Патриарх всея руси кирилл семья. Антон Кузнецов (Ведаврат) - Мастер Тантра-Джйотиша

Патриарх Кирилл – знаменитый отечественный деятель религии. Всю жизнь этот человек, по определенным причинам, посвятил прислуживанию Богу и церкви. Этот патриарх смог стать одним из наиболее знаменитых деятелей религии в Российской Федерации, у некоторых людей его личность вызывает восхищение, а у некоторых – порицание.

Стоит отметить, что с патриархом ранее связывали множество слухов и самых разных сплетен. Некоторые происходили в действительности, некоторые притянуты за уши. Но что же было у истоков? Как Кирилл стал служителем церкви? Насколько хорошо он выполняет свои обязательства и любит ли вообще то, что делает?

Патриарх Кирилл – не американская, и даже не отечественная звезда, потому ему нет особой нужды гнаться за ускользающей молодостью или со всей тщательностью следить за своей фигурой. К слову, патриарх Кирилл фото в молодости и сейчас для сравнения очень легко найти в интернете. Для него, как для церковного служащего, куда выгоднее выглядеть более солидно. Так что становится ясно, что он не особо заботится о том, какие у него рост, вес, возраст. Сколько лет патриарху Кириллу – вопрос простой. В настоящее время ему уже 71 год. При росте в 178 сантиметров, весит мужчина 92 килограмма.

Невзирая на все вышеперечисленное, мужчина старается следить за собственным весом, время от времени занимается плаваньем, часто ходит пешком. Как видите, он помнит истину о том, что к себе тоже нужно проявлять заботу. Ведь, «береженого Бог бережет».

Биография Патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл (имя при рождении – Владимир Гундяев) родился в конце осени 1946-го года. Стоит отметить занимательный случай. Когда еще малышом мать впервые пришла с ним в церковь, мальчик по случайности прошел сквозь Царские Ворота. Женщина тут же повела его к пастору, чтоб тот отпустил грех, но священнослужитель только отмахнулся со словами: «Архиереем будет». Вероятно, стать на длинный и тернистый путь служения церкви было судьбой маленького Владимира. До занимания большой должности, конечно, было еще далековато, но в то же время все, что случалось в его судьбе на протяжении всей жизни, все эти события вели в итоге к одному единственному завершению – становлению важным человеком в церкви. И к получению звания патриарха, как и к принятию нового имени, Владимир пришел далеко не сразу.

Его мать – Раиса Гундяева – работала школьной учительницей и преподавала немецкий. А отец – Михаил Гундяев – стоит заметить, тоже был священнослужителем. Сложно отрицать, что этот факт тоже оказал определенное влияние на выбор Владимиром дальнейшего жизненного пути. Хотя, тут можно сказать, что вся семья будущего патриарха была связана с религией. Деда его, например, частенько отправляли в ссылки, как обвиненного в связи с христианской церковью. Брат – Николай – был священником в питерском соборе. А сестренка – Елена – занимала пост директрисы в духовной гимназии.

Прежде чем начать собственную религиозную деятельность, будущий патриарх окончил в школе всего восемь классов. Он пробовался в геологии, но через несколько лет поступил в семинарию, а после и духовную академию.

Имя Кирилла парень получил после принятия монашества. С того самого момента и начинается биография патриарха Кирилла, как служителя церкви.

Неоднократно он принимал участие в том, что относилось к развитию московского патриархата. Начиная с девяностых годов, Кирилл стал уделять гораздо больше внимания связям с обществом, а также гораздо больше сил развитию этой деятельности. Так, в начале девяностых на телевидении появилась программа с его участием - «Слово пастыря». В ней разбирались разные религиозные темы, и она имела большую популярность не только среди простых людей, но и среди высоких чинов.

Год спустя патриарх Кирилл начал вести активную деятельность по сотрудничеству с правлением РФ. Нередко он даже становился полноценным участником самых разных консультативных организаций. Организовывал различные культурные события. Например, празднование двух тысяч лет христианства. Причем в соответствии со сведениями, полученными в результате опроса местного населения в 2012-м году, большая часть простого народа одобряет работу патриарха.

Помимо прочего, патриарх Кирилл ведет профиль в Фейсбуке. Там он переписывается с посетителями своей страницы, отвечает на вопросы. Очень часто он дает ответы на те вопросы, что особенно интересуют прочих людей. На его профиле в этой соцсети более пятисот постов. Еще он является автором книг о религии и духовенстве.

Личная жизнь Патриарха Кирилла

Стоит, прежде всего, отметить, что личная жизнь Патриарха Кирилла просто не существует, по крайней мере, если верить официальным источникам. Он обязан прислуживать церкви, а все священнослужители, как известно, дают обет безбрачия. Потому нет абсолютно ничего странного в том, что у этого человека, невзирая на его уже достаточно преклонный возраст, нет собственного семейства.

Говоря современным языком, он «женился на своей работе». Ведь не раз уже он говорил о том, как важно распространять в миру свет религии. Насколько правдивы эти слова, вряд ли кто-то может утверждать всерьез. Но нельзя не брать в расчет то, что этот мужчина является церковным служащим и у него априори не должно быть любовных связей.

Семья Патриарха Кирилла

Принимая во внимание все вышесказанное, можно предположить, что семья Патриарха Кирилла – это те же священнослужители, как и он сам. У него нет официальной жены, как нет и детей. Самое важное, по его мнению – провести жизнь, посвятив ее развитию содружества религиозных домов на международном уровне.

И у него это прекрасно получается, ведь еще в молодые годы он с успехом преодолевал путь священнослужителя, чтобы добиться в итоге того, кем является сейчас. Сложно утверждать, страдает ли он от того, что не оставил после себя наследников. Но, если взглянуть на это с другой стороны, у него и времени на это особо нет. Да и нельзя сказать, что он одинок, ведь к нему постоянно приходят верующие люди, за советами или с просьбами.

Патриарх Кирилл на яхте с девушками

Патриарх, хоть и не является певцом или актером, но, тем не менее, он – известная на всю страну, публичная личность. Не удивительно, что вокруг этого человека с завидной регулярностью собираются скандалы. Очень часто его обвиняли в самых разных грехах. И сложновато тут разобрать где правда, а где вымысел. Как-то раз даже прошел слух о том, что часто свое свободное время проводит патриарх Кирилл на яхте с девушками, а все церковные поступления растрачивает на личные блага.

Сам патриарх, разумеется, отрицает такие слухи или даже попросту игнорирует их, утверждая, что это лишь наговоры и клевета со стороны недоброжелателей и тех, кто идет против церкви. Конечно же, все грешны, но насколько достоверны обвинения в сторону Кирилла утверждать нелегко. Ведь он верой и правдой служит Богу, но, как бы там ни было, он человек.

Япончик и патриарх Кирилл один человек

Нельзя не добавить, что личность патриарха частенько связывают не только со сплетнями, но и с самыми разными слухами. Временами доходит даже до абсурдного. Взять хотя бы недавний слух, что Япончик и патриарх Кирилл – один человек. В этом слухе упоминается знаменитый вор Мишка Япончик, погибший в начале двухтысячных.

Некоторые люди замечают поразительное совпадения у этих знаменитостей. Так, например, поговаривают, что у патриарха имеется проблемное прошлое и таким образом он скрылся, чтоб не попасть за решетку. Этот слух не был ни подтвержден, ни опровергнут, но большая часть прихожан верит в то, что это проделки недоброжелателей патриарха, которые хотят запятнать его сан.

Дети Патриарха Кирилла

Как было отмечено ранее, у этого человека нет родных детей. Дети патриарха Кирилла – это верующий люд. Прихожане и те, кто нуждается в поддержке или совете. Так утверждает сам патриарх. Много раз он говорил, что может оказать помощь тому, кто к нему придет. Для этого он также начал осваивать соцсети, чтоб можно было давать ответы на наиболее интересующие вопросы.

Есть вероятность, конечно, что он хотел бы завести собственных детей. Но наличие сана не позволяет предаваться таким мирским удовольствиям, как спокойная жизнь, супруга и ребенок. Но Владимир предпочел путь священнослужителя.

Жена Патриарха Кирилла

Жена Патриарха Кирилла – для мужчины это та тема, которую лучше не поднимать. Ведь, когда он ступил на путь служителя церкви, сделав этот выбор, полностью лишил себя любви. И хот нередко можно услышать о том, что Кирилл совершил грех, что часто его видели в окружении молодых девушек, официально ничего доказано не было.

Большинство людей считают, что это лишь вымыслы, и что в реальности патриарх верой и правдой служит своей церкви, и не планирует отступать со своего пути. По официальным сведениям, у этого священнослужителя нет ни деток, ни любимой жены. Родным домом он считает церковь, а детьми называет прихожан.

Сколько стоят часы патриарха Кирилла

Некоторое время назад у этого церковника можно было заметить часы. И даже простой человек, при одном взгляде на них может понять, что стоимость часов далеко немаленькая. Потому почти сразу же за этим распространились слухи о том, что Кирилл очень сильно злоупотребляет имеющимися полномочиями, и церковные поступления растрачивает на личные цели.

Многих интересовал вопрос: сколько стоят часы патриарха Кирилла. Сам патриарх активно все отрицал и даже пытался скрыть дорогую вещицу от любопытных глаз, но все же стало известно, что эти часы патриарха Кирилла Breguet – бренд довольно известный, и стоят они около 30 тыс. евро. Как видно, святой отец не против иногда побаловать себя слишком уж дорогостоящими безделушками.

Патриарх Кирилл «Слово пастыря»

Ранее уже упоминалось о том, что патриарх Кирилл, не раз уже сотрудничал с обществом, чтоб привносить в народ разговоры о Боге. Подобным его проектом стала популярная на телевидении передача «Слово пастыря» с его участием. Вел патриарх Кирилл «Слово пастыря», рассматривая самые разные религиозные темы, отвечая на насущные вопросы. И хотя, кажется, что в настоящее время религиозные каналы, да и просто передачи мало кто смотрит, несколько раньше эта передача приобрела огромную популярность не только среди мирских людей, но и среди чиновников. Телепередача была запущена для того, чтоб помочь любому человеку, который желает пересмотреть свои взгляды на жизнь или нуждается в помощи.

Патриарх никогда не отказывал в помощи тем, кто пытался исправить свою жизнь. Разумеется, не обошлось и без злых языков, которые говорили о том, что все это требуется Кириллу лишь чтоб привлечь к себе больше внимания. Сложно утверждать насколько это достоверно, но, как бы там ни было, нужно уважать его сан. А что до слухов, они всегда окружали публичных людей.

После блаженной кончины Патриарха Алексея II благодатью содействия Святого Духа Поместный собор Русской Православной Церкви 27 января 2009 года в Москве в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя избрал митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла святейшим патриархом Московским и всея Руси. Избрание происходило тайным голосованием.

Избрание митрополита Кирилла патриархом не было неожиданностью для многих из нас. Потому что все мы хорошо знали владыку по частым выступлениям в СМИ, когда он был еще митрополитом и возглавлял отдел Внешних церковных связей. Всем нам, конечно, при этом хочется знать о его детстве, юности и вообще о том, какой он человек, наш Патриарх. От этого мы никуда не уйдем, людям это всегда любопытно. Идя навстречу интересам верующих нашей страны, архиепископ Волоколамский Илларион (Алфеев) написал книгу «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание». В предисловии книги так и сказано: эта книга написана в ответ на многочисленные просьбы людей как церковных, так и далеких от Церкви, которые интересуются личностью нового патриарха». Уже при предыдущем служении он был публичным человеком, потому что всегда занимает очень активную жизненную позицию. Как пишет сам Святейший: «Мой принцип жизни - делай и делай сегодня, никогда не откладывай». И вот за всю свою не такую уж пока еще, слава Богу, большую жизнь он сделал столько! Церковный календарь за этот год открывает статья, в которой перечислены мелким шрифтом должности патриарха, комиссий, которые он возглавлял, многочисленные государственные и церковные награды, богословские труды… Все это занимает пять страниц. А мы сегодня мы поговорим в основном о его биографии.

Но прежде чем рассказывать о нем самом, конечно, хочется рассказать о его семье. Патриарх - священнослужитель в третьем поколении. Его дед по отцовской линии Василий Степанович Гундяев родился в Астрахани, а в 1903 году семья прадеда патриарха переехала в город Лукоянов Нижегородской губернии. Василий в то время работал машинистом-механиком в железнодорожном депо. Он был глубоко религиозным человеком и воспитывал детей в православной вере. В их семье было семеро своих детей и одна девочка - приемная. Семья жила очень скромно. Притом, что Василий получал немалое жалованье, поскольку железные дороги не были так распространены, а железнодорожные рабочие пользовались в то время таким же уважением, как летчики при советской власти, и их работа оплачивалась очень хорошо. Основную часть года семья жила в служебном доме при железнодорожном депо, то есть за квартиру платить было не нужно. А на лето они уезжали в село, где тоже денег требовалось не так много. Но при этом они всегда жили крайне скромно. Такой скромный образ не соответствовал доходам главы семейства. Спустя много лет будущий патриарх спросил дедушку: «А где же все твои деньги. Почему ни до революции, ни после ты ничего не накопил?» Дед ответил коротко: «Все деньги я посылал на Афон». Т.е. он оставлял себе только то, что требовалось на самую скромную жизнь, а все свои деньги посылал в монастырь.

В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики. Частью их идейной программы была борьба с религией. Сразу же после переворота начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. В результате к 1939 году на всей территории страны сохранилось лишь около ста действующих храмов. Что же происходит в это время с Василием Гундяевым? В первые четыре года после Октябрьской революции он был еще на свободе. Но вскоре за борьбу с обновленчеством в Церкви его арестовали и сослали на Соловки. Соловецкий лагерь особого назначения - печально знаменитый СЛОН - был создан декретом Совета народных комиссаров в 1923 году на территории Соловецкого архипелага. Древняя обитель, основанная преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими превратилась в одно из отделений ГУЛАГа, покрывших колючей проволокой всю Россию. К концу 1930 года в этом лагере было более 70 тысяч заключенных. И среди них академики, профессора, писатели, поэты, философы, актеры. А ещё это было как особым местом ссылки священников.

Василий Гундяев был одним из первых соловецких узников. В заключении он работал механиком и даже отремонтировал посаженный на мель пароход, ходивший между Соловецким архипелагом и материком. Сокамерники относились к нему с уважением. Василий всячески старался поддерживать общение с архиереями, священниками, находившимися в лагере. Одним из узников этого лагеря был архиепископ Иларион Троицкий, ближайший помощник патриарха Тихона. Патриарх Кирилл говорит, что удивительным образом святитель Иларион связан с его семьей через деда иерея Василия, также исповедника Божия, который в 22-м году был посажен в Соловецкий лагерь, где встретился со святителем Иларионом. Знал он и других русских иерархов, находящихся в заключении. В общей сложности провел в заключении и ссылке 30 лет.

А дома у него осталась жена, воспитывавшая восьмерых детей. Как они могли выжить в то время. Уходя, он ничем не мог помочь семье, ведь денег никогда не копил. На прощание сказал: «Ты не переживай и не отчаивайся, я буду молиться за вас». Однажды ситуация дошла до того, что не осталось вообще ничего в доме. И матушка в отчаянии даже заплакала, потому что не знала, что дать детям утром на завтрак. Легли спать, вдруг кто-то постучал в дверь. Открыла испуганная, думала, что теперь за ними пришли или опять что-то отнимать. Зашел какой-то здоровенный мужик и сказал: «Иди, там тебе привезли». Испуганная, выбежала во двор, а там стояла телега, на которой лежал мешок муки. И пока она перетаскивала эту муку, вернулась - уже никого нет. Откуда эта мука взялась - мы можем только догадываться. Судя по всему - по молитвам отца Василия.

После освобождения Василий долго находился на нелегальном положении. Единственная возможность остаться на свободе - скрываться от властей, то есть не устраиваться на работу и не жить долго на одном месте. И лишь в конце 40-х годов его положение было легализовано. Он смог приехать в Ленинград. Патриарх Кирилл помнит встречу дедушки, как они с мамой встречали его на Московском вокзале. Патриарх пишет: «Я хорошо помню эту сцену - вышел из вагона сухощавый пожилой человек, мне даже показалось, старичок. С огромным черным фанерным чемоданом. И мама побежала к нему: «Папа, папа, мы сейчас возьмем носильщика!». А он возмутился: «Какого еще носильщика?» - «Ну чтоб тебе помочь чемоданы нести». Дед улыбнулся, снял ремень, перевязал чемодан, взвалил чемодан на плечи и пошел.

Мечтой Василия всю жизнь было священство. Но мечта осуществилась лишь на закате дней - уже в хрущевскую эпоху он был рукоположен в сан диакона и приписан к храму города Бирска. Затем его рукоположили в сан священника и назначили на служение в башкирское село. Будучи 80-летним старцем, иерей Василий ревностно служил Богу и Церкви. Иногда он 14 километров пешком шел, для того чтобы причастить больного. После ухода на покой отец Василий вернулся в село Оброчное бывшей Арзамасской губернии, куда он ребенком выезжал с родителями. Там же он и скончался 31 октября 1969 года. Среди священнослужителей, участвовавших в отпевании, были сын иерея Василия протоиерей Михаил Гундяев и два внука - иерей Николай, в то время преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл - студент той же академии, будущий патриарх.

Отец патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев родился 6 января 1907 года. С детства хотел стать священником. В 26-м году поступил на высшие богословские курсы в Ленинграде. В то время это было единственное, еще не закрытое большевиками богословское учебное заведение в стране. Знаменитая Санкт-Петербургская духовная академия была закрыта почти сразу же после революции, и вместо создали богословские пасторские курсы. В 1920 году они были преобразованы в Богословский институт, в числе преподавателей были многие видные профессора Санкт-Петербургской академии.

Учился он на курсах до весны 1928 года, когда это последнее богословское учебное заведение было закрыто. Михаила призвали в армию. Два года он отслужил в армии и вернулся в Ленинград, хотел поступать в медицинский институт. Но единственным учебным заведением, в которое можно было поступить после обучения на богословских курсах, оказался механический техникум. Обучаясь на богословских курсах, он уже как бы скомпрометировал себя перед властями. Окончив механический техникум, начал работать конструктором на Ленинградском заводе им. Калинина. Потом он окончил Ленинградский индустриальный институт, и в это же время встретил свою будущую жену Раису Владимировну Кучину, студентку Института иностранных языков. Оба пели в церковном хоре. Патриарх Кирилл вспоминает: «Отец пел по субботам, воскресеньям и праздникам в хоре киевского подворья в Санкт-Петербурге, что на набережной лейтенанта Шмидта. Там же на клиросе он познакомился с моей мамой, которая тогда тоже училась и работала. За несколько дней до свадьбы отца арестовывают и отправляют на Колыму. Причем, у него было предчувствие, что это случится, потому накануне вечером они ходили в филармонию, слушали «Страсти» Баха. Когда вышли, отец под впечатлением от музыки сказал невесте: «Ты знаешь, мне кажется, что меня посадят в тюрьму». – «Как ты можешь так говорить, у нас же свадьба?» - «Меня на протяжении всего концерта не покидало чувство, что меня арестуют». Молодой человек проводил невесту и, подойдя к собственному дому, увидел автомобиль, в котором сидели те, кто за ним приехал. Перед арестом провели обыск. Нашли конспекты по богословию, в которых слово «Бог» было написано с большой буквы. Ну, конечно, этого хватило для того, чтобы его арестовать. 25 февраля 34 года Михаил Гундяев был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей и отправлен на Дальний Восток.

В 37-м, отсидев полный срок, Михаил был освобожден и вернулся в Ленинград, где работал на разных предприятиях. Когда в июне 41-го началась Великая Отечественная война, Михаил работал главным механиком на одном из военных заводов. 8 сентября началась блокада Ленинграда. Гундяевы не эвакуировались из осажденного города. Отец трудился на заводе, который продолжал работать даже в условиях блокады.

Блокада продолжалась 871 день, город был практически отрезан от остальной страны и подвергался регулярным артиллерийским обстрелам. В данных, приведенных на Нюрнбергском процессе, упоминается цифра 632 тысячи - умершие в Ленинграде во время блокады. В основном люди погибали не от бомбежек и артобстрелов, они умирали тяжелой и мучительной голодной смерти.

В первые месяцы блокады Михаил участвовал в сооружении оборонных укреплений и в результате тяжелой работы быстро дошел до полного истощения. Его подобрали на улице как мертвого и привезли в морг. Поскольку морг был забит, его положили в коридоре. Проходящая мимо медсестра случайно задела простыню, которой он был накрыт, и, глянув на лицо покойника, увидела, что зрачок сократился, когда слетела простыня. Женщина подняла крик, и это спасло умирающего. Огласка отправки живого человека в морг могла бы привести к плачевным последствиям. Руководство больницы испугалось. Михаила стали усиленно кормить, чтобы не случилось шума. Выжив, с тех пор он уже не мог ни служить, ни трудиться на гражданских работах. Его как специалиста отправили в Нижний Новгород, где он занимался приемкой танка Т-34. До самого дня Победы трудился на этом посту.

В годы войны политика советского государства по отношению к Церкви несколько смягчилась. В первый же день митрополит Сергий обратился к народу с пламенным призывом встать на защиту Отечества и призвал Божие благословление на советское воинство. По ходатайству митрополита Сергия некоторые архиереи были возращены из ссылок и назначены на кафедры. Стали возможны разговоры о необходимости созыва архиерейского собора и об открытии духовных учреждений.

Эти изменения в Русской православной церкви сделали возможным для Михаила Гундяева исполнить заветную мечту - стать священником. Он написал прошение на имя митрополита Ленинградского Григория, его рукоположили и назначили в храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. С 1951 года до 1972-го он поменял очень много храмов. Этот послужной список выглядит вполне благополучно, однако на самом деле его служение было далеко не безоблачным. Частые переводы из одного храма в другой - это было своеобразным методом борьбы с Церковью. Ведь, чтобы образовался приход и сложилась община, чтобы священник мог вникнуть в жизнь своих прихожан, требуется время. Как только власти чувствовали, что где-то складывается приход, они переводили священника в другое место - чтобы не дать людям сплотиться. В то время декларировалось доброжелательное отношение государства к Церкви, так как власти боялись палку перегнуть, чувствуя особую духовную потребность в народе во время войны. Методы 30-х годов применять побаивались.

Еще одной формой борьбы с Церковью было материальное притеснение духовенства. Против священников и приходов была развязана целая кампания. В качестве жертв избирали, главным образом, тех священников, которые пользовались популярностью в народе. Райфо - районный финансовый отдел - предъявлял им требование выплатить налог, который брался с потолка и был огромен. Приходил работник райфо, называл неизвестно как высчитанную астрономическую сумму дохода, которую якобы получил приход, и назначал совершенно произвольный налог – например, 51%. И священник обязан заплатить половину своего мнимого годового дохода. Патриарх Кирилл вспоминает: «Мой отец был, так же, как многие, приглашен в райфо. Ему было сказано, что он заработал какие-то фантастические деньги и поэтому он должен был выплатить около 120 тысяч рублей налога».

Семья влезла в страшные долги. Нашлись люди, которые дали в долг. Продали все, что имелось лишнего и нелишнего, выплатили этот налог. Патриарх вспоминает: «Отец выплачивал этот долг до самой смерти, потом он умер и после смерти уже его сын Владимир начал выплачивать этот налог. И выплачивал я этот налог до тех пор, когда меня уже послали работать в Швейцарию».

В семье было трое детей. Старший сын Николай сейчас служит протоиереем в Петербурге. Сестра Елена сейчас возглавляет православную гимназию в Петербурге, где она долгое время работала в библиотеке. Вспоминает Елена Михайловна:

Как мы жили, я не понимаю. В детстве я выходила к подъездной двери, а на ручке висела сетка-авоська с продуктами, их приносили простые прихожане. Люди очень скромного достатка. Чаще всего в этой сетке были селедка и булка хлеба.

Но, несмотря на это, параллельно со служением на приходе отец Михаил продолжал изучать богословские науки. В 61-м году он, уже будучи немолодым и многодетным человеком, окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 70-м - Ленинградскую духовную академию и в возрасте 63 лет защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Скончался он 13 октября 1974 года в Ленинграде. А спустя 10 лет умерла его жена.

Средний ребенок протоиерея Михаила и Раисы Гундяевых - сын Владимир - родился 20 ноября 1946 года. Его детство и юность прошли в городе Ленинграде. В семилетнем возрасте Володя поступил в школу. Все дети по достижении 10-летнего возраста обязаны были вступать в пионерскую организацию. Это был детский вариант Коммунистической партии, а в 14 лет они вступали в комсомол. Это была такая коммунистическая партия для юношества.

И в такой ситуации, конечно, дети из верующих семей в советской школе были изгоями. Патриарх вспоминает: «Я шел в школу, как на Голгофу. Очень часто меня вызывали на педсоветы, на диспуты». Их семья никогда не скрывала своих религиозных убеждений. И Владимир не вступал ни в пионерскую, ни в комсомольскую организации. А учился он при том очень хорошо - был одним из лучших учеников школы. Т.е. его надо было посылать на всякие смотры, олимпиады – отчитываться о своей работе его успехами. А как отчитываться-то? Ни пионер, ни октябренок. Директор школы был в растерянности, вызвал Володю и говорит: «Все-таки я настаиваю на том, чтобы ты вступил в пионеры». На что Володя ответил: «Ну хорошо, если вам это так нужно, я могу вступить в пионеры, но вы согласны, что я в красном галстуке буду ходить в храм. Потому что в храм я буду ходить».

То, что Володя не носил галстук, очень бросалось в глаза. Его постоянно спрашивали: «А почему ты не носишь?». Таким образом, мальчик все время должен был исповедовать свою веру. Что он с успехом и делал, потому что уже тогда отличался красноречием и умением найти нужное слово. Не став ни пионером, ни комсомольцем, не стал он и диссидентом, как он сам пишет. Потому что любил свою страну и свой народ и не хотел их критиковать на весь свет.

Любимым школьным предметом Владимира была физика, интересовался он и другими естественными дисциплинами. Однажды, когда они проходили теорию Дарвина, дети, судя по всему они уже разговаривали на эту тему и с Володей и между собой, закричали: «А пускай нам Гундяев объяснит теорию Дарвина», - и приготовили наблюдать, как их товарищ выйдет из положения. Мальчик встал, очень грамотно изложил теорию Дарвина, добавил, что с точки зрения советской науки существует такая теория. А после изложил свою теорию о происхождении видов. И подчеркнул, что никому ничего не хочет навязывать и каждый должен сам определиться со своими взглядами на эту тему. Хочет он происходить от обезьяны или не хочет - каждый сам решает.

Будучи лучшим учеником школы, после 8-го класса Володя из школы ушел. Ушел он и из дома. Это не говорит о плохих отношениях в семье. Они были хорошими. Но, как он сам объясняет, юноша не мог позволить, чтобы его 15-летнего обеспечивали родители. Т.е. он не считал возможным принимать материальную помощь от родителей, видя, как тяжело они живут. Владимир решил начать работать и устроился в геологическую экспедицию, параллельно обучаясь в вечерней школе. Проработал он в геологической экспедиции с 62-го по 65-й год. И после окончания школы хотел поступать на физический факультет Ленинградского университета. Вообще-то он хотел быть священником, но тогда решил, что сначала получит высшее светское образование, приобретет навыки научной работы, а уже потом поступит в духовную семинарию. Но его старший брат посоветовал поговорить с митрополитом Никодимом (Ротовым), который в то время был митрополитом Ленинградским и фактически вторым лицом в Церкви. Патриарх Кирилл вспоминает: «Накануне встречи не мог уснуть, так волновался. Ехал до Лавры на троллейбусе, и с каждой остановкой волнение усиливалось. С трепетом вошел в кабинет владыки. Но он встретил меня так задушевно, то от робости не осталось и следа. Выслушав меня, он сказал: знаешь, Володя, ученых в нашей стране очень много. Если их поставить один за другим, то цепочка дотянется до Москвы. А вот священников мало. И кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Потому что никто не знал, как дальше пойдут дела. Совершенно была не исключена ликвидация религиозных заведений. Он говорит: «Так что поступай-ка ты сразу в семинарию».

Про владыку Никодима следует рассказать, потому что патриарх считает его своим учителем и человеком, оказавшим на него очень большое влияние. Святейший ставит митрополита Никодима на одну доску с такими выдающимися представителями русской иерархии, как Петр Могила, митрополит Киевский, или митрополит Филарет Дроздов. А происходил владыка Никодим из семьи рабочего. В 17 лет он уже был рукоположен в сан диакона и пострижен в монашество. Потом он очень быстро сделал церковную карьеру и в 1959 году уже был заместителем председателя отдела внешних церковных сношений. Вступление владыки на эту должность совпало с началом очередного витка гонений на религию. В 1958 году лидер Коммунистической партии Никита Сергеевич Хрущев инициировал кампанию против Церкви. Он пообещал, что за 20 лет построит коммунизм, а в 80-м покажет по телевизору последнего попа. В то время было объявлено, что Гагарин летал в космосе и никакого Бога не видел, поэтому Его нет. Они, вероятно, ожидали увидеть Бога в виде старичка, сидящего на облаке.

С целью окончательной дискредитации Церкви стали предлагать священникам отречься от Бога и заняться пропагандой научного атеизма. Это должно было продемонстрировать народу, что Церковь разваливается. Для этой неблагородной миссии подыскивали, как правило, тех священнослужителей, которые стояли под запрещением в служении или имели какие-то канонические нарушения. 5 декабря 1959 года газета «Правда» опубликовала статью, в которой от Бога и Церкви отрекался бывший протоиерей, профессор Ленинградской духовной академии Александр Осипов (пожалуйста, не путать с Алексеем Ильичем Осиповым, профессором Московской духовной академии). Он был ранее запрещен в священнослужении за второй брак и продолжал преподавание. И вот, став атеистом, он обратил весь свой дар на обличение «религиозных предрассудков». Это отречение Осипова и других священников больно ударило по Церкви, которая при этом все-таки не побоялась принять постановление о лишении изменников священного сана и об отлучении их от церковного общения. В 1960 году в Москве состоялась конференция «Советская общественность за разоружение», в работе которой участвовали представители международной общественности. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) выступил там с речью и сказал: «Моими устами говорит с вами Русская православная церковь. Это та церковь, которая служила русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков и в годы Смутного времени, и в Отечественную войну. И она же оставалась вместе с русским народом во время последней мировой войне. Правда, несмотря на все это, Церковь Христова, полагающая своим делом благо людям, от людей же испытывает нападки и порицания. И тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви». Эта речь патриарха, как говорят, произвела эффект разорвавшейся бомбы. До этого боялись открыто говорить, что в СССР существуют притеснения против Церкви. По воспоминаниям митрополита Николая (Ярушевича), такое открытое заявление на весь мир было сделано впервые со времен патриарха Тихона. Виновником скандала и козлом отпущения был объявлен этот же митрополит Николай, потому что он составлял речь патриарха. В результате его сместили с должности председателя отдела внешних церковных сношений. Тут надо помнить, что все назначения и смещения проводились не церковными, а светскими властями. Назначили на должность 30-летнего архимандрита Никодима Ротова.

В 1948 году Русская православная церковь отказалась вступать во Всемирный совет церквей, а теперь по инициативе митрополита Никодима вступила, потому что, как говорит патриарх, отдел внешних церковных сношений был поплавком, как бы держащим всю Церковь.

С одной стороны, советскому государству необходима была внешняя церковная деятельность, потому что косвенным образом она свидетельствовала о наличии религиозной свободы в стране. Логика проста: если есть священники за границей, значит, есть религиозная жизнь, если есть религиозная жизнь - значит, обвинения в притеснениях несправедливы. Т.е. с пропагандистской точки зрения правительству было выгодно, чтобы Церковь имела возможность осуществлять внешние сношения. Но с идеологической точки зрения это было ему не нужно. Потому что за границу выезжали реальные священники, не подставные лица. И такие контакты обеспечивали систему поддержки Русской православной церкви.

В таких сложных условиях начиналось служение молодого монаха Владимира. В монашество он постригся рано - в 22 года. Решение принял не сразу, раздумывал на эту тему. Были люди, которые не то, что отговаривали, но советовали серьезно подумать. В частности, его преподаватель в академии, когда узнал о намерении Владимира постричься, сказал: «Вот сейчас тебе 20 лет, а потом тебе будет 30, 40, 50, 60, и ты вот должен ответить не только за себя 20-летнего, а и за тех людей, какими ты станешь со временем. Ты вот об этом тоже должен подумать».

Будущий патриарх назначил себе определенный срок: если до этого времени не встречу девушку, на которой захочу жениться, то приму постриг. Девушку не встретил и принял постриг. И было ему в то время 22 года.

Когда Владимир только поступил в семинарию, митрополит Никодим пригласил его и сказал, что он будет у него послушником и личным секретарем. Молодой человек стал отказываться, говоря, что не может сочетать учебу и нелегкую работу секретаря владыки. Митрополит Никодим ответил, что чувствует в нем большие силы. Владимир начал обучаться по индивидуальной программе (год за два) и исполнять обязанности секретаря. А уже приняв постриг, он у владыки опять спросил совета: где взять время на все. Митрополит ответил: «Ты должен свою жизнь организовать так, чтобы у тебя совершенно не было свободного времени. Ты должен все свое время забить делами полезными, тогда и тебе будет легче, и все успеешь».

Постригли его 3 апреля 1969 года с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян. И уже в студенческие годы он начал участвовать в международной деятельности Русской православной церкви. Когда в 1971 году создавали Сендисмоз - всемирное братство православной молодежи, - владыка Никодим послал Кирилла на конференцию, где Русская церковь должна была сообщить, вступает она в эту молодежную организацию или нет. Владыка Никодим дал Кириллу два письма: в одном письме было написано, что мы согласны вступить в эту организацию, в другом - что отклоняем приглашение. Молодой монах должен был поехать, выслушать все выступления и понять, что нам предлагают, на каких условиях, как это будет выглядеть, нет ли тут угрозы, нет ли каких-то канонических нарушений в общении с ними, - и сам принять решение. Т.е. уже тогда на него возлагались такие ответственные решения. И 12 сентября 1971 года его назначил представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. (Вот только когда он перестал выплачивать долги отца).

Храм при представительстве был весьма скромный. И сначала людей было очень мало. Но с появлением нового настоятеля храм стал наполняться прихожанами. Однажды к нему пришел высокопоставленный работник нашего посольства и попросил обвенчать с женой. Но попросил: «Только ради Бога никому не говорите. Потому что у меня будут очень большие неприятности». Через некоторое время приходит другой работник посольства и говорит: «Я хочу обвенчаться с женой, но вы никому не говорите и ни под каким видом не говорите моему начальнику», - и называет фамилию того человека, который первым приходил венчаться к владыке. Смешной случай, но будущий патриарх тогда подумал: «Господи, мы же живем в королевстве кривых зеркал. Два православных человека, которые могли бы быть близкими друзьями, разделены страхами, предрассудками». Эта история произвела на него очень большое впечатление, даже сейчас заметно, как много сил он отдает именно преодолению разделения христиан.

Ректором Ленинградской духовной академии стал в возрасте 28 лет - самым молодым за всю историю академии. В это же время его возвели в сан епископа Выборгского и сделали викарием Ленинградской епархии.

Через 10 лет его вполне успешного руководства вдруг приходит указание перевести архиепископа Кирилла в Смоленск. Просто так, одним днем, можно сказать. Патриарх пишет: «Конечно, это была отставка, понижение. И первый человек, который меня правильно настроил в тот момент, был святейший патриарх Алексий». С тех они не только вместе работали, но и стали очень близкими людьми. Тогда владыка Алексий сказал такие слова: «Никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было быть. Но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было». Сейчас из архивных источников стало известно, что инициаторами внезапного перевода из Ленинграда в Смоленск были светские власти. Но, конечно, все это было промыслительно - до этого он работал во властных структурах Церкви, в столичных городах Москве и Ленинграде, а тут попадает в Смоленск и занимается восстановлением храмов и всей той работой, которую он тоже должен будет знать, уже будучи патриахом. Таким образом Господь готовил его к будущему служению.

Еще одной причиной перевода архиепископа Кирилла стал его протест против ввода советских войск в Афганистан. Он, будучи членом исполкома Всемирного совета церквей, вместе с митрополитом Сухумским Илией способствовал принятию резолюции, которая осуждала вторжение. Теперь стало известно, что одним из инициаторов отставки владыки Кирилла был генерал Олег Калугин, в то время работавший заместителем начальника управления КГБ по Ленинграду. Впоследствии он превратился в ярого критика советского режима и уехал в США.

Мы помним владыку Кирилла на должности председателя отдела внешних церковных связей. И когда умер патриарх Алексий и избрали патриархом митрополита Кирилла, все стали, конечно, сравнивать их. Многие говорили: слишком его много, слишком много говорит. Тут надо понимать, что у них были совершенно разное время по сравнению с патриархом Алексием. У патриарха Алексея главная задача была - возобновить жизнь Церкви, построить и восстановить храмы. А теперь у нас храмов-то достаточно построено по сравнению с тем, сколько было. Теперь надо думать о том, кто наполнит эти храмы. Надо стремиться, чтобы люди воспринимали храм не как русскую народную традицию, а изучали и понимали слово Божие и жили по его заповедям. Раньше священники имели дело в основном с пожилыми людьми. Приходы были небольшие, но их составляли воцерковленные люди, знакомые с Евангелием и понимающие, о чем говорит священник. Теперь же в храмы пришли люди, большую часть жизни прожившие без храма. Им трудно разобраться в обилии хлынувшей на них информации, они нуждаются в помощи. Поэтому требуются новые способы и формы общения, чтобы непонимание или равнодушие не заглушило в этих людях проснувшийся голос Божий. Возблагодарим же Господа, что не оставляет нас своей милостию, посылая нашей Церкви образованного, открытого, умеющего привлечь внимание любой аудитории патриарха.

Митрополит Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончив среднюю школу, в 1964 (по другим данным - 1965 году) году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1967 году, окончив семинарию, поступил в Ленинградскую духовную академию. 3 апреля 1969 года был пострижен в монашество и принял имя Кирилла. 7 апреля того же года был рукоположен в иеродиаконы, а 1 июня - в иеромонахи. Тогда же с отличием окончил академию.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию. После защиты диссертации он был оставлен при академии профессорским стипендиатом, затем стал преподавателем богословия, а 30 августа был назначен личным секретарем митрополита Ленинградского Никодима. В то же время он активно участвовал во внешней деятельности Московского патриархата и совершил много поездок за рубеж: так, в 1970-71 годах в качестве представителя Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" побывал на конференциях в США и странах Западной Европы, а в 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.

12 сентября (по другим данным - 12 октября) 1971 года отец Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. 26 декабря 1974 года был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии (занимал эти должности до 1984 года включительно). 7 июня 1975 года отец Кирилл был назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В декабре того же года был избран членом центрального и исполнительного комитетов Всемирного совета церквей, а 14 марта 1976 года был посвящен в сан епископа - он стал епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии.

В сентябре 1976 года епископ Кирилл был утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарной комиссии Всемирного совета церквей, а в ноябре 1976 года (по другим данным - в сентябре 1977 года) был назначен заместителем патриаршего экзарха Западной Европы (был освобожден от этой должности 12 октября 1978 года).

С ноября 1976 года по конец 1980 года он совершил ряд зарубежных поездок: участвовал на Первом предсоборном всеправославном совещании и в качестве руководителя делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее "Синдесмоса" в Швейцарии; совместно с Патриархом Пименом с официальным визитом побывал в Турции, во главе делегации РПЦ посетил Италию; участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II; присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском мирном конгрессе в Чехии; в качестве руководителя делегации РПЦ на Всемирной конференции "Вера, наука и будущее" посетил США; в составе делегации РПЦ по приглашению Французской епископской конференции посетил Францию; присутствовал в Будапеште на встрече представителей церквей из социалистических стран Европы; участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии (встреча проходила на островах Патмос и Родос); возглавлял паломническую группу представителей и студентов Ленинградской духовной академии при поездке на Святую Землю.

К этому времени отец Кирилл был возведен в сан архиепископа (церемония состоялась 2 сентября 1977 года) и стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (в октябре 1978 года). Кроме того, ему было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии (1978 год); иерарх также был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (1979 год).

В августе 1981 года архиепископ Кирилл снова ездил в Европу на заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей, затем - в рамках подготовки VI Ассамблеи Всемирного совета церквей - посетил Канаду и вернулся в Европу на слушания по ядерному разоружению - в качестве представителя от христиан СССР. В январе 1982 года участвовал в заседании Комиссии Всемирного совета церквей "Вера и церковное устройство" в Перу.

В 1983 году архиепископ Кирилл начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии. В декабре 1984 года был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским, в сентябре 1986 года сделался управляющим приходами Калининградской области. В апреле 1989 года (по другим данным, в 1988 году) стал зваться архиепископом Смоленским и Калининградским, а 14 ноября 1989 года был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Синода по должности.

Лучшие дня

Как председатель отдела отец Кирилл участвовал в работе по подготовке законов "О свободе вероисповеданий" (1990), "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997). Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.

Во время политических потрясений в России в 1991-1993 годах митрополит Кирилл занимал активную миротворческую позицию. Он стал инициатором создания Всемирного русского народного собора в 1993 году. Его доклады были основными на соборе 1993 года и восьми последовавших соборах. В августе 1993 года митрополиту была вручена международная Ловийская премия мира (этой премией раз в три года награждается общественный или церковный деятель, внесший особо значимый вклад в дело укрепления мира).

Начиная с 1995-1997 годов, в связи с ростом политической активности Московской патриархии, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата обретал все большую известность и влияние, а его руководителя в СМИ стали именовать "министром иностранных дел", а иногда даже и "премьер-министром" русской церкви. В 2003 году, когда Патриарх тяжело болел, в высшем руководстве РПЦ произошла "кадровая революция", которая значительно усилила позиции митрополита. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве серьезных конкурентов для митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол.

Основными достижениями митрополита Кирилла считались воссоединение РПЦ с Русской православной церковью зарубежья (на условиях, сформулированных Отделом внешних церковных связей Московского патриархата) и бурный рост количества приходов РПЦ в дальнем зарубежье (включая КНДР, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, Иран, Ирак, ОАЭ, ЮАР, Исландию). К успехам также относят предотвращение перехода большинства приходов Сурожской епархии (Великобритания) в Константинопольский патриархат и сдерживание роста Русского экзархата Константинопольского патриархата - и относительную стабилизацию отношений РПЦ с Ватиканом после смерти Папы Иоанна Павла II.

СМИ отмечали, что в церковной среде России и за границей митрополит известен как человек широкой эрудиции, фундаментальных знаний и высокого интеллекта. Митрополит Кирилл является автором более шестисот публикаций и докладов и ряда книг. Он выступал и продолжает выступать с докладами в России и за рубежом.

Митрополит Кирилл имеет награды Русской православной церкви: орден Преподобного Сергия Радонежского II степени, такой же орден I степени; ордена Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Святого Иннокентия (митрополита Московского и Коломенского) II степени, Святителя Алексия Московского II степени; а также ордена поместных православных церквей. Митрополит Кирилл - кавалер многих наград зарубежных стран. Он также был удостоен отечественных государственных наград: орденов Дружбы и Дружбы народов, ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени и ряда медалей. В 1993, 2000, 2001 годах митрополит был провозглашен человеком года в области религии по версии Московского биографического института, в 2002 году звание "Человек года" митрополит получил в результате голосования на конкурсе, организованном компанией Rambler. В 2004 году он был удостоен премии "Российский национальный Олимп" в номинации "Кавалер ордена Гражданской Чести", а также ордена "За Честь и Доблесть", ордена Петра Великого I степени, золотого ордена "Во имя России"; в 2005-м - ордена "За веру и верность" I степени.

Митрополит Кирилл является создателем и ведущим выходящей с начала 2000-х годов еженедельной телевизионной программы "Слово пастыря" (телеканал ОРТ), он также принимал участие в создании ряда других аналогичных телепрограмм. Иерарх является почетным членом ряда российских и иностранных академий, входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы.

К хобби митрополита СМИ относят горнолыжный спорт, водные лыжи, скоростное вождение автомобиля.

Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) – глава Русской Православной церкви, Патриарх Московский и Всея Руси. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, Дружбы народов, Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Преподобного Сергия Радонежского I и II степени. Почетный президент Академии Российской словесности и почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Автор ряда книг и публикаций в периодической печати, а также автор и ведущий телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале.
Биография Патриарха Кирилла: молодые годы:
Будущий митрополит родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Биография Кирилла и род его деятельности во многом были предопределены семейной традицией: и отец, и дед его также были священниками. Дедушка, Василий Степанович Гундяев, за церковную деятельность был репрессирован и сослан на Соловки. Отец, Михаил Васильевич Гундяев, в 1947 году был рукоположен в диакона; он также был репрессирован и по обвинению в политической нелояльности осужден на три года лагерей. Мать Кирилла, Раиса Владимировна Гундяева, преподавала в школе немецкий язык. Старший брат, Николай Гундяев, – протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Уже в школьные годы будущий патриарх проявлял незаурядную работоспособность и трудолюбие, совмещая успешную учебу с работой техником-картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления. После окончания школы в 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1969 году был пострижен в монашество, наречен именем Кирилл. После окончания Ленинградской духовной академии Кириллу была присуждена степень кандидата богословия.
В 70-е биография Кирилла ознаменовалась рядом важных событий. Он преподает богословие в Ленинградской духовной академии, одновременно работая личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. В 1971 году Кирилл возведен в сан архимандрита, становится представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в швейцарской Женеве. Там же, в Женеве, он является настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы. В самом конце 1974 года Кирилл назначается ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, затем – председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В 1978 году приступает к работе на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. Начиная с 70-х годов, будущего патриарха регулярно приглашают в европейские учебные заведения для чтения курса лекций: Экуменический институт в Боссэ (Швейцария), Хельсинский университет, Православная семинария в Куопио (Финляндия). Практика эта продолжится и в дальнейшем.
Знаковым для биографии Кирилла становится 1984 год: будущий глава Православной церкви назначен архиепископом Смоленским и Вяземским (в 1989 году этот титул был заменен на новый – архиепископ Смоленский и Калининградский). Во многом благодаря усилиям Кирилла в Смоленской и Калининградской областях было восстановлено и построено более 150 храмов, в Смоленске открыто первое в послевоенное время духовное училище (с 1993 года – духовная семинария).
Биография Патриарха Кирилла: зрелые годы:
В 1989 году Кирилл становится митрополитом, в 1993 – приступает к работе в качестве сопредседателя, а затем и заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора. В составе официальных делегаций Кирилл участвует в ряде миротворческих акций, способствует налаживанию межхристианских и межправославных отношений, посещает все поместные православные церкви. Деятельность будущего патриарха была отмечена почетной международной наградой – Международной Ловийской премией мира. А в 1994 году в богатой на события биографии Кирилла происходит еще одно важное событие: он становится автором и ведущим популярной у зрителей телепрограммы «Слово пастыря».
В 2000-х годах митрополит Кирилл – председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества, член президиумов Межрелигиозных советов России и СНГ, председатель и сопредседатель множества международных конференций. Также он продолжает активную преподавательскую деятельность и становится почетным профессором и доктором нескольких университетов: Астраханского, Смоленского, Санкт-Петербургского политехнического, почетным доктором политологии Государственного университета Перуджи и почетным доктором богословия Христианской академии Варшавы.
Без сомнения, одним из самых важных событий в биографии Кирилла стало его избрание на патриарший престол. После кончины патриарха Алексия II в декабре 2008 году тайным голосованием Кирилла избирают Местоблюстителем патриаршего престола. 27 января 2009 года Поместным собором Русской Православной Церкви Кирилл был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Он набрал 508 голосов из 677, то есть более 70%. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха. Свои поздравления новому патриарху направили президент и председатель Правительства России, глава Римской католической церкви Папа Бенедикт XVI, а также другие религиозные и светские деятели. В течение 2009 года патриарх Кирилл посетил с официальными визитами Украину, Беларусь, а также ряд российских городов.

Смотрите все портреты

© Биография Патриарха Кирилла. Биография священослужителя Патриарха Кирилла. Биография Патриарха РПЦ Кирилла.

Начало бизнесу В.М. Гундяева было положено в 1992—1994 гг. Наиболее обширное досье на этот бизнес составил доктор исторических наук Сергей Бычков, опубликовавший не один десяток статей, в основном о табачном бизнесе будущего патриарха. Ни одна из его публикаций не была официально опровергнута, во многом Кирилл признал, что факты, собранные Бычковым, соответствуют действительности.

Кроме виллы в Швейцарии, у Табачного Лыжнега-Патриарха - дворцы в Переделкино, в Даниловом монастыре, в Геленджике, рядом с дворцом Путина, и пентхауз с террасой в Доме на набережной - с видом на храм Христа Спасителя:

О том, как Верховный жрец путинского рейха патриарх Кирилл (он уже агент КГБ Михайлов) сколотил свои миллиардные капиталы на спекуляциях табаком, алкоголем и нефтью (освобожденным от налогов и акцизов) в лихие 90-е, как он, глава бандитской империи РПЦ, устранял и ликвидировал своих конкурентов, писали уже многие.

Сигареты

В 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), которым руководил Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две «параллельные» комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая — ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам. По этому каналу только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи).

Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП, — считается, что они и «заказали» информационную кампанию по разоблачению бизнеса Кирилла. По утверждению Бычкова, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный» (впрочем, сейчас его так уже не титулуют). Теперь его принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом: оно и на самом деле губительно для здоровья и жизни человека. Сам Кирилл так попытался оправдать свое участие в этом бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).

Нефть

Но вернемся в «лихие годы», когда возникла «кривизна нашей истории». Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил тогда учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около $2 млрд.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Морепродукты

По сообщениям «Портала-Credo.Ru», в 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн). По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.

Роскошь

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в $ 1,5 млрд. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $ 4 млрд.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапаркомпользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога. Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, рядом с легендарным «дворцом Путина» в Прасковеевке. Как и в случае с Путиным, дворец патриарха вызвал в первую очередь негодование местных экологов: он построен на территории заповедника, во время строительства было вырублено множество деревьев, занесенных в Красную книгу, а территория дворца перекрыла для местных жителей выход к морю. Патриаршие резиденции есть и во всех более или менее крупных монастырях России.

Вывоз капитала благословляется

Но вернемся в Данилов монастырь. После того как глава путинского штаба Говорухин произнес замечательные высокодуховные слова о том, что при Путине коррупция в России приобрела наконец цивилизованные формы, уже не кажется странным, что патриарх Кирилл приветствует отток капиталов из России (ведь и его собственные сбережения хранятся отнюдь не на родине). «Тот факт, — сказал Кирилл Путину, — что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продается недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, — очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны».

Фраза хоть и путаная, но понятно, что, с христианской точки зрения, мы должны отождествлять «красивую жизнь» нуворишей за границей со славой и богатством нашей страны.

Как пророчествует Кирилл, «сергианство» (политика полного подчинения Церкви власти), о котором так тепло отозвался в своей речи чекист Путин, вновь демонстрирует свои преимущества над христианским исповедничеством и мученичеством. К которым вряд ли может так уж сильно стремиться патриарх, чью земную жизнь оберегают сотрудники ФСО.