели обработкой металлов. Двигаясь по Иранскому нагорью, они освоили легкую конную колесницу, во многом определившую в последствии специфику их цивилизации. Появившись в областях Западного Ирана, древние иранцы вступили во взаимодействие с местным населением и, частично ассимилировав его, уже в VIII в. до н.э. стали здесь преобладающим этносом. Вскоре они разделились на две части мидийцев, населявших северо-западные районы Иранского плато, и персов, обитавших на юге в районе Аншана.



Мидийцы раньше персов встали на путь консолидации. Созданное ими государство в течение полутора столетий было центром иранской материальной и духовной культуры, которую впоследствии заимствовали и развили персы. В отличие от мидийцев, консолидация персов происходила медленнее. Они хотя и находились в зависимости от Мидийского государства, но долгие десятилетия существовали практически автономно, сохраняя власть собственных племенных вождей. Персидский племенной союз состоял из 6 земледельческих племен и 4 племен кочевников-скотоводов. Путь персов от племенного союза к великой империи, вероятно, проходил через создание небольших предгосударственных образований.

Вся история государственного объединения персов носит полулегендарный характер. Основателем династии традиция считает Ахемена. В 675-650 гг. до н.э. персов возглавлял сын Ахемена Чишпиш, а затем Кир I. Ассирийские надписи свидетельствуют о существовании в VII в. до н.э. государства Парсумаш, возглавляемого Курашом (Киром), современником ассирийского царя Ашшурбанипала. Однако подлинным создателем Персидского государства стал Кир II (558-530 гг. до н.э.), организатор войска и один из крупнейших лидеров-вождей персов. В 558 г. до н.э. он объединил персидские племена, среди которых особенно выделялись пасаргады. Территория этого племени, по всей вероятности, и стала центром консолидации персов. Здесь произошло решающее сражение с мидийцами, на месте которого был построен город Пасаргады(Крепость Персии), ставший первой столицей Персидского государства.

С 550 г. до н.э., когда персы разгромили Мидию, началась их экспансия в разных направлениях, с целью создания великой империи. Вся политика Кира было направлена на реализацию этого плана. Ему понадобилось около 20 лет, чтобы удовлетворить свои имперские амбиции. В создании великой державы были заинтересованы не только персы. Жителям Передней Азии она давала относительное спокойствие и стабильность. Особенно выигрывали купцы, в руках которых находилась практически вся посредническая торговля Востока. Возможно поэтому персам удалось за такой короткий срок покорить Парфию, Гирканию, Армению (549-548 гг. до н.э.), Лидийское царство (547 г. до н.э.), подчинить себе территорию Плато (нын. Иран и Афганистан) и ряд оазисов Средней Азии. Кир достиг северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Яксарт.

Единственным серьезным противником персов оставался Вавилон, который, однако, ими был взят без особых усилий осенью 539 г. до н.э. на что понадобилось 2 месяца. При этом Кир показал себя великим политиком и дипломатом, а также тонким психологом. Жители Вавилона опасались, не расправится ли с ними царь персов точно также, как их правитель Навуходоносор с Иерусалимом? Напротив, Кир выступил в роли защитника Вааилона, покровителя религии и культуры. При завоевании Вавилонии царь персов опирался на поддержку влиятельного вавилонского жречества. Формально была сохранена самостоятельность Вавилонского царства, народу обещана неприкосновенность. Известным мировой центр стал одной из царских резиденций, а Кир принял титул царь вселенной, великий царь, сильный царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света.

Экономическая роль Вавилона во второй половине VI в. до н.э. была все еще велика. Здесь сходились все торговые пути, а поэтому мирное включение этого города в состав Персидского государства открывало широкие перспективы. Достаточно умный правитель персов понимал, что для реализации его имперских планов целесообразней использовать высокий авторитет Вавилона в Передней Азии, нежели пытаться его разрушить. Создавая огромную империю, персы перенимали наследие многих цивилизаций. При этом они волей неволей сталкивались лицом к лицу с массой различных форм отношений, образов жизни и обязательств. Персы не могли не чувствовать привлекательность вавилонской цивилизации. И хотя сами они говорили на индоевропейском языке, но поощряли и арамейский, на котором разговаривали и писали в Вавилоне. Не преследовался и аккадский язык, сохранившийся в богослужении и науке.

После захвата Вавилона персам добровольно подчинились Сирия, Палестина и Финикия. Предваряя военную экспансию в Египет, Кир решил обезопасить от кочевников среднеазиатские границы своей державы. В 530 г. до н.э. в сражении с массагетами персы терпят поражение и теряют своего великого царя.

Итак, при Кире персы совершили резкий скачок в цивилизацию. Утверждаясь в Передней Азии, они создали огромную державу, которая формировалась не только силой оружия, но на первых порах также и политикой мягкого и доброжелательного отношения к населению завоеванных стран, их богам и традициям. Персы, сохраняя верность своим иранским богам, верили и в богов покоренных народов, поклонялись им и искали у них поддержки. Народам, насильственно переселенным в Месопотамию, Кир разрешил вернуться в родные места. Большие группы евреев сразу же возвратились в Иерусалим, где им было разрешено восстановить Иерусалимский храм. Однако многие остались в Вавилоне, где в течение пятнадцати столетия представляли важный центр еврейской учености.

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы. Они же занимали и высшие командные должности. Кавалерия формировалась из знати, а пехота из земледельцев. Персидские воины были вооружены и экипированы луками, железными копьями, бронзовыми щитами, железными касками и панцирями.

Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.), став царем Персии в 530 г. до н.э. продолжил начинания отца. Его египетский завоевательный поход был направлен на сохранение прочности державы, а также на утверждение собственной славы, доблести и царственного положения в противовес образу своего великого отца. В 525 г. до н.э. персы разгромили египетскую армию и захватили Египет, ликвидировав этот очаг беспокойства для Ахеменидской державы. Камбиз был провозглашен фараоном и, возвращаясь в 525 г. до н.э. в Персию, умер при загадочных обстоятельствах.

Итак, персам понадобилось менее 30 лет, чтобы появилась великая военная империя. Созданная силой оружия, она, как и все подобные ей империи, была непрочным образованием, которое держалось лишь на военном превосходстве персов.

2. Величайшая восточная деспотия

В результате острой политической борьбы осенью 522 г. до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов.

Возвышение Дария поразило многих. Волна недовольства покатилась не только по Вавилону, Мидии, Эламу, Маргиане, Парфии, Египту и Средней Азии, но и охватила саму Персию, где появились самозванцы, и один за другим вспыхивали восстания. Началась долгая и жестокая война за восстановление державы Ахеменидов. Таким образом Дарию пришлось заново создавать державу, в которой из-за внутренних неурядиц дело дошло до волнений, грозивших распадом. Год с небольшим он потратил на укрепление своей власти единого персидского царя и на восстановление Ахеменидской державы в прежних пределах. В знак успехов Дарий велел высечь на Бехистунской скале, расположенной в 30 км к востоку от города Керманшах и древнего караванного пути, пролегавшего между Вавилоном и Экбатанами, рельеф и надпись. На рельефе была изображены фигура персидского царя к которому приближается длинное шествие людей в разных одеждах, связанных между собой за шею, с руками, скрученными за спиной. Над всей группой парит крылатая фигура божества. Огромная надпись (400 строк) на персидском, вавилонском и новоэламском языках возвещала об умиротворении страны и восстановлении Дарием государственного единства Персии.

Молодой правитель персов, лучший из всех кого они видели прежде, не был так озабочен завоеваниями, как его предшественники. Все достойное завоевания уже находилось под властью Персидской державы, которую он лишь расширил на юго-востоке вплоть до реки Инд и на западе до Эгейского моря. Способный и дальновидный царь персов стал ключевой фигурой в развитии Древнеперсидской цивилизации. Большую часть времени он посвятил закреплению успехов своих предшественников и превращению империи в эффективный государственный механизм. В 518 г. до н.э. он приступил к осуществлению своих знаменитых реформ, которые должны были создать, во-первых, устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, во-вторых, упорядочить сбор налогов и, в-третьих, увеличить армию.

Еще ассирийцы заложили основы оптимальной административной структуры, но Дарий пошел дальше. Он разделил империю на 20 административно-податных провинций сатрапий границы которых отчасти совпадали с границами стран, подчиненных персам (например, Египет, Мидия и т.д.). Персы не создавали новых наименований для сатрапий и не прибегали ни к каким территориальным перемещениям, а сохраняли прежде всего доставшиеся им от предшественников этнические границы и жизненные уклады. Во главе сатрапий были поставленные ответственные перед центром сатрапы, которыми, как правило, назначались персы. Чтобы ограничить всевластие сатрапов, Дарий ввел разделение властей на местах. Сатрапы, как исключительно гражданские наместники, возглавляли администрацию своей области, следили за поступлением налогов и выполнением повинностей, обеспечивали безопасность в пределах своей сатрапии и контролировали местных чиновников. Сатрапы исполняли и судебные функции, фактически распоряжаясь правом на жизнь и смерть людей. Их военная сила ограничивалась лишь небольшой личной охраной. Помимо сатрапий империя делилась на 5 военных округов во главе с военачальниками, которые не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Сатрапы и военачальники находились под двойным контролем царя и тайной полиции. Дарий не доверял своим сатрапам, поставив при каждом из них главного надзирателя (царское око) и тайных посланцев-шпионов (уши царя).

Все нити управления обширной Ахеменидской империей были сосредоточены в центральном аппарате во главе с царской канцелярией, которая находилась в Сузах, административной столице персов. Для обеспечения быстрого исполнения царских повелений, Дарий учредил государственную почту. Он приказал построить новые дороги и организовать службу связи, введя систему конных курьеров, которые доставляли его распоряжения и указы в разные концы страны. Для поддержания безопасности на дорогах у горных проходов и переправ через реки находились караульные посты, строились укрепления и размещались гарнизоны. Все официальные документы составлялись на арамейском языке, который стал государственным языком многоэтничной Ахеменидской державы.

Руководящие должности государственного аппарата, как правило, занимали персы. Им помогали многочисленные чиновники, также из персов и мидийцев. В сатрапиях к управлению привлекались чиновники из местных жителей, а на периферии сохранялась традиционная система управления во главе с вождями. Кроме персов, в управлении государством, особенно на местном уровне, привлекались вавилоняне, египтяне, эламиты, иудеи, арамеи и представители других народов многонациональной державы Ахеменидов. Персидское государство заботилось о подготовке чиновников и военачальников. Мальчики из знатных семей от 3 до 15 лет учились верховой езде, стрельбе из лука и умению всегда говорить правду. Далее их образование продолжалось при царском дворе или под руководством сатрапов, где они воспитывались в духе самообладания, простоты, правдивости и храбрости.

Устойчивость и процветание Персидской империи во многом зависели от финансов, торговли и налоговых поступлений. Как было сказано ранее, Дарий упорядочил сбор налогов. Для сатрапий налог был обязателен и строго зафиксирован. Персида, как родовая область, и персы, как титульный народ империи денежный налог не платили, ограничиваясь натуральными поставками. Сохранялось система подарков, которая приобрела почти обязательный характер. Денежная реформа обеспечила страну единой денежной единицей золотым дариком весом 8,4 гр. В центре чеканили золотую монету, а на местах серебрянную (сикль 5,6 гр) и медную. На монетах обычно помещалось изображение персидского царя. Деньги от налоговых поступлений изымались из обращения и откладывались в царских сокровищницах. Нехватка серебра компенсировалась меновой торговлей и предоставлением ростовщического кредита. Персы не любили торговать, но, понимая значение торговли, создавали для ее развития необходимые условия. Старые и вновь построенные персидские дороги хорошо обслуживались, на каждом 20-м километре находилась гостиница. Особенно выделялись царская дорога, которая шла от Эфеса в Малой Азии на Сарды и Сузы, и дорога, соединяющая Вавилон с Экбатаном и затем продолжающаяся к границам Бактрии и Индии.

Поскольку власть персов держалась на военной силе, понадобилась реорганизация армии и всего военного дела. Элитой армии считалась царская гвардия из 10 тысяч бессмертных пехотинцев. Первая ее тысяча, которая комплектовалась из представителей знатных родов, составляла личную охрану царя. Размер войска в сатрапиях и численность гарнизонов в крепостях определялись лично царем. Он же проводил и ежегодные смотры. Во время войны собиралось огромное ополчение. Большая часть постоянного войска была рассеяна по границам разных областей. Здесь воинам предоставлялись земельные участки, которые они обрабатывали, отбывая воинскую повинность. Эти наделы, называемые наделами лука, лошади, колесницы и т.д., не считались и личной собственностью, но с течением времени стали отчуждаться (залог, аренда и т.д.). Когда владельцы наделов воевали, их землю обрабатывали члены семьи. Те, кто уходил в отставку, должны были платить налоги. Со временем в армии персов стали делать ставку на воинов-наемников.

Таким образом, благодаря серии реформ проведенных Дарием, Персия быстро превратилась в централизованную бюрократическую деспотию, наследуя скорее традиции Вавилонской и Египетской цивилизаций, нежели прокладывая путь в новую историческую эпоху. Царь персов, управлявший империей из дворца, обладал неограниченной властью, считался владыкой земли и людей, высшей и священной особой, земным олицетворением Бога. Лишь семь знатнейших персов имели право входить к царю без доклада. Никто не смел являться перед ним без приношений. При царе постоянно находились его личный секретарь, писавший указы, а также маги, жрецы Заратустры, которым отводилась роль советников в духовных и светских делах. Царь управлял своей державой с помощью письменных распоряжений. Его указы, снабженные царской печатью, считались законом и не подлежали отмене. Царь контролировал управление страной и с помощью царских судей, которых он назначал пожизненно, вершил правосудие.

Не удивительно, что в такой обширной империи, как Персидская, ее правители имели не одну резиденцию. Столичными городами считались Сузы, Экбатана (бывшая столица Мидии), Пасаргады. В эпоху расцвета цивилизации персов, в 32 км от Пасаргады Дарий начал строительство новой столицы Персеполя. В Персеполе находилась царская резиденция, а впоследствии и царская усыпальница, где был похоронен Дарий. В Персеполе короновались, принимали высокопоставленных чиновников из Египта, Вавилонии, Лидии, Индии и других стран и встречали новый год (день зимнего солнцестояния).

Слишком далеко простиравшиеся потестарные притязания персов были остановлены свободолюбивыми греками. Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.) показали непрочность империи персов, величие которой таяло на глазах. После смерти Дария, персы сплошь и рядом должны были считаться с политическим фактором наличия на Западе свободных греческих городов. Даже отказ от планов завоевания Греции, подавление восстаний и мятежей в сатрапиях (Египет, Вавилония, Мидия, Сирия, Малая Азия и др.) не остановили крушение Ахеменидской державы. С середины V в. до н.э. Персия одну за другой стала терять свои провинции.

Весной 334 г. до н.э. в поход против персов с 35-тысячной армией выступил молодой и энергичный правитель Македонии Александр. Вряд ли жители огромной державы Ахеменидов осознавали, что их будущее теперь зависит от исхода этого противостояния.

В короткий срок Александр Македонский занял Малую Азию, города Финикии, Палестины, без боя вступил в Египет, прошел Месопотамию и по левому берегу Тигра спустился к Гавгамелам. Здесь 1 октября 331 г до н.э. он нанес персам сокрушительное поражение. Последний царь персов Дарий III бежал в Биктрию, где был убит. Не встречая сопротивления, Александр Македонский занял Вавилон, Персию, где сжег царский дворец в Персеполе, Мидию, Парфию, Гарканию, Бактрию, подчинил себе Дрангиану, Гедрозию, Арахозию, Согдиану. Так перестала существовать персидская империя Ахеменидов. Странное совпадение, но империя персов завершила свой исторический путь близ того самого места, где в свое время погибла Ассирийская империя.

3. Авестийская цивилизация

С 530 по 334 г. до н.э. на древнем Востоке была создана самая обширная империя. Как все деспотические империи, она постепенно разлагалась и рухнула под ударами небольшой армии Александра Македонского. За короткий срок персы, преодолевая препятствия, успели вырваться из состояния варварства и создали свою цивилизацию. В ней не было ни особенно великих творений искусства и литературы, ни великих открытий в науке. Но м персами никто не мог сравниться в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, в выносливости, мужестве и презрении к смерти. Страсть к военному делу привела персов к созданию громоздкого деспотического государства, к строительству помпезных дворцов и грандиозных колоннад, определила из образ жизни (воевать, а не торговать), систему ценностей (постыдно нарушать слово, лгать, проявлять алчность, пренебрегать родителями) и привела к зороастризму.

Как и все древние народы, персы верили в множество богов. Они поклонялись древним божествам природы богу изначального света Митре, богине воды и плодородия Анахите, почитали свет, солнце, луну, ветер. У персов сложился культ огня, которому приносили жертвы на простых алтарях под открытым небом, культ священных животных (лошадь, бык, корова, собака), растений, из которых для религиозных обрядов делался опьяняющий напиток хаома. Особенно почитался бог войны и победы Веретрагна. Эти божества и культы были надежной опорой для племенных вождей, но не для персидских царей с их абсолютистскими претензиями. В период царствования Дария у персов начал распространяться зороастризм, возникший на рубеже VII-VI вв. до н.э. у восточных иранцев (Восточный Иран, Средняя Азия), основателем которого был Зороастр (Заратустра).

Основу учения Зороастра составляла идея непримиримости противостояния двух начал: Арта, олицетворения высшей правды, и Драуга, понимаемого как мировое зло. Верховным богом, олицетворявшим добро, свет, жизнь и правду считался Ахурамазда (Ормузд) (буквально владыка Разума). Силы зла, мрака и смерти воплощал бог Ангхро Манью (Ариман). Зороастрийские жрецы (маги) утверждали, что мировая история длится 12 тыс. лет. В первые 3 тыс. лет золотого века господства Ормузда не было холода, жары, болезней и смерти. Впоследствии их породил Ариман. Ормузд создал человека, свободного в своих мыслях и поступках, а поэтому доступного воздействию Зла. Долг человека бороться со Злом и одержать над ним полную победу. Для этого необходимо соблюдать три правила: иметь Добрые мысли, говорить Добрые слова и совершать Добрые поступки. Таким образом, впервые важное место религия отводила человеку, которому предоставлялась возможность выбора, возможность встать на любую сторону в борьбе Добра и Зла.

Зороастризм устраивал Ахеменидов, поскольку укреплял оседлый образ жизни, мир и сильную власть. Персы не были ортодоксальными зороастрийцами, они не отказывались от культов древних богов, которым поклонялись персидские племена. Подобно магам, Ахемениды почитали огонь и практиковали культ хоамы, что не противоречило предписаниям зороастризма. Индивидуальные и семейные молитвы произносились перед огнем домашнего очага. Огонь, перед которым молился персидский царь, был приподнят на возвышении.

Зороастризм персов отличался исключительной веротерпимостью. Цари персов не пытались навязать иранскую веру своим иноземным подданным, поскольку это было совершенно бесполезно, учитывая многочисленность подвластных персам народов и древность их религий. Ахемениды поощряли своих подданных жить правильно, в соответствии с их собственными убеждениями.

Принятие царями персов новой религии являлось чисто прагматической акцией, а не результатом какого-то духовного просветления. Зороастризм соответствовал потестарным претензиям персидских царей и был ими принят, но в очень своеобразном преломлении. Все, что не устраивало правителей персов, считалось Мировым Злом, Драугой. Если кто-то претендовал на царскую власть, значит в его лице выступал Драуга. Если какие-то народы восставали против деспотизма персидских царей, значит в их лице действовало Мировое Зло, Драуга. Утверждалось, что на обретение Высшей Правды человек может рассчитывать только после смерти, ибо Арта (Высшая Правда) находится в загробном мире. Однако, в зороастризме отсутствовал даже намек на то, что для приобщения к Правде надо предварительно умереть. Напротив, именно при жизни в активной борьбе с Ложью человек приближался к Правде. Таким образом, цивилизация древних персов дала человечеству урок, актуальность которого сохранилась до наших дней государственная власть всегда ненавидела искателей Правды и искореняла их как могла. Прост и ясен смысл обращения царя персов Ксеркса: Вы ищите Высшую Правду? Отлично! Вы получите ее в загробном мире.

Основным источником представлений зороастризма являлась Авеста, свод священных книг, записанных специально созданным для этого алфавитом (49 букв, в том числе 14 гласных). Авеста состоит из Гаты и Младшей Авесты. Гаты, древнейшие части Авесты, представляют собой проповеди Заратустра, составленные в стихотворной форме. Младшая Авеста является сборником мифологических, литургических и ритуальных текстов.

Отличительная черта древнеперсидской цивилизации интенсивное смешение и передача культурных ценностей, религиозных представлений различных term-narod.htm, объединенных властью царя на огромном пространстве от Египта до Северо-Западной Индии. Цивилизация персов имела свою письменность клинопись, которая насчитывала 43 знака (аккадская 600 знаков). Правда этим письмом пользовались преимущественно при составлении царских торжественных надписей (на Бехистунской скале, гробнице Дария в Персеполе, на памятнике Дария в Сузах).

Одним из достижений цивилизации персов являлся лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 (30) дней. В Персии год был короче солнечного на 11 дней, поэтому каждые 3 года к нему добавлялся 1 месяц. Названия месяцев в календаре были связаны с сельскохозяйственными работами или религиозными праздниками.

Период существования древнеперсидской цивилизации был недолог, но монументальные дворцовые постройки, прославляющие величие царской власти, величие империи и религии, Ахемениды все же создать успели. Парадокс Ахеменидских монументальных комплексов состоит в том, что в отдельных своих деталях они напоминаю египетские, хеттские, ассирийские архитектурные элементы, но в целом создают свой неповторимый ахеменидский стиль. Царские дворцы демонстрировали всемогущество и всеприсутствие правителя, подчеркивали его превосходство над подданными и в тоже время создавали впечатление, что царь легко может снизойти до своих подданных. В персидской дворцовой архитектуре много общего. Как правило дворцы располагались на большой искусственной платформе, которая как бы поднимала их над городом. Обычно к платформе вела монументальная лестница и торжественный вход, которому придавали особое значение, поскольку он символизировал связь царя с подданными. Дворец имел отдельный зал, окруженных с четырех сторон галереями. Неотъемлемой частью дворцового комплекса являлся большой парк (парадиз) и маленькие садики в самих дворцах. Они служили не только для отдыха. Трон мог быть вынесен в галерею, а торжественные церемонии могли происходить в саду. Там же под специально устроенными шатрами проходили и пиры. Дворцы персидских царей поражали своей роскошью и монументальностью. Среди них наиболее известный архитектурный комплекс персепольская резиденция Дария I и его преемников. Здесь располагались царские жилые помещения (тачары), приемные и парадные залы (ападаны), торжественный приемный зал (трипилон), и наконец, грандиозный стоколонный зал. Тематика рельефов, покрывавших стены и лестницы дворцов Персеполя, прославляла величие и власть царя. На одних рельефах он восседает на троне или стоит под зонтиком, принимая связанных мятежников. На других борется с крылатым чудовищем или со львом, спокойный, в сознании своей непобедимой мощи. Эти рельефы были выполнены с большим художественным мастерством. Помимо дворцов Персеполя, величайшими памятниками персидской архитектуры являются гробница Кира II в Пасаргадах и дворцы Дария I в Сузах.

Глава 1. Древнегреческая цивилизация