Сценарий митинга, посвященного дню снятия блокады Ленинграда – «Блокадной вечности страница». Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда Сценарий ко дню снятия блокады ленинграда

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ВЕДУЩИЙ 1.

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.

Всё это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

*Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

ВЕДУЩИЙ 2.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

27 января 1944 года. Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

(файл презентации)

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Прорвались все-таки.

Бомбят.

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград.

Пришел он —

Первый день блокады.

Все ближе полчища врага,

Гудят воздушные тревоги.

Сегодня утром пала Мга —

И все отрезаны дороги.

В кольце,

В осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.

Опять летят.

Опять бомбят.

Пылает

Первый день блокады.

Их будет много — девятьсот,

Но город наш, со смертью споря,

Все одолеет, все снесет:

Обстрелы, холод, голод, горе.

С тех пор прошли уже года.

Исчезли с улиц баррикады.

Но день тот с нами навсегда —

Жестокий Первый день блокады!

ВЕДУЩИЙ 3.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…

(файл презентации)

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек - дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Читается отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.

Прожив декабрь» январь, февраль,

Я повторяю с дрожью счастья:

Мне ничего живым не жаль —

Ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, война,

Я поднимаю клятву эту,

Как вечной жизни эстафету,

Что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

Друзей родного Ленинграда;

О, мы задохлись бы без них

В мучительном кольце блокады.

О да — иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

И свищет воздух, и скрежещет,

Под бомбами ломаясь, лед,

И озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

Еще мучительней и злей —

Сорокаградусная стужа,

Владычащая по земле.

Казалось, солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

Навеки лунный свет, и лед,

И голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

— К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки, держаться можно...

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре —

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

ВЕДУЩИЙ 4.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник - документ, свидетельство тех страшных дней.

(Портрет Тани Савичевой. Страницы дневника.)(файл презентации)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил. Те, кто решился заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз - страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Девочке поставлен памятник.(файл презентации)

ВЕДУЩИЙ 5.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов - сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но гитлеровцы просчитались.

Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

*И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек -

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской -

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

ВЕДУЩИЙ 6.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось - прямо в классе.(файл презентации)

Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось - умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

ВЕДУЩИЙ.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

ВЕДУЩИЙ.

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

На фоне песни «Медаль за оборону Ленинграда» читается стих «Моя медаль».

… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

ВЕДУЩИЙ.

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

(файл презентации)

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

ВЕДУЩИЙ.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных - каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Минута молчания - в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута - самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда -

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть.

Как сила, нам нужна!

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Раиля Курамшина
Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга.

Сценарий к проекту

«»

в подготовительной группе

Воспитатель :

Курамшина Раиля Рамисовна

Вступление :

Звучит фоновая музыка, гости рассаживаются в зале.

Вход детей в зал под «Марш Славянки» с перестроением.

Ведущий :

Сегодня день особенный , ребята,

День памяти – торжественный, святой.

День снятия блокады Ленинграда

Отмечает город наш родной.

Было мирное время. Ничто не предвещало войны. Стояло жаркое лето. Люди, как обычно, шли на работу, по вечерам гуляли в парках и скверах, маленькие дети ходили в детские сады, у школьников начались каникулы.

Стихи детей о мирном времени :

В Ленинграде белые ночи ,

Июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа.

Спит Летний сад, свет зари над Невой,

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

I Часть. Начало ВОВ.

Звучит тревожная музыка. Дети рассаживаются в зал.

Ведущий :

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, вражеские самолеты начали наносить удары на города России. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Немцы стремительно прорывались к главным городам России – Москве и Ленинграду . Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа . Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда . Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

Напали фашисты на нашу страну.

Шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну

Сражаться с фашистской армадой.

Мы вспомним те годы, блокадные годы ,

Тяжёлые ночи и трудные дни,

Людей, что погибли во имя народа,

Ведь подвиг большой совершили они.

Ведущий :

Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники : танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде , то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Музыкальный фон : звучит сирена (вой воздушной тревоги)

В городе - воздушная тревога

Вой сирены слышится опять

Люди побежали по дорогам

Прятаться, детей своих спасать.

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград .

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Охваченный войною блокадный Ленинград-

На улицах трамваи замёрзшие стоят,

Разрушенные зданья и надпись на стене-

«Опасно при обстреле на этой стороне!»

Ведущий :

Когда люди слышали вой воздушной тревоги, все прятались в бомбоубежищах, которые находились в подвалах домов.

II Часть. Блокада .

Ведущий :

ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ

Ведущий :

Стучит метроном, как сердца ленинградцев ,

Всех тех, кто в блокадном аду выживал .

Бороться, дышать и врагу не сдаваться-

Час испытаний суровый настал.

Началась блокада . Начались страшные дни Ленинграда .

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград . Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод.

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод . Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы . Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель, и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Хлеб блокадного Ленинграда .

Но всё таки главным врагом Ленинграда был голод . В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума : рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день , всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день . Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дома. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья . Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала :

«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня» .

Дорога жизни

Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь – по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной . Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. В город завозились продукты, а из города вывозились дети, старики и больные люди. Тяжелой, опасной была ледовая дорога. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели, и грузовики ярким пламенем вспыхивали на белой глади озера. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни» . Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни» .

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград . Так велико было значение этого пути, что прозвали Ленинградцы его Дорогой жизни .

Чтобы жизнь спасти ленинградцам ,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли полуторки из города по ней.

Ведущий :

Рушились дома от обстрелов.

Несмотря на все трудности, осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились . Многие шатались от голода, сильно болели.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях : мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах . А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Почти 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда , это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев . 27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады !

Хотели враги Ленинград уничтожить ,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Страданья и боль, разруху и голод

Ночные бомбёжки и горечь утрат.

Ты выдержал всё, любимый наш город

Мы можем гордиться тобой, Ленинград .

Есть салют у нас весной – на День Победы

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют, в голодно-белом январе

Дети выходят в зал и встают полукругом, поют песню «Катюша»

III Часть. Конец ВОВ. Победа.

Ведущий :

Великая Отечественная война закончилась полной победой нашего народа над фашистской Германией 9 мая 1945 года.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните : «Никто не забыт, ничто не забыто»

На ладожском озере находится памятник разорванному кольцу Блокады .

В городе Ленинграде есть место , куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти скорби.

Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто наш город сберёг,

О тех, кто работал, сражался отважно,

И для Победы сделал, что мог.

Дети выносят звезду на середину зала.

Остальные дети встают полукругом вокруг звезды

III Часть. Конец ВОВ. Победа.

Звучит фон – звук метронома

В зале гаснет свет. Вынос зажженных свечей :

Ведущий :

Помните! Через года, через века.

Помните! О тех, кто уже не придет никогда

Помните! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Давайте почтим минутой молчания светлую память героев, павших смертью храбрых, защищая свою Родину.

Звучит фон – звук метронома

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

В зале зажигается свет. Возложение цветов к «Вечному огню» .

Дети читают стихи о мире.

Завершение

Нам нужен мир на голубой планете.

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки, навсегда!

Выход из зала под песню Барбариков «Я рисую этот мир»

Презентация педагогического проекта

«День снятия Блокады Ленинграда »

Проект представляют воспитатели подготовительной группы

Фокина В. М. и Курамшина Р. Р.

Тип проекта : патриотический, исторический, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, воспитатели и другие сотрудники детского сада.

Цель : расширить представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи :

Формирование у детей осознанного интереса к историческому прошлому нашей страны и в частности, к истории родного города;

Воспитание любви к родному городу, его традициям;

Обогащение знания детей о героическом прошлом нашего города;

Формирование чувства гордости за защитников Отечества;

Формирование чувства сопереживания людям старшего поколения , пережившим тяготы войны.

Пополнение словарного запаса

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Оборудование : Проектор, экран, аудиозаписи, календарь с изображением даты 27 января, детские рисунки, плакаты

Предварительная работа : Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, электронных презентаций, рисование, работа с родителями, заучивание стихотворений и песен военных лет, просмотр фильмов о войне, беседы о героях.

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это война. Она отбирает все родное и близкое: дом, семью, друзей. Тех, кто не пожалел жизни для спасения родной страны, смело можно назвать героями. Их подвиг навеки останется в сердцах людей, для которых они это сделали.

Цель:

Воспитание любви к Родине, уважения к героям Отечества.

Оформление:

Красные флаги, фотографии героев, иллюстрации жизни в Ленинграде во время осады.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Песня «Не надо войны».

Ведущий: Война… Самое ужасное не только для отдельного человека, но и для всей страны. Что же такое война?

Ученик 1: Это ужасное пламя, которое стремится объять все вокруг себя… но эти обжигающие объятия приводят к неминуемой гибели…

Ученик 2: Это оглушающий грохот артиллерийских снарядов, свист пуль, которые стремятся достичь живой цели…

Ученик 3: Это ужас, застывший на лицах детей, и беспомощность матерей, которые не могут предотвратить страшные события…

Ученик 4: Это трупы близких и родных, которые еще вчера мечтали о счастье и любви…

Ведущий: 22 июня 1941 года рано утром на спящий Советский Союз напали фашисты, управляемые Адольфом Гитлером. В его планы входило быстрое завоевание: через полтора месяца он мечтал вернуться домой с победой. Чего он добивался?

Ученик 1: От большей части народов нашей страны Гитлер хотел избавиться.

Ученик 2: Остальным была уготована судьба рабов в военных поселениях.

Ученик 3: Детям не предполагалось делать никаких поблажек, обучать грамоте их не было нужды, ведь их ждала такая же участь рабов, как и взрослых.

Стихотворение «Первый день войны» (Ю. Инге).

Ведущий: Через два с половиной месяца фашисты оказались у стен Ленинграда, хотя намеревались оказаться там не позже, чем через 3 недели. Адольф Гитлер распорядился даже о банкете в честь будущей победы. Однако его мечты оказались далеки от реальности: Ленинград не собирался сдаваться, он готовился дать врагу отпор.

Ученик 1: На стенах зданий стали появляться плакаты, призывающие защищать город, Родину.

Ученик 2: Организовывались батальоны ополченцев, которые отправлялись на оборонительные рубежи.

Стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…».

Ведущий: Ленинграду фюрер готовил страшную участь он решил его сравнять землей. Достигнуть цели Гитлер планировал путем обстрела из разнокалиберных орудий, а также постоянной бомбежкой. К 8 сентября Ленинград был окружен со стороны суши…

Ученик 1: Блокада длилась ровно 29 месяцев.

Ученик 2: Если поделить количество сброшенных снарядов на длительность блокады, то получится, что каждый день в городе звучало 300 взрывов.

Ученик 3: Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт.

Ученик 4: Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.

Стихотворение Г. Семенова «Мужество».

Ученик 1: К началу зимы запасов еды оставалось меньше, чем на месяц. Единственной ниточкой, связывающей город со страной, была Ладога, по которой в Ленинград переправляли еду и воду.

Ученик 2: Когда она замерзла, связь была нарушена. Жителям было неоткуда ждать помощи.

Ученик 3: К концу осени остался только хлеб, да и он выдавался только по карточкам, а нормы его выдачи постоянно сокращались.

Ученик 4: Жители получали очень низкие нормы хлеба. К примеру, рабочие получали 250 г, а остальные жители – в 2 раза меньше.

Ученик 1 (показывает кусочек хлеба): Вот такой кусочек хлеба выдавался детям на целые сутки!

Ученик 3: Таким образом, была проложена военно-автомобильная дорога.

Ученик 4: Ее еще называют «дорогой жизни» – именно от нее зависело спасение ленинградцев.

Стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».

Ведущий: И все же, несмотря на тяжести и лишения, город не переставал жить. Не смогли фашисты поколебать уверенности жителей в победе, не смогли сломить их боевого духа!

Ученик 1: Даже в самые тяжкие дни работали без перерыва школы.

Ученик 2: На чердаках и крышах были организованы постоянные дежурства для борьбы с зажигательными снарядами.

Ученик 3: Был организован противопожарный полк, роты которого находились во всех районах города.

Ученик 4: Люди старались помочь друг другу, поддерживали в самые трудные минуты.

Ученик 1: Кроме этого, не переставала работать промышленность, создавая танки, самолеты, боевые орудия и снаряды.

Ученик 2: На заводах трудились подростки, которых ранее выпустили из училищ.

Ученик 3: Они работали в ужасных условиях до 14 часов в сутки.

Ученик 4: И вносили неоценимый вклад в разгром фашистской армии.

Песня «Ленинградские мальчишки» в исполнении школьников.

Ведущий: Очень много людей умерло в своих домах, на улице, на рабочем месте…

Стихотворение Ю. Воронова «В школе». Затем – видео или показ слайдов «Из дневника Тани Савичевой».

Ведущий: После того, как не стало мамы, Таня собрала свои записи и ушла из дома. Ее определили в детский дом. Ужасная война отняла у нее всех родных, сделала ее сиротой…

Ученик 1: Враги считали, что тяжелые времена пробудят в жителях Ленинграда низменные инстинкты, которые превратят их в животных.

Ученик 2: Они мечтали о том, что голодающие и замерзающие люди будут ссориться из-за каждого кусочка хлеба, из-за топлива. Думали, что итогом блокады будет легкая победа, что люди рано или поздно сдадутся.

Ученик 3: Гитлер, объясняя свою тактику, даже произнес такие слова: «Ленинград вызреет самого себя».

Ученик 4: Однако он глубоко ошибался – люди Ленинграда не боялись смерти…

Ведущий: 27 января 1944 года случилось счастливое для жителей города событие – армии удалось отбросить фашистские войска от города, положив конец блокаде.

Стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».

Ученик 1: Этот день стал самым радостным днем в жизни ленинградцев.

Ученик 2: Позади остались ужасные дни, пришло долгожданное освобождение.

Ученик 3: И в то же время день был самым печальным.

Ученик 4: Ведь с выжившими разделить радость не смогли их близкие и родные, павшие во время блокады.