Анатомические скульптуры дэмиена херста. Анатомические скульптуры дэмиена херста Дэмьен херст непорочная мать

Дэ́мьен Стивен Херст (англ. Damien Hirst; 7 июня 1965, Бристоль, Великобритания) - английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Дэмиен Херст родился в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12 лет. Его мама, Мэри, была художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах.

Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге, он был принят в Колледж Голдсмит (1986-1989). В 1980-х годах Колледж Голдсмит считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа Голдсмит привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всем мире.

Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.

В июле 1988 года Херст курировал получившую известность выставку Freeze (англ.) в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение - композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.

Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA; кроме того на Херста обратил внимание известный коллекционер и покровитель искусств Чарльз Саатчи. В 1989 году Херст закончил Goldsmiths College.

В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble, в ангаре, в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием Тысяча лет - наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрел это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.

Таким образом, на деньги Саатчи, в 1991 году была создана «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6000 фунтов. В результате, Херст был номинирован на получение Премии Тернера, которая была присуждена Гринвиллу Дэйви. Сама акула была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов (£6,5 миллионов).

Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции. Его работа «Разделенные мать и дитя» представляла собой части коровы и теленка, помещенные в раздельные аквариумы с формальдегидом. В 1997 году увидела свет автобиография художника «I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now».


Последний по времени проекта Херста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки.

Скульптура называется За любовь Господа и является самой дорогой скульптурой живущего автора - £50 миллионов.

ТВОРЧЕСТВО

Смерть - центральная тема в его работах.

Наиболее известная серия художника - Natural History: мертвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа - «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всем мире.

В отличие от скульптур и инсталляций, практически не отходящих в сторону от темы смерти, живопись Дэмьена Хёрста на первый взгляд выглядит весёлой, нарядной и жизнеутверждающей. Основными живописными сериями художника являются:

«Пятна» - Spot paintings (1988 - до сегодняшнего дня) - геометрическая абстракция из цветных кружков, как правило одинакового размера, не повторяющихся по цвету и упорядоченных в решётку. На некоторых работах эти правила не соблюдаются. В качестве имён для большинства работ этой серии взяты научные названия различных отравляющих, наркотических или возбуждающих веществ: «Aprotinin», «Butyrophenone», «Ceftriaxone», «Diamorphine», «Ergocalciferol», «Minoxidil», «Oxalacetic Acid», «Vitamin C», «Zomepirac» и тому подобные.


«Вращения» - Spin paintings (1992 - до сегодняшнего дня) - живопись в жанре абстрактного экспрессионизма. При производстве этой серии художник или его ассистенты льют или капают краску на вращающийся холст.


«Бабочки» - Butterfly Colour Paintings (1994-2008) - абстрактный ассамбляж. Картины создаются при помощи наклеивания мёртвых бабочек на свежевыкрашенный холст (клей не используется, бабочки липнут к незатвердевшей краске сами). Холст при этом равномерно закрашен одним цветом, а используемые бабочки имеют сложную, яркую окраску.


«Калейдоскопы» - Kaleidoscope Paintings (2001-2008) - здесь при помощи прилепленных близко-близко друг к другу бабочек художник создаёт симметричные узоры, похожие на узоры калейдоскопа.

It’s Great to Be Alive, 2002

Несмотря на то, что живописью с бабочками Дэмьена Хёрста музеи иногда украшают свои детские уголки, бабочки в творчестве художника вполне определённо играют роль символов смерти.

Бабочки - одни из центральных объектов для выражения творчества Херста, он использует их во всех возможных формах: изображение на картинах, фотографии, инсталляции. Так он использовал для одной из своих инсталляций «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love), проходящей в Tate Modern с апреля по сентябрь 2012 года в Лондоне, 9000 тысяч живых бабочек, которые постепенно погибли в ходе проведения данного мероприятия. После данного инцидента представители благотворительного фонда защиты животных RSPCA подвергли художника жесткой критике.

В сентябре 2008 года Херст продал полное собрание Beautiful Inside My Head Forever на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником.

По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире - на 2010 год его состояние оценивалось в £215 миллионов. В начале своего карьерного пути Дэмьен тесно сотрудничал с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003 году.

В 2011 году Хёрст оформил обложку альбома музыкальной группы Red Hot Chili Peppers «I’m with you».

В 2007 году работа «За любовь Господа» (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами) была продана через галерею «White Cube» группе инвесторов за рекордную для ныне здравствующих художников сумму в $ 100 млн. Правда есть сведения о том, что среди так называемой «группы инвесторов» более 70 % активов принадлежит самому Херсту и его компаньонам. Так что была продана эта работа не более чем на треть.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Томкинс К. «Жизнеописания художников». - М.: V-A-C press, 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Место рождения: Покровители:

Дэ́мьен Хёрст или Дэ́миен Херст (англ. Damien Hirst , 7 июня , Бристоль , Великобритания) - один из самых дорогих из ныне живущих художников и самая заметная фигура группы «Молодые британские художники » (англ. Young British Artists ). Он доминирует на британской арт-сцене с 1990-х.

Смерть - центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника - Natural History : мертвые животные (такие как акула, овца или корова) в формалине . Знаковая работа - «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. ): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Продажа этого произведения в 2004 сделала его вторым из наиболее дорогих ныне живущих художников (после Джаспера Джонса). В марте 2007, выставка Дэмиена Херста, названная Superstition , была продана за сумму более 25 миллионов.

На протяжении 1990-х его карьера была тесно связана с коллекционером Чарльзом Саатчи , но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003.

Биография

Карьера

Дэмиен Херст стал известен в 1988 году как молодой импресарио экспозиции под названием «Freeze» (в тот момент ненадолго утвердилась мода на названия в одно слово). Местом действия стало пустующее здание в районе лондонского порта, рядом с Темзой. Херст совместно с соучениками из Голдсмит-колледжа, учебного заведения новаторской ориентации, объявил новый вектор развития западноевропейского искусства, коим завершилось «возрождение живописи 80-х» и возрождался интерес к повседневным банальностям, сексуальным инсинуациям, суровым реальностям жизни и смерти. Еще одна особенность, солидная доля иронии и уличного юмора, вызвала к поколению Ричарда Петерсона, Сары Лукас , Гэри Хьюма, Йена Давенпорта и самого Херста усиленный интерес арт-дилеров и художественной общественности.

В 1991 году первая персональная выставка Херста, In and Out of Love , прошла в Woodstock Street Gallery в Лондоне; у него также была персональная выставка в Институте Современного Искусства Institute of Contemporary Arts, и в Emmanuel Perrotin Gallery в Париже. В это же время Херст встретил арт-дилера Джея Джоплинга Jay Jopling, который представляет его интересы по сегодняшний день.

В 1992 году прошла первая выставка «Молодых Британских Художников» в галерее Саатчи Saatchi Gallery на севере Лондона. Работа Херста называлась The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living и представляла собой акулу, плавающую в формальдегиде в аквариуме. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана рыбаком в Австралии и имела цену в 6000 фунтов. В результате, Херст был номинирован на получение премии Тернера , которая была присуждена Grenville Davey. В 1993, первое заметное появление Херста было на Веницианском биеннале с работой «Разделенные мать и дитя» Mother and Child Divided .

В 1994 Херст был куратором шоу Some Went Mad, Some Ran Away в Serpentine Gallery в Лондоне, где он представил Away from the Flock (овца в аквариуме). В 1995 Херст получил премию Тернера.

В 1998 вышла автобиографическая книга Херста I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now . В 1999 он отклонил приглашение представлять Великобританию на Веницианском биеннале.

В сентябре 2000, в Нью-Йорке, прошла выставка Херста Damien Hirst: Models, Methods, Approaches, Assumptions, Results and Findings . 100,000 людей посетило выставку за двенадцать недель и все работы были проданы.

В декабре 2004 The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living была продана Саатчи американскому коллекционеру Steve Cohen за 12 миллионов долларов. Произведение было подарено коллекционером MoMA в Нью-Йорке. В 2007 году Дэмиен Херст установил очередной ценовой рекорд, создав одну из самых дорогих современных скульптур - череп, усыпанный бриллиантами (общее количество которых - 8601). Цена шедевра из платины, бриллиантов и человеческих зубов, названного «For the Love of God» составляет около $100 миллионов.

Работы

  • In and Out of Love (1991), инсталляция.
  • The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991), тигровая акула в аквариуме с формалином. Это была одна из работ, номинированных на приз Тернера.
  • Pharmacy ](1992), воспроизведение аптеки в натуральную величину.
  • A Thousand Years (1991), инсталляция.
  • Amonium Biborate (1993)
  • Away from the Flock (1994), мертвая овца в формальдегиде.
  • Arachidic Acid (1994) живопись.
  • Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything (1996) инсталляция.
  • Hymn (1996)
  • Two Fucking and Two Watching
  • The Stations of the Cross (2004)
  • The Wrath of God (2005)
  • «The Inescapable Truth», (2005)
  • «The Sacred Heart of Jesus», (2005).
  • «Faithless», (2005)
  • «The Hat Makes de Man», (2005)
  • «The Death of God», (2006)
  • «For the Love of God», (2007)

Дэмиен Херст (англ. Damien Hirst, р. 7 июня 1965) – современный английский художник. Один из наиболее заметных представителей группы Молодые британские художники . Лауреат премии Тернера 1995. По оценкам на 2010 год – самый богатый художник мира .

Биография и творчество

Дэмиен Херст родился в 1965 году в Бристоле (Англия). Рос в городе Лидс. Его отец оставил семью, когда Херсту было 12 лет, а мать оказалась неспособна контролировать сына. В юности он дважды арестовывался за кражи в магазинах.

Учился в художественной школе в Лидсе и затем (после двухлетней паузы) в колледже "Голдсмит" (1986-1989), который на тот момент считался новаторским и предлагал экспериментальную программу обучения, что привлекало туда множество талантливых студентов и преподавателей. В это время очень увлекался творчеством Фрэнсиса Бэкона, что отразилось на его будущих работах. Еще до окончания обучения, в июле 1988 года он курировал выставку «Freeze» , на которой среди прочих были представлены и его собственные инсталляции. Надо отметить, что эта выставка сама по себе во многом была проектом 23-летнего Херста и положила начало как его собственной карьере, так и карьере ряда других художников, многие из которых были также выпускниками Голдсмита. Здесь на Херста впервые обратил внимание миллионер и коллекционер искусства Чарльз Саатчи, на которого творчество художника произвело большое впечатление. Через год, на второй выставки Херста, он купил его работу «Тысяча лет» и предложил финансовую помощь в создании будущих работ.

Инсталляция «Тысяча лет» представляла собой некую систему, иллюстрирующую такие глобальные процессы как жизнь и смерть. Тема смерти – ключевая тема Херста – уже в этой работе занимает доминирующее положение. Инсталляция состояла из контейнера с яйцами мух, гниющей коровьей головы и электрической мухобойки. Из яиц вылуплялись личинки, ползли к еде (коровьей голове), превращались в мух и гибли при соприкосновении с мухобойкой. С течением времени инсталляция видоизменялась – голова становилась все меньше, а трупов мух было все больше и зритель, повторно приходя на выставку, видел весь вышеописанный процесс в динамике, наблюдая не только за жизненным путем мух, но и за результатом этого процесса.

На деньги Саатчи Херст создал работу под название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» . Эта работа представляла собой мертвую четырехметровую акулу в формальдегиде. Она положила начало целому ряду аналогичных инсталляций, одна из которых - «Разделенные мать и дитя» (дословно с англ. «Мать и дитя. Разделенные» ) – была представлена на венецианском биеннале и принесла Херсту международную славу. Здесь зритель видит «застывшие в смерти» существа, нечто пугающее и отталкивающее, нечто, что уже не является живым, но все еще сохраняет свой легкоузнаваемый облик. Так, например, перед условным зрителем инсталляции «Физическая невозможность…» нет акулы, она уже умерла и осталось только её оболочка. Но «мертвое» зрителем воспринимается только как «неживое». Он видит «бывшее живое», интерпретируя новый объект через призму того, чем он был когда-то, а не руководствуясь тем, что это такое сейчас.

Тематика смерти, которая иногда превращается в тему мимолетности жизни, проходит красной нитью сквозь все творчество Дэмиена Херста. В 2007 году он создает работу под названием «За любовь Господа!» , которую иногда называют «Бриллиантовый череп Демиена Херста» и которая получила известность как самое дорогое произведение искусства ныне живущего автора. Само это произведение представляет собой копию черепа европейца 35 лет, сделанную из платины и полностью инкрустированную бриллиантами. В центре лба черепа расположен розовый алмаз. Создание данной работы обошлось Херсту в 14 миллионов фунтов стерлингов.

Несмотря на концептуальные основы произведений Херста, трудно отрицать нарочито скандальный характер многих работ данного художника. Вслед за мертвыми животными в формальдегиде и самым дорогим произведением искусства в мире следует упомянуть инсталляцию «In and Out of Love» («Влюбиться и разлюбить» или в данном случае «Внутри и вне любви» ). К холстам на стенах были прикреплены куколки, из которых появлялись бабочки. Входя в помещение, зрители оказывались среди этих насекомых, которые летали вокруг них, садясь как на самих зрителей, так и на емкости с фруктами, размещенные в этом же помещении. Выставка проходила в галереи «Тейт Модерн» и длилась 5 месяцев. За это время она привлекла более 460000 посетителей и стала самой посещаемой персональной выставкой в истории галереи. Позже появилась информация, что 9000 бабочек за время проведения выставки погибли и это вызвало протесты со стороны ряда природозащитных организаций.

Живопись Дэмиена Херста может быть отнесена к геометрическому абстракционизму (пример: серия «Пятна» (Spot paintings) ) и (пример: серия «Вращения» (Spin paintings )). Серия «Пятна» состоит из картин, на которых изображены одинаковые по размеру, но разные по цвету кружки (цвет никогда не повторяется), расположенные в форме решетки. Серия «Вращения» состоит из картин, которые были созданы путем выливания краски на вращающийся холст. Также Херст является автором ряда картин, которые возвращают нас к теме бабочек: серия Butterfly Colour Paintings состоит из работ, где на еще не высохшую краску крепятся мертвые бабочки, которые и становятся основой композиции.

Дэмиен Херст является одним из самых влиятельных художников своего времени. А помимо того, он, безусловно, самый богатый из ныне здравствующих художников в современном мире. Сочетания двух этих факторов достаточно для того, чтобы галерея Tate Modern в Лондоне создала ретроспективную выставку его произведений.

1. Британский художник Дэмьен Херст позирует возле самого известного своего произведения, тигровой акулы в аквариуме с формальдегидом. Инсталляция, получившая в мире широкую известность, называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» («The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living»), в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

2. Британский художник Дэмьен Херст позирует на фоне своей картины «Я - Смерть, Разрушитель Миров» («I Am Become Death, Shatterer of Worlds») в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

3. Британский художник Дэмьен Херст позирует на фоне своего триптиха «Ворота в Царствие Небесное» («Doorways to the Kingdom of Heaven») в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

4. Британский художник Дэмьен Хёрст позирует на фоне своего триптиха «Ворота в Царствие Небесное» («Doorways to the Kingdom of Heaven»).

5. Женщина проходит мимо скульптуры «Гимн» («Hymn») британского эпатажного художника Дэмьена Херста. Скульптура выставлена возле галереи «Тейт Модерн» в Лондоне.

6. Скульптура Гимн» («Hymn») британского художника Дэмьена Херста, которая выставлена возле галереи «Тейт Модерн» в Лондоне.

7. Посетитель рассматривает одну из работ из серии «Spin Painting» британского художника Дэмьена Херста на выставке работ художника в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

8. Посетительница рассматривает одну из работ из серии «Spot Painting» («Пятнистое рисование») британского художника Дэмьена Херста в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

9. Работа серии «Spot Painting» («Пятнистое рисование») британского художника Дэмьена Херста в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

10. Посетители выставки произведений Дэмьена Херста рассматривают работу «Разделенные мать и дитя» («Mother and Child Divided») британского художника Дэмьена Херста в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне

11. Посетители рассматривают инсталляцию «Trinity – Pharmacology, Physiology, Pathology» («Троица – Фармакология, Физиология, Патология») британского художника Дэмьена Херста в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне).

12. Посетитель рассматривает инсталляцию «Тысяча лет» («A Thousand Years») британского художника Дэмьена Херста на выставке в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

13. Отражения посетителей в инсталляции «Lullaby, The Seasons» («Колыбельная. времена года») британского художника Дэмьена Херста в галерее «Тейт Модерн» в Лондоне.

14. Посетители художественной галереи Мехико рассматривают работу британского художника Дэмьена Хёрста.

15. Студентка художественного колледжа университета искусств рассматривает работу британского художника Дэмьена Херста на выставки в художественной галерее в Мехико.

16. Посетительница рассматривает инсталляцию британского художника Дэмьена Херста на выставке в художественной галерее в Мехико.

17. Посетители рассматривают работу британского художника Дэмьена Херста в выставочном центре «Kunsthaus Bregenz» в Брегенце, Австрия.

18. Инсталляция «За любовь Господа» британского художника Дэмьена Херста – это инкрустированная бриллиантами копия человеческого черепа в натуральную величину.

19. Посетитель выставки проходит мимо работ Дэмьена Херста «Истолкованная смерть» («Death Explained») на выставке в художественной галерее в центральном Лондоне.

20. Произведения Дэмьена Херста представлены на престижнейшем аукционе Сотбис.

21. Представительница СМИ рассматривает работу Дэмьена Херста «Разделенные мать и дитя» («Mother and Child Divided», 1993 год) на выставке в Токио

22. Британский художник Дэмьен Херст и американский художник Чу (Joo) позируют для фото на фоне своих произведений искусства в художественной галерее в Берлине.

23. Женщина рассматривает работы британского художника Дэмьена Херста и американского художника Чу (Joo) в художественной галерее в Берлине.

24. Герцог и герцогиня Девонширские рассматривают скульптуру «Легенда» («Legend») Дэмьена Херста в саду в своем поместье в Четсворт Хаус.

25. Охранник стоит возле картин Дэмьена Херста в галерее Gagosian Gallery в Лондоне.

26. Британский художник Дэмьен Херст во время одной из своих выставок в Лондоне.

27. Посетитель рассматривает работу Дэмьена Херста под названием «Золотой телец» («The Golden Calf») перед началом аукциона Сотбис, на котором будут выставлены работы эпатажного деятеля искусств.

28. Дэмьен Херст позирует на фоне одного из своих произведений во время выставки в Киеве, Украина.

29. Британский художник Дэмьен Херст позирует на фоне одного из своих произведений во время пребывания в Киеве.

30. Украинский бизнесмен Виктор Пинчук наблюдает за тем, как британский художник Дэмьен Херст создает одно из своих произведений во время выставки в центре современного искусства «PinchukArtCentre» в Киеве.

31. Необычная инсталляция Дэмьена Херста, полностью состоящая из разложенных таблеток, музей современного искусства Museum Brandhorst в Мюнхене.

32. Служащая аукциона в Сеуле на фоне работы Дэмьена Херста «Спокойствие» («Tranquility»), которая создана из бабочек, Гонконг.

33. Люди отражаются в инсталляцияхДэмьена Херста в музее современного искусства Museum Brandhorst в Мюнхене.

34. Инсталляция Дэмьена Херста «Spot Mini», украшенная разноцветными пятнами машина.

35. Инсталляция «Togetherness» («Вместе») Дэмьена Хёрста представлена на аукционе «Сотбис» в Лондоне.

36. Инсталляция «Сон разума» («The Sleep of Reason») Дэмьена Херста представлена на аукционе «Сотбис» в Лондоне.

37. Дэмьен Херст на пресс-показе перед выставкой своих работ в Гонконге.

38. Дэмьен Херст позирует для фотографий на фоне своей инсталляции под названием «Невероятное путешествие» («The Incredible Journey») на пресс-показе перед началом аукциона Сотбис в Лодоне, где будет выставлена его работа «Beautiful Inside My Head Forever».

Дэмиен Херст (англ. Damien Hirst, р. 7 июня 1965) - современный английский художник. Один из наиболее заметных представителей группы Молодые британские художники . По оценкам на 2010 год - самый богатый художник мира .

Биография и творчество

Дэмиен Херст родился в 1965 году в Бристоле (Англия). Рос в городе Лидс. Его отец оставил семью, когда Херсту было 12 лет, а мать оказалась неспособна контролировать сына. В юности он дважды арестовывался за кражи в магазинах.

Учился в художественной школе в Лидсе и затем (после двухлетней паузы) в колледже "Голдсмит" (1986—1989), который на тот момент считался новаторским и предлагал экспериментальную программу обучения, что привлекало туда множество талантливых студентов и преподавателей.

В это время очень увлекался творчеством Фрэнсиса Бэкона, что отразилось на его будущих работах. Еще до окончания обучения, в июле 1988 года он курировал выставку «Freeze» , на которой среди прочих были представлены и его собственные инсталляции.

Надо отметить, что эта выставка сама по себе во многом была проектом 23-летнего Херста и положила начало как его собственной карьере, так и карьере ряда других художников, многие из которых были также выпускниками Голдсмита.

Здесь на Херста впервые обратил внимание миллионер и коллекционер искусства Чарльз Саатчи, на которого творчество художника произвело большое впечатление.

Через год, на второй выставки Херста, он купил его работу «Тысяча лет» и предложил финансовую помощь в создании будущих работ.

Инсталляция «Тысяча лет» представляла собой некую систему, иллюстрирующую такие глобальные процессы как жизнь и смерть. Тема смерти - ключевая тема Херста - уже в этой работе занимает доминирующее положение.

Инсталляция состояла из контейнера с яйцами мух, гниющей коровьей головы и электрической мухобойки. Из яиц вылуплялись личинки, ползли к еде (коровьей голове), превращались в мух и гибли при соприкосновении с мухобойкой.

С течением времени инсталляция видоизменялась - голова становилась все меньше, а трупов мух было все больше и зритель, повторно приходя на выставку, видел весь вышеописанный процесс в динамике, наблюдая не только за жизненным путем мух, но и за результатом этого процесса.

На деньги Саатчи Херст создал работу под название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» . Эта работа представляла собой мертвую четырехметровую акулу в формальдегиде.

Она положила начало целому ряду аналогичных инсталляций, одна из которых -«Разделенные мать и дитя» (дословно с англ. «Мать и дитя. Разделенные» ) - была представлена на венецианском биеннале и принесла Херсту международную славу.

Здесь зритель видит «застывшие в смерти» существа, нечто пугающее и отталкивающее, нечто, что уже не является живым, но все еще сохраняет свой легкоузнаваемый облик.

Так, например, перед условным зрителем инсталляции «Физическая невозможность…» нет акулы, она уже умерла и осталось только её оболочка. Но «мертвое» зрителем воспринимается только как «неживое».

Он видит «бывшее живое», интерпретируя новый объект через призму того, чем он был когда-то, а не руководствуясь тем, что это такое сейчас.

Тематика смерти, которая иногда превращается в тему мимолетности жизни, проходит красной нитью сквозь все творчество Дэмиена Херста. В 2007 году он создает работу под названием «За любовь Господа!» ,

которую иногда называют «Бриллиантовый череп Демиена Херста» и которая получила известность как самое дорогое произведение искусства ныне живущего автора.

Само это произведение представляет собой копию черепа европейца 35 лет, сделанную из платины и полностью инкрустированную бриллиантами.

В центре лба черепа расположен розовый алмаз. Создание данной работы обошлось Херсту в 14 миллионов фунтов стерлингов.

Несмотря на концептуальные основы произведений Херста, трудно отрицать нарочито скандальный характер многих работ данного художника. Вслед за мертвыми животными в формальдегиде и самым дорогим произведением искусства в мире следует упомянуть инсталляцию «In and Out of Love» («Влюбиться и разлюбить» или в данном случае «Внутри и вне любви» ).

К холстам на стенах были прикреплены куколки, из которых появлялись бабочки. Входя в помещение, зрители оказывались среди этих насекомых, которые летали вокруг них, садясь как на самих зрителей, так и на емкости с фруктами, размещенные в этом же помещении.

Выставка проходила в галереи «Тейт Модерн» и длилась 5 месяцев. За это время она привлекла более 460000 посетителей и стала самой посещаемой персональной выставкой в истории галереи.

Позже появилась информация, что 9000 бабочек за время проведения выставки погибли и это вызвало протесты со стороны ряда природозащитных организаций.

Живопись Дэмиена Херста может быть отнесена к геометрическому абстракционизму (пример: серия «Пятна» (Spot paintings) ) и (пример: серия «Вращения» (Spin paintings )).

Серия «Пятна» состоит из картин, на которых изображены одинаковые по размеру, но разные по цвету кружки (цвет никогда не повторяется), расположенные в форме решетки.

Серия «Вращения» состоит из картин, которые были созданы путем выливания краски на вращающийся холст. Также Херст является автором ряда картин, которые возвращают нас к теме бабочек:

серия Butterfly Colour Paintings состоит из работ, где на еще не высохшую краску крепятся мертвые бабочки, которые и становятся основой композиции.