Толкование евангелия. страстная седмица

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.

  • Нажмите для просмотра изображения в полном размере. (архив в формате.zip)

Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря)

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Чертог Твой. Бортнянский

  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе…

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

  • Великий понедельник: Начало Великих дней (+ аудио, + видео)
  • Святые отцы

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

  • Святые отцы

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…» В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается . Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

  • Святые отцы
  • Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба?

Страстные дни

В Великий Четверг Церковь вспоминает – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом .

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием « ». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

  • Святые отцы

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

  • Песнопения Страстной пятницы. Будем погребать Господа…
  • Святые отцы
  • Святые дни на Афоне: Великая пятница и Пасха в Ватопедском монастыре

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью . Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» – ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене , Мати , зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

  • Святые отцы

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Ввиду того что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того некратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах седмицы 6-й. Так было в XVI веке, например в Сийском монастыре (А. Дмитриевский. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I, с. 205), и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (А. Голубцов Чиновники Московского Успенского собора, с. 108). Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на седмице 6-й. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.

Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия. Для чтения на седмицах 2-6-й

Седмица 2

Среда

3 ч. Мф. 1-8 зач., 1, 1-4, 17.
6 ч. Мф. 9-20 зач., 4, 18-7, 11.
9 ч. Мф. 21-34 зач., 7, 12-10, 8.

Пятница

3 ч. Мф. 34-46 зач., 10, 9 – 12, 30.
6 ч. Мф. 47-57 зач., 12, 30 – 14, 13.
9 ч. Мф. 58-70 зач., 14, 14 – 17, 9.

Седмица 3

Среда

3 ч. Мф. 71-80 зач., 17, 10 – 20, 16.
6 ч. Мф. 81-90 зач., 20, 17 – 22, 22.
9 ч. Мф. 91-103 зач., 22, 23 – 24, 51.

Пятница

3 ч. Мф. 104-108 зач., 25, 1 – 26, 56.
6 ч. Мф. 109-116 зач., 26, 57 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-12 зач., 1, 1 – 3, 19.

Седмица 4

Среда

3 ч. Мк. 13-22 зач., 3, 20 – 6, 7.
6 ч. Мк. 23-32 зач., 6, 7 – 8, 10.
9 ч. Мк. 33-44 зач., 8, 11 – 10, 16.

Пятница

3 ч. Мк. 45-55 зач., 10, 17 – 12, 27.
6 ч. Мк. 56-64 зач., 12, 28 – 14, 42.
9 ч. Мк. 65-71 зач., 14, 43 – 16, 20.

Седмица 5

Среда

3 ч. Лк. 1-5 зач., 1, 1 – 2, 20.
6ч. Лк. 6-15 зач., 2, 20 – 4, 36.
9 ч. Лк. 16-28 зач., 4, 37 – 7, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 29-38 зач., 7, 1 – 8, 39.
6 ч. Лк. 39-50 зач., 8, 40 – 10, 15.
9 ч. Лк. 51-62 зач., 10, 16 – 12, 1.

Седмица 6

Среда

3 ч. Лк. 63-73 зач., 12, 2 – 13, 35.
6 ч. Лк. 74-83 зач., 14, 1 – 17, 4.
9 ч. Лк. 84-95 зач., 17, 3 – 19, 28.

Пятница

3 ч. Лк. 96-107 зач., 19, 29 – 21, 36.
6 ч. Лк. 108-109 зач., 21, 37 – 23, 1.
9 ч. Лк. 110-114 зач., 23, 2 – 24, 53.

Для чтения на седмице 6-й

Понедельник

3 ч. Мф. 1-17 зач., 1, 1 – 6, 21.
6 ч. Мф. 18-42 зач., 6, 22 – 11, 26.
9 ч. Мф. 43-46 зач., 11, 27 – 16, 12.

Вторник

3 ч. Мф. 67-83 зач., 16, 13 – 21, 17.
6 ч. Мф. 84-105 зач., 21, 18 – 25, 30.
9 ч. Мф. 106-116 зач., 25, 31 – 28, 20.

Среда

3 ч. Мк. 1-25 зач., 1, 1 – 6, 45.
6 ч. Мк. 26-51 зач., 6, 45 – 11, 26.
9 ч. Мк. 52-71 зач., 11, 27 – 16, 20.

Четверг

3 ч. Лк. 1-16 зач., 1, 1 – 4, 44.
6 ч. Лк. 17-38 зач., 5, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-62 зач., 8, 40 – 12, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 63-82 зач., 12, 2 – 16, 18.
6 ч. Лк. 83-105 зач., 16, 19 – 21, 11.
9 ч. Лк. 106-114 зач., 21, 12 – 24, 53.

Если на седмице 6-й случится праздник Благовещения или храмовой праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в четыре дня:

День 1

3 ч. Мф. 1-25 зач., 1, 1 – 8, 13.
6 ч. Мф. 26-52 зач., 8, 14 – 13, 30.
9 ч. Мф. 53-78 зач., 13, 31 – 19, 15.

День 2

3 ч. Мф. 79-101 зач., 19, 16 – 24, 35.
6 ч. Мф. 102-116 зач., 24, 36 – 28, 20.

День 3


6 ч. Лк. 1-21 зач., 1, 1 – 5, 39.
9 ч. Лк. 22-49 зач., 6, 1 – 9, 62.

День 4

3 ч. Лк. 50-76 зач., 10, 1 – 14, 24.
6 ч. Лк. 77-101 зач., 14, 25 – 20, 26.
9 ч. Лк. 102-114 зач., 20, 27 – 24, 53.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы Четвероевангелие читается на часах 3, 6 и 9.

Евангельские чтения начинаются на часах 3 и 9 после Богородична часа, а на часе 6 – после паримии и прокимна 2-го. Всего евангельских чтений 9.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки на три. В соответствии с этим указанием чтения могут быть разделены примерно так:

Понедельник

3 ч. Мф. 1-66 зач., 1, 1 – 16, 12.
6 ч. Мф. 67-116 зач., 16, 13 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-39 зач., 1, 1 – 9, 16.

Вторник

3 ч. Мк. 40-71 зач., 9, 17 – 16, 20.
6 ч. Лк. 1-38 зач., 1, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-82 зач., 8, 40 – 16, 18.

Среда

3 ч. Лк. 83-114 зач., 16, 19 – 24, 53.
6 ч. Ин. 1-26 зач., 1, 1 – 7, 36.
9 ч. Ин. 27-46 зач., 7, 37 – 13, 32.

Если Евангелия от Матфия, Марка и Луки прочитаны ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком порядке:

Понедельник

3 ч. 1-7 зач., 1, 1 – 2, 25.
6 ч. 8-12 зач., 3, 1 – 4, 46.
9 ч. 13-18 зач., 4, 47 – 6, 13.

Вторник

3 ч. 19-25 зач., 6, 14 – 7, 13.
6 ч. 26-30 зач., 7, 14 – 8, 30.
9 ч. 31-34 зач., 8, 31 – 9, 38.

Среда

3 ч. 35-38 зач., 9, 39 – 10, 42.
6 ч. 39-41 зач., 11, 1 – 12, 18.
9 ч. 42-46 зач., 12, 19 – 13, 32.

Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то этот возглас не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...»

Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения – за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу – на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья Красовицкий , старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ.

Еще один чин прощения

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были ожесточенные споры и несогласия по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи – Светлое Христово Воскресение. Как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.

Это означает, что пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Обычно говорят, что Великий пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, но можно считать и по-другому: что Великий пост заканчивается в Страстную среду, так как великопостное богослужение продолжается в обычном порядке до Страстной среды, а вечером в этот день совершается чин прощения. Такой же точно, как и в Прощеное воскресенье. Это чин прощения именно за Святую четыредесятницу. В этом чине прощения приводятся слова игумена, обращенные к братии: "Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей четыредесятнице...". Таким образом, по мысли Постной Триоди, Страстная среда является последним днем Великого поста. Именно поэтому можно считать, что пасхальный пост – Страстная седмица – начинается только со Страстного четверга.

Евангельские темы

Но с какого бы дня ни начинали мы считать пост Страстной седмицы, с четверга или с понедельника, Страстная седмица – это нечто совершенно отдельное и особенное. Нужно отметить, что на Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых – на часах. Почему? В первую очередь потому, что последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни. И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Ним, шествуя по Его стопам, слушая Его слова. Таким образом евангельские чтения и распределены.

Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня.

Страстной понедельник, утро

Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18-43). Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И, не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично.

Проклятие смоковницы. Миниатюра Овсиана из Евангелия, 1306 год. Армения

По толкованию Постной Триоди, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. А в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова.

***

  • Иконография Страстной Седмицы - Православие.Ru
  • Общая композиция служб Страстной седмицы - иерей Михаил Желтов
  • Как устроена Страстная седмица? - Илья Красовицкий
  • О Страстной седмице - игумен Силуан Туманов
  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе... - протоиерей Александр Ильяшенко
  • Как провести Страстную седмицу - протоиерей Игорь Пчелинцев
  • Страстная среда: Между Богом и нами могут стоять только две преграды
  • Страстная седмица: Христос и я - Ольга Богданова
  • Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги - митрополит Антоний Сурожский
  • Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад - Татьяна Сопова
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) - иерей Михаил Желтов
  • Зачем Церковь проклинает Иуду? - архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени - иерей Михаил Желтов
  • "Слово в Великую Субботу" - патриарх Фотий Константинопольский
  • Каноны Великой субботы - иерей Михаил Желтов
  • Пятнадцать ступеней к Пасхе (о смысле пятнадцати предпасхальных паримий) - Андрей Десницкий

***

Страстной понедельник, вечер

Читается отрывок о событии, происходившем за городом, на склоне Елеонской горы – эсхатологическая беседа Господа с учениками (Мф. 24: 3-35). Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Они сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на Храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было очень трудно представить, потому что Храм был только недавно отстроен царем Иродом. Господь провел с учениками длительную беседу о конце мира. Эта эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Почему? Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики получше запомнили, что будет, когда Он придет во второй раз. Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь "Се Жених грядет в полунощи" поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера дает эту тему на всю Страстную Седмицу.

Страстной вторник, утро

Проповедь в Иерусалимском храме (Мф. 22: 15 – 23: 39). Господь обличает фарисеев и законников: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..." – и так восемь раз. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете". Господь обличает фарисеев. Считается, что это событие было во вторник. В ходе проповеди Господь обличал Своих недругов.

Страстной вторник, вечер

Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, которые изложены в 25 главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф.25:1-13), о талантах (Мф.25:14-30) и о Страшном Суде (Мф.25:31-46). Все три притчи развивают эсхатологическую тему.

Страстная среда, утро

Читается отрывок о событиях, происходивших в среду утром в Иерусалимском храме, когда ко Христу приводят некоторых из язычников, и Господь говорит: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому". Его слава вышла за пределы Израиля, избранного народа. Слава Господа становится всемирной. И в этот же момент слава Господа является с Небес – гремит гром, и в нем Сам Господь и его ученики слышат голос Бога Отца: "И прославил, и еще прославлю". (Ин. 12:17-50). А народ ничего не услышал; для него это был просто гром. Так была явлена Слава Господа с небес и в мире. Это отрывок о небесной, надмирной и одновременно всемирной славе Господа.

Страстная среда, вечер

Вечером в среду читается очень знаменательное место о помазании Господа миром. О том, как жена грешница помазала миром Его главу и Его ноги и отерла своими волосами. Здесь же говорится об Иуде. Очень кратко. Но сопоставление очевидно. С одной стороны, грешная женщина, которая совершает подвиг ради любви ко Христу, и Господь говорит ей, что везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет о том, что она сделала. И с другой стороны, Иуда – предатель, который замыслил коварство, пошел к фарисеям и договорился предать им Христа. Эти два персонажа противопоставлены друг другу. (Мф. 26:6-16)

В шести чтениях первых двух дней мы видим, что события утром происходили в Иерусалимском храме или на пути к нему, а вечером – в доме, где Спаситель проводил ночь или по дороге – на склоне горы, где Он с учениками отдыхал от дневных трудов. Но кроме этих чтений из Евангелия, есть и другие. В Церкви существует очень интересный обычай чтения Четвероевангелия на часах. По этому порядку должно быть прочитано почти все Четвероевангелие в ходе служб часов первых трех дней. И это происходит, так читают. Но это очень продолжительное чтение, поэтому в некоторых храмах Четвероевангелие начинают читать заранее. Например, с шестой седмицы Великого поста или с четвертой, а иногда и со второй – по небольшому отрывку каждый день. Но чтение Четвероевангелия на часах символично именно для дней Страстной седмицы, потому что тот священник, который стоит посередине храма и долгое время читает Евангелие, являет образ Христа. Это пример символизма в богослужении. Всякий вошедший в это время в храм видит священника, читающего Евангелие. Аналогичным образом любой еврей, входивший в иерусалимский храм в те дни, видел Христа проповедующего.

Итак, на Страстной седмице Евангелие читают очень часто. Но, кроме того, существуют и другие темы этих дней. Понедельник, как уже говорилось, посвящен бесплодной смоковнице. Но, с другой стороны, понедельник также посвящен ветхозаветному образу Иосифа Прекрасного, которого братья продали в рабство. На Страстной седмице читают не только Евангелие – читают также и книги Ветхого Завета. Образ Иосифа взят из ветхозаветного чтения. Это рядовое чтение удивительно вписывается в контекст воспоминаемых событий. Иосиф – прямой прообраз Христа, ведь братья продали его в рабство за деньги, и Христа в эти дни продают за деньги. Иосиф дошел до самого дна, он должен был умереть, лежал в темнице и был приговорен, но после этого его вознесли на самую высоту иерархической лестницы: он становится ближайшим советником фараона, первым министром. Что это, как не прообраз смерти и воскресения Христа? А что Иосиф сделал, после того как стал министром? Спас свою семью от неминуемой смерти. В то время был семилетний голод, и его братья пришли в Египет просить о помощи. А Господь после Своего Воскресения спасает всех верующих, Свою Церковь.

Страстной Четверг, главная Литургия года

Это память Тайной Вечери. Того события, которое происходило ночью с четверга на пятницу. Тайная Вечеря – пасхальная трапеза Христа с учениками. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером состоялась пасхальная трапеза. Евангельские чтения Страстного Четверга описывают события Тайной Вечери. Подробнее всех о Тайной Вечере пишет Евангелист Иоанн. Он записывает всю долгую беседу Христа с учениками, описывает омовение ног. Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других Евангелистов. А что касается Евангелия Матфея и Марка, они подробно описывают то главное, что произошло, а именно установление Евхаристии. В Страстной Четверг Литургия Василия Великого совершается на вечерне, поэтому чтение этого составного Евангелия приходится фактически на Литургию. После того как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиманский сад, и там происходит Его моление до кровавого пота. Это событие ночного времени. Надо сказать, что для Страстной седмицы не существует четкого отделения одного дня от другого. События непрерывным потоком перетекают друг в друга.

В Церкви много обычаев связано с Великим Четвергом. Например, освящение мира, приготовление запасных Даров, раньше еще совершалось омовение престола. Почему именно с этой Литургией связано так много традиций? Потому что это главная Литургия года, воспоминание самого установления Таинства.

Чин омовения ног

Этот чин совершается, как правило, во время архиерейского служения. Например, Святейший Патриарх Кирилл совершает его ежегодно в Москве. Это происходит после Литургии Великого Четверга. По правилам, эта Литургия должна совершаться вечером, но на практике ее совершают в первой половине дня, и это неправильно, так как она является символическим изображением самой Тайной Вечери, которая проходила поздним вечером. На это же время приходится и чин омовения ног. По Студийскому уставу этот чин должен происходить до Литургии, По Иерусалимскому уставу, по которому живет наша Церковь, он совершается после Литургии. В этом действе Христа изображает сам архиерей, а апостолов изображают 12 священников, среди которых, конечно, есть и Иуда, ведь ему тоже Господь омыл ноги. И архиерей омывает ноги сидящих перед ним священников. При этом читается евангельский текст от Иоанна: евангельский текст читает протодиакон, а все реплики произносят архиерей и священники.

Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

Великая Пятница, двенадцать Евангелий

Великая Пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что из себя представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути. Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь. Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация – это остановка. Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники.

В Великую Пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу. Голгофа – последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения. С течением веков количество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви, само собой, никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме. Но это древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой Пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется "Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа".

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной Вечери. И первое чтение (кстати, самое длинное чтение во всем православном богослужении) – это прощальная беседа Господа с учениками. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение – моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье – суд у Каифы, четвертое – суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень. На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный Путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.

Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения. Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного Четверга – "Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий", а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение – светилен Великой Пятницы "Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи".

Царские часы

Страстная Пятница – день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается. Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименование "Царские часы" она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем Евангелистам.

Плащаница

Третья служба Страстной Пятницы – великая вечерня с выносом Плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть – во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной Пятницы четко делится на две половины. Первая половина – еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях. А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу. Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию. Считается почему-то, что день погребения – это суббота. И погребением называют утреню Страстной Субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.

Снятие со Креста. Мозаика рядом с камнем помазания. Храм Воскресения Христова, Иерусалим

В богослужении есть последование, посвященная погребению – это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы. Плащаница – это вышитая или писаная горизонтальная икона Христа, лежащего во Гробе. Ее выносят на вечерне Пятницы. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верующих. Вынос плащаницы – это и есть символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, т. е. именно в то время, когда это происходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота. Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Утреня Великой Субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Как мы уже упоминали, богослужение в древности носило стациональный характер. То есть в древности верующие почти каждый раз приходили в храм откуда-то. Поэтому все входы всегда так торжественны: община возвращалась в храм после продолжительного шествия по городу. Торжественный вход в конце утрени был характерен для Византийского богослужения, но в русской практике он со временем перестал совершаться. А в Великую Субботу он как раз происходит. Его совершает вся община, а священник несет над собой Евангелие, и над Евангелием плащаницу. Плащаница по происхождению – евхаристический воздух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии. Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат. Позже этот плат стал Плащаницей, которая участвует в службе Великой Пятницы и Великой Субботы. Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

Темы Великой Субботы

Это день между Крестной Пасхой и Воскресной Пасхой. В богословии существует такой термин – пасхальное триденствие. Это Страстная Пятница, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение, поэтому Пасха в широком смысле это не один день, а три дня. Крестная и Воскресная Пасха объединенные. А Великая Суббота, которая находится между одной Пасхой и другой, в Триоди названа самым важным днем года.

Великая Суббота – это день оплакивания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти построено как плач.

В то же время Великая суббота – день ожидания Воскресения Христова.

День Великой Субботы Господь Иисус Христос телом Своим провел во гробе. И это дает основание для интереснейшей и глубочайшей богословской темы – темы Божественного покоя. И в текстах службы Великой Субботы она присутствует. Это параллель к событиям сотворения мира. Господь сотворил мир за 6 дней, а 7 день – субботу – Он провел в покое. В покое от дел творения. Он больше не совершал никаких творческих актов. Мир уже был сотворен, и Бог "почил от дел Своих". Седьмой день творения, в богословском смысле, идет до сих пор. Бог участвует в жизни мира только Своим Промыслом. Потом наступит восьмой день – это жизнь будущего века, после всеобщего воскресения. А Христос называется новым Адамом. То, что сделал Христос, это "новое творение". И когда Христос совершил дело искупления, совершил Своей смертью на Кресте, Он почил. Провел эту субботу в пещере Гроба, в полном покое. Эта параллель с сотворением мира явно проводится в богослужении Великой Субботы.

Господь Телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад. Господь спустился во ад и вывел оттуда души умерших праведников. То есть, Он "разрушил двери ада". Ведь ад – это место, где нет Бога. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил. Сошествие Христа во ад – тоже тема богослужения Великой Субботы.

Кроме того, Великая Суббота – это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост. В древности оно происходило в Великую Субботу. За крещением следовала Крещальная литургия: Литургия Великой Субботы. Она должна была происходить поздним вечером (самая поздняя в году) и за ней вскоре вторая Литургия: Пасхальная – рано утром (самая ранняя в году). В нашей практике, к сожалению, Литургия Великой Субботы совершается слишком рано: в первой половине дня.

На то, что эта Литургия была крещальной, указывает чтение пятнадцати паремий на вечерне Великой субботы. Для чего нужно было такое долгое чтение отрывков из Ветхого Завета на этой службе? Чтобы Патриарх успел совершить крещение оглашенных. А все верные в это время стояли в храме и слушали Писание, ожидая возвращения новокрещенных. Первое песнопение, которое слышали крещаемые по возвращении в храм: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся" – это в их честь до сих пор поется. Переоблачение в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они возвращаются в храм в белых одеждах и вся Церковь вместе с ними переоблачается в белое.

Великая Суббота наполнена воскресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше по ходу службы, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Ведь на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес. Этого момента никто из христиан не видел. Когда жены мироносицы прибежали к пещере Гроба с первыми лучами солнца, они увидели, что Гроб пустой. Церковь не знает, когда это произошло, но она ждет этого каждую минуту. Момент начала Пасхи, когда распахиваются Царские Врата в храмах и звучит "Христос Воскресе из мертвых" – это не момент Воскресения, это момент, когда они увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении. Пасхальная радость вырастает из недр богослужения Великой Субботы, и это, может быть, самая впечатляющая из многочисленных тем этого дня.

В этом 2018 году Страстная неделя начинается 2 апреля и заканчивается 7 апреля — Лазаревой субботой. Лазарева суббота предшествует великому празднику Пасхи, который в это время выпадает на 8 апреля.

Чем страшна Страстная неделя

Самый скорбный период в церковном календаре – это дни Страстной седмицы. За неделю до наступления Пасхи Церковь вспоминает последние события земной жизни Христа, предшествующие Его крестной смерти и погребению.

Великий Понедельник В первые дни Страстной недели Церковь вспоминает беседы Спасителя с учениками. В Евангелии этого дня читаются две притчи, рассказанные Христом. В обеих символически изображён народ Израиля, который отвергал пророков, а затем отверг и Христа. В притче о злых виноградарях повествуется о работниках, замысливших не отдавать хозяину плоды его виноградника. Они избили и прогнали слуг его, посланных за урожаем, а затем убили и сына хозяина, пришедшего с увещеваниями.

Великий Вторник Евангельские притчи Вторника посвящены теме Второго Пришествия. Так, в притче о десяти девах Христос напоминает о том, что к встрече с Богом нужно быть готовым — должно очистить душу и совесть, дабы не быть застигнутым врасплох. В другой притче, о талантах (денежная единица), рассказывается о трёх слугах, которые, получив от хозяина монеты, распорядились ими по-разному. Двое слуг вложили их в дело и приумножили богатство господина, за что были вознаграждены, а третий, попеняв хозяину, не стал трудиться и зарыл монеты в землю для их сохранности. Господин, разгневавшись, отдал его монеты самому трудолюбивому слуге.

Великая Среда Евангельские чтения этого дня напоминают нам эпизод предательства Спасителя Иудой. Начинается повествование с момента трапезы в доме Симона прокаженного. В этот дом пришла женщина и миром помазала голову Христа – это было в те времена проявлением великого уважения, своего рода жертвой, ибо миро стоило очень дорого.

Великий Четверг Именно в этот день происходят события Тайной Вечери и вслед за ней — страшная ночь в Гефсиманском саду. Господь омывает ноги ученикам, показывая на Своем примере, что только уважительное, не высокомерное отношение друг к другу является подлинно угодным Богу и достойным для человека.

Великая Пятница Страстная Пятница – день распятия и смерти Христа. На богослужении этого дня читается Евангелие, которое описывает суд Пилата и казнь Иисуса, Его страдания, снятие с креста и погребение. Великая Суббота Великая Суббота – день скорбной тишины, канун праздника Пасхи. В богослужениях этого дня вспоминается погребение Спасителя, которое совершилось вечером после распятия. Человек, который не пожалел для Христа собственную усыпальницу, некий Иосиф Аримафейский, тайно пришёл к Пилату и попросил разрешения забрать Тело Христа.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.


Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

Евангелие дня

Страстная седмица
Понедельник, 5 / 18 апреля — Мф., 84 зач., 21, 18-43; Мф., 98 зач., 24, 3-35

Четверг, 8 / 21 апреля — Лк., 108 зач., 22, 1-39; Мф., 107 зач., 26, 1-20; Ин., 44 зач., 13, 3-17; Мф., 108 зач., 26, 21-39; Лк., 109 зач., 22, 43-45; Мф., 108 зач., 26, 40 — 27, 2

Пятница, 9 / 22 апреля — Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., 13, 31 — 17, 1. 2-е.

Ин., 58 зач., 18, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., 26, 57-75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 — 19, 16. 5-е. Мф., 111 зач., 27, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., 15, 16-32. 7-е.

Мф., 113 зач., 27, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., 23, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., 19, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., 15, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., 19, 38-42. 12-е.

Мф., 114 зач., 27, 62-66.

Суббота, 10 / 23 апреля — Мф., 114 зач., 27, 62-66; Мф., 115 зач., 28, 1-20; Лк., 4 зач., 1, 39-49, 56; Лк., 3 зач., 1, 24-38

Заговоры на Пасху и Страстную неделю

Заговоры от болезней

От различных заболеваний есть замечательные молитвы, но при этом надо иметь яйцо, оставленное с Пасхи и веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья. При освящении вербы надо следить, чтобы на землю не упала ни одна веточка. Иначе можете заболеть.

Веточками вербы дотрагиваются до больных мест и говорят:

«Святой Павел вербой махал,
От меня (имя) боль прогонял.
И как верно то, что люди Вербное воскресенье чтут,
Так же свято слово, что мои боли уйдут.
Аминь. Аминь. Аминь.»
Заговоры для красоты и здоровья

Для красоты и здоровья в Чистый четверг умываются с золота или серебра. Золото или серебро кладут в воду. В Великий Четверг.

Для красоты и привлекательности необходимо в Великий четверг встать очень рано, бросить в воду серебряную монету, умыться заговоренной водой, утереться новым полотенцем. Слова заговора:

«Серебряной водой умоюсь,
Золотою ризою укроюсь.
Как денежки народ любит,
Так пусть и меня весь мир любит и голубит».

Также существует заговор на красоту, который необходимо читать в среду Страстной недели. Выгляньте в окно и читайте, глядя на небо:

«Господи, Всемогущий Боже,
Создавший все из ничего!
Благослови и очисти мое тело,
Да будет свято и крепко твое дело.
Как у тела небесного ничего не болит,
Не ноет, не мозжит и огнем не горит,
Так бы и у меня мои косточки не болели,
Не ныли, не мозжили и не горели.
Вода Божья с небес спускается,
Тело от хвори мое очищается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.»

В дни Страстной седмицы читается Евангелие и в церкви, и дома для себя, ведь на службах многое может ускользнуть от внимания, а домашнее чтение позволяет собраться с мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелие оживает, наполняет душу неизъяснимыми переживаниями…

Великий понедельник

В Великий понедельник мы вспоминаем внука праотца Авраама, патриарха Иосифа , называемого иногда Прекрасным, и бесплодную смоковницу , проклятую Господом.

Сюжет об Иосифе. Проданный братьями, затем спасший и язычников-египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого Своим народом и спасающего через Свои страдания и смерть род человеческий.

Сюжет о проклятой смоковнице. Евангельская притча говорит, что по дороге в Иерусалим Христос хотел утолить голод плодами смоковницы. Однако плодов на ней не было, и Христос произнёс: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).

Эта богатая листвой, но бесплодная смоковница служит образом всякой души, которая не приносит плода - покаяния, и образом книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл плодов веры и благочестия, а лишь лицемерную тень Закона. В её мгновенной гибели - предвестие правосудия Божия, которое следует за Его терпением и постигает не приносящих доброго плода. Преподобный Ефрем Сирин предлагает еще одно толкование проклятия смоковницы: в бесплодном дереве Господь обличил Иерусалим, где искал любви, однако жители города проявили ненависть к сотворившим плод покаяния.

Великий вторник

Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии, притчи о десяти девах и талантах, о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном суде.

В первой притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

Притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и конца Истории. Церковь Христова - ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, - пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы - это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные - те, кто к Его приходу не готовы, почему и оказываются вне чертога брачного.

Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин - это Сам Господь Иисус Христос, а таланты - дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.

Великая среда

В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и бескорыстное помазание Его ценным миром неизвестной грешницей. Им посвящен фрагмент Евангелия от Матфея (Мф.26:6-16). В западной традиции грешница, омывшая голову Спасителя миром, часто отождествляется с Марией Магдалиной.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви.

Великий четверг

Чтения Великого Четверга соединяются с темой Страстей Христовых — 12 Евангелий о благоговейном воспоминании спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. 12 Евангелий составлены от четырех евангелистов.

Сборники Евангельских притч и толкование Евангелия:

  • Первое Евангелие от Иоанна (XIII, 31 – XVIII, 1) – это прощальная беседа Господа со Своими учениками.
  • Второе Евангелие от Иоанна (XVIII, 1–28) – о взятии Христа в саду Гефсиманском, о допросе у первосвященника, об отречении Петра.
  • Третье Евангелие от Матфея (XXVI, 57–75) – о суде над Господом у Каиафы, о решении Синедриона предать Христа смерти, об отречении Петра.
  • Четвертое Евангелие от Иоанна (XVIII, 28; XIX, 1–16) – допрос у Пилата, требование отпустить Варраву вместо Христа, хотя Пилат пробует доказать Его невинность. Бичевание Христа и согласие Пилата отдать народу Господа для распятия.
  • Пятое Евангелие (XXVII, 3–32) – о самоубийстве Иуды, о суде Пилата и его «умовении рук», издевательствах воинов, пути к Голгофе.
  • Шестое Евангелие от Марка (XV, 16–31). В нем – о воинах, изощряющихся в издевательствах над Господом, о шествии на Голгофу и распятии.
  • Седьмое Евангелие от Матфея (XXVII, 33–54) – о последних минутах на кресте и смерти Господа.
  • Восьмое Евангелие от Луки (XXIII, 32–49) – тоже о распятии. Евангелисты, повторяясь в основном, дополняют отдельными подробностями общую картину происходившего.
  • Девятое Евангелие от Иоанна (XIX, 25–37). В нем мы слышим об усыновлении Господом любимого ученика Своей Матери и о заключительном слове Господа: «Совершилось».
  • Десятое Евангелие от Марка (XV, 43–47). Здесь о просьбе Иосифа Аримафейского, который у Пилата просил разрешение снять Господа с креста и похоронить, что надо было сделать очень быстро, так как наступала суббота, когда делать такое строго запрещалось.
  • Одиннадцатое Евангелие от Иоанна (XIX, 38–42). Тот же момент апостол описывает, добавляя лишь некоторые подробности.
  • Двенадцатое Евангелие от Матфея (XXVII, 62–66) – напоминает о решении поставить стражу и опечатать гроб.

В четверг Страстной седмицы в богослужении вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии) . Евангелие от Матфея говорит, что во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё». Затем он подал апостолам чашу и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Именно поэтому в Великий четверг христиане приобщаются Святых Христовых Таин, вкушая освящённый хлеб и вино.

Великая пятница

В Пятницу продолжается чтение 12 Евангелий. В этот день Церковь вспоминает суд над Иисусом Христом, его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие.

Великая суббота

В день Великой субботы Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В ночь на Пасху в храме читают Деяния апостолов. Верующие в праздничной одежде приходят в храмы вечером Великой субботы, примерно к 22:00. В начале двенадцатого начинается Полунощница - служба, на которой поётся канон Великой субботы. В конце священники переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она остаётся до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

_____________
С наилучшими пожеланиями ॐ
Юля

yoga-detox.ru | .sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: ; padding: 10px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 940px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 2px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #d97d38; color: #ffffff; width: 100%; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; border-width: 2px; border-color: #d97d38; border-style: solid; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}