Равнодушие и сострадание. Что такое равнодушие Необычный вид помощи

Классный час. Тема: Дорогами милосердия .(4 класс)

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи:

1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.

3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Оборудование: презентация ролика притчи С.Копыловой «Окно», напечатанные слова- милосердие, равнодушие, карточки с ситуациями, свечки на каждого ученика.

Форма работы : фронтальная, групповая.

Ход занятия:

I.Выход на проблему.

Просмотр ролика притчи С. Копыловой «Окно».

Учитель делает остановку. (прогнозирование).

Как вы думаете, что увидел больной из окна?

(ответы детей)

Продолжение просмотра притчи.

Что же на самом деле увидел больной из окна?

Куда же все это делось?

Учитель опять делает паузу (прогнозирование).

Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)

Продолжение просмотра ролика.

Что можно сказать о слепом человеке?

(добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание - это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

Одним словом проявил-

Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.

(Слово прикрепить на доску)

Милосердие- готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.

Милосердие- гуманное отношение(отношение направленное на благо других, человеколюбивый, отзывчивый) к страдающему человеку.

Милосердие- соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека.

Милосердие- умение отказаться от собственного ради того, чтобы доставить облегчение другому.

Милосердие- помощь нуждающимся.

Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?

Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.

(Слово на доску)

Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически)……он болел душой. Видимо его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.

II. Размышление над проблемой.

Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?

Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?

Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным?

Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

III. Разрешение ситуации.

Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы детей.)

Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы детей.)

Как вы считаете: по какой дороге идти легче, а по какой труднее? Почему? Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями?

IV. Кульминация.

Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному, ? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?

- Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.

Как можно помочь этому человеку?

Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)

(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)

Нравственный выбор.

Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь - как бы вы поступили?

Ситуация №1

Здравствуйте! Меня зовут кошка Муся. Я живу на городской свалке. Живу здесь уже четыре года. Моя мама умерла год тому назад от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стала часто болеть. Недавно на окраине города, я повстречалась с одной кошечкой, которая живет в теплом доме. На ней была красивая, блестящая шубка. Много интересного она рассказала про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушала внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходила в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы кто-нибудь взял меня к себе в теплый, уютный дом. Мне очень грустно без друзей, а так хочется ласки и доброго хозяина. Новый друг! Я очень жду тебя…. Ты только позови меня “Муся!”, и я тут же прибегу к тебе.
Убедительная просьба – не выкидывайте нас на улицу – нам здесь так плохо, одиноко и страшно! (иллюстрация.)

Ситуация №2.

По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

Подожди меня!- крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет! - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка!

Нет.

Ну, тетя или знакомая?

Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Ситуация №3.

Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинает с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.

Что можно посоветовать маме и детям?

По отношению к чему здесь надо проявить милосердие?

«Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты».

Ситуация №4.

Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. (иллюстрация)

Чему надо научить этих детей?

Вывод: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда приходят на помощь различные страны. Можно ли назвать это милосердием между странами?
- И еще вспомним одну трагедию. Это - Беслан. Сколько людей пострадало во время этого теракта.?! И сколько людей откликнулось на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие и сострадание к нуждающимся.

Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не по принуждению взял на себя какую-нибудь работу.

Волонтер-тот же, что и доброволец.

Патриот- человек любящий свою родину, свой народ.

Добродетель- положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Благотворительность- бескорыстное милосердие по отношению ко всякому просящему.

V. Развязка.

Мы много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе урока, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.

Творческая работа по группам.

1гр. -Изобразить милосердие в виде рисунка.

2гр.- Составит «Указ о милосердии ко всему живому»

3гр.- Хокку о милосердии, добре.

4гр.-Сочинить «синквейн» о милосердии.

VI. Рефлексия.

Дети встают в круг в виде сердечка. Каждому на ладонь учитель ставит маленькую зажженную свечку.

Огонь-это символ тепла, доброты, уюта.

Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным школам, по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот- становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия? а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте вашу свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильный тропинку в жизни.

Приложение:

Составление «Синквейна»

Прилагательные: Глаголы:

Спасает

Бескорыстное помогает

Безвозмездное облегчает

Душевное поддерживает

Добровольное прощает

Сердечное согревает

Светлое жалеет

Надежное любит

Тихое лечит

Теплое оберегает

Дарит

Предложения:

Милосердие- скорая помощь.

Милосердие- теплое солнышко.

Милосердие -лекарственный напиток.

Милосердие-спасение души от равнодушия.

Милосердие-помощь нуждающимся.

Милосердие-счастье для самого себя.

Ключевое слово:

1.Врач.

2.Спасательный круг.

3.Счастье.

4.Дождик в пустыне.

Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие - это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Зачем писать сочинение о милосердии?

Именно поэтому школьники получают задания подобного рода. В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается. Сочинение «Что такое сострадание?» - хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

Чем же является сопереживание?

Сострадание - это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания - ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить. Способным к состраданию является духовно богатая личность. Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

Подмена понятий

Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них - это жалость. Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни. Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

Классический пример - это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

Жалость или милосердие?

Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство - жалость. И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения. Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения - и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

О сопереживании в диких племенах

В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас. Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить. Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания. Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

Необычный вид помощи

В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» - человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

Антипод милосердия

В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно - самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций. Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний. И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав - ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него. Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни. Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

Как написать хорошее сочинение?

Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение. Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет - школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат. А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения - все это может отразиться на оценке сочинения. Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

Нужно ли милосердие - решение каждого

Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ - добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие».

Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия); развитие навыков анализа и самоанализа; воспитание элементов нравственного сознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие».

Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия); развитие навыков анализа и самоанализа; воспитание элементов нравственного сознания.

Орг. момент. Введение в тему.

На прошлых занятиях мы с вами говорили, о каких качествах? (терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость)

Сегодняшний классный час я хотела бы начать с просмотра нескольких фотографий.

Подумайте, о чем сегодня пойдет речь? (Слайд 2)

Правильно о жестокости. (на экране появляется слово ЖЕСТОКОСТЬ). Приведите примеры из своей жизни, где человек проявлял бы жестокость

Я попрошу Вас подобрать слово, противоположное этому (СОЧУВСТВИЕ) (слайд 3).

А если не проявлять ни одного из этих качеств, как назвать состояние человека? (РАВНОДУШИЕ) сталкивались ли вы в своей жизни с равнодушием? Приведите примеры. (слайд 4).

Целепологание. Тема нашего урока «Жестокость, сочувствие, равнодушие». Сегодня мы на занятии познакомимся с определениями качеств: жестокость, равнодушие, сочувствие, определим разницу между ними, Будем развивать навыки анализировать и само анализировать ситуативные задачи, на примерах героев притч учиться сочувствию и противостоянию жестокости, будем работать индивидуально, группами, практически. Оценка знаний.

Мотивация. - Ребята, как вы думаете, нам нужно говорить об этих качествах: жестокость, сочувствие, равнодушие? Почему?

Потому что в стране много людей жестоких и равнодушных. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики.

А ещё, почему эту тему нужно изучать? (чтобы научить людей человечности, милосердию и состраданию, чтобы больше было людей добрых, сочувствующих людям, не проходили мимо чужой беды, оказывали помощь окружающим, чтобы не было людей безразличных и жестоких.)

Как вы думаете, полученные знания на занятии пригодятся вам в жизни? (Да)

Критерии оценивания

Как нужно поработать на занятии, чтобы усвоить знания и заработать больше баллов?

Отвечать правильно полными ответами

Выполнить без ошибок все задания

Быть активным на протяжении всего урока

Напоминаю, что вы сами будете оценивать себя на занятии при помощи листа достижений. В конце занятия подсчитаем баллы и узнаем, кто лучше всех работал на занятии.

Слайд. Лист достижений.

5 баллов - отлично, у меня всё получилось 4балла - хорошо, но не всегда правильно (1,2 ошибки) 3балла - старался, но не всё получилось

Ребята, давайте обсудим три качества жестокость равнодушие сочувствие, выполним задание. Надо определить к какому качеству относятся эти поступки, и разместить в нужном столбце. (Раздаются поступки на карточках детям. Сафоненко Маша, Поланто Слава индивидуально определят с помощью картинки качество.)

СОЧУВСТВИЕ

ЖЕСТОКОСТЬ

РАВНОДУШИЕ

Накормить бездомного

Обижать животных

Пройти мимо упавшего человека

Разделить чью-то неприятность

Ударить слабого

Не заступиться за слабого

Проведать больного

Дразнить кого-либо

Помочь в беде

Радоваться чужому горю

Молодцы, ребята, правильно выполнили задание!

А теперь попробуйте своими словами дать определение этим качествам: сочувствие, жестокость, равнодушье.

Информационный блок. Некоторым ребятам было задание найти в словаре определения этим качествам. Давайте их послушаем.

Сочувствие – стремление проявить к кому-либо сострадание, оказать помощь, сопереживать.

Жестокость – проявление к кому-либо насильственных грубых действий. Равнодушие – проявление безразличного отношения к окружающему.

Ребята, какая разница между ними? (Когда мы сочувствуем мы совершаем хорошие, добрые поступки. Жестокость и равнодушие – плохие поступки).

Домашнее задание

Ребята, вам было домашнее задание найти в библиотеке рассказы, где говорилось о жестокости, сочувствии, равнодушии. Расскажите кратко, какие рассказы вы нашли и о чём они?

Притча « Про собаку»

А сейчас послушайте внимательно притчу в музыкальном исполнении известной актрисы и исполнительницы песен из Иркутска Светланы Копыловой. Притча « Про собаку» Скажите, о чем она?

Она передвигалась еле-еле,

И как ещё душа держалась в теле?

Хозяин, чтоб от мук освободить,

Решил свою собаку утопить.

С большим трудом старушка в лодку села

И преданно ему в глаза глядела.

Булыжник в сетке за бортом висел,

А он петлю на шею ей надел.

Хозяин помнил, как она, бывало,

За палкой в воду радостно ныряла,

И вот сейчас, как бы играя с ней,

Он бросил палку, дав команду ей.

На миг она о старости забыла,

И бросилась за борт, что было силы,

Но лодка неожиданно в тот миг

Перевернулась под истошный крик.

Хозяин стал тонуть в шуге весенней,

Хоть было и несильное теченье,

Но судорогой тело всё свело,

А тут ещё воронка, как назло.

Собака, чья петля в одну минуту

Каким-то соскользнула с шеи чудом,

Отважно тявкнув, ринулась нырять

И своего хозяина спасать.

На берегу вдвоём они лежали

И на ветру от холода дрожали,

А после, отдышавшись кое-как,

Он нёс свою собаку на руках.

С пословицей «Не рой другому яму…»

Ухаживал за ней до смерти самой.

И как-то раз нашёл её в кустах

С застывшей благодарностью в глазах…

Понравилась песня? О чем она?

Да, эта притча о жестокости, предательстве человека и преданности собаки. -Действительно, есть люди добрые, а есть злые. В притче хозяину повезло, он мог погибнуть от своих страшных мыслей и жестоких действий, но он остался жить и всю оставшуюся жизнь старался вымолить прощение у собаки. - Чему учит нас эта притча? (не нужно делать плохо другим, а то тебе самому будет плохо «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» нельзя быть жестоким, поступать с людьми, с животными плохо.) Особенно недопустима жестокость по отношению к тем, кто слабее. Обижать беззащитных и слабых – это не только плохо, но и подло.

Стихотворение «Не трогай детка, а вдруг заразная!» послушайте внимательно, о чём он?

Не трогай детка, а вдруг заразная!

Не гладь! Испачкаешь ладошки.

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастает, зная:

Так проще жить, не замечая.

Зачем тащить чужую ношу?

Делить беду. Придумал тоже.

Сам разбирайся! Не мне же больно.

С меня своих проблем довольно.

О чём этот стих? (о равнодушии, есть люди равнодушные, которые не хотят замечать чужую беду). Как вы думаете это правильно?

«РАВНОДУШИЕ» (ПРИТЧА ОТ ГАЛИНЫ ШИРЯЕВОЙ) Внимательно послушайте и скажите о чём она, чему учит она нас?

В ОДНОМ прекрасном городе люди перестали уважать друг друга. Они бросали повсюду мусор, вырубали деревья, обижали друг – друга, дрались и ругались. При этом те горожане, которых это непосредственно не касалось, предпочитали ни во что не вмешиваться и делали вид, что ничего не замечают.

Если, например, в толпе стояла одинокая старушка, которая забыла дорогу домой, то над ней смеялись или не обращали внимания и шли по своим делам, и только один человек из тысячи подходил к ней с желанием помочь. Если на улице лежал человек, то все брезгливо отводили глаза в сторону и успокаивали себя тем, что это пьяница, хотя они тоже люди. И было мало желающих, хотя бы вызвать скорую помощь. Над городом завис дух стяжательства и равнодушия. В один день, когда люди идут на кладбище и поминают своих усопших родственников один пожилой человек пошел с маленьким внуком помянуть своих родных. На кладбище собралась толпа юнцов, которые развлекались тем, что раскачивали чью-то могилу. Вдоволь позабавившись, они ушли, при этом люди, стыдливо спрятав глаза, торопливо проходили мимо. Пожилой человек взял лопату и стал вместе с внуком поправлять могилу. Вокруг них собралась толпа и люди стали говорить, перебивая друг - друга:

А зачем вы это делаете, разве это могила вашего родственника?

Да зачем вы это делаете, неужели вы думаете, что один сможете что-то изменить в этом мире.

Это все никому не нужно, сейчас люди безразличные, а вся молодежь невоспитанная. Как вы собираетесь переделать этот мир?

А я начну вот с него, сказал пожилой человек, показывая на внука.

Люди в толпе сразу замолчали и быстро разошлись. Но кое-кто взял лопату и стал помогать пожилому человеку.

Чему учит нас эта притча? - Как бы вы поступили на месте этих людей? - Почему, сказал пожилой человек, показывая на внука « А я начну вот с него». - Может ли один человек переделать этот мир? (Может. Делать добрые дела. Старик показал пример……)

Приведите примеры добрых дел. (Проводил до дома заблудившегося ребёнка, кто-то накормил бездомную собаку, кто-то помог пожилым людям перейти через дорогу или донести их сумки из магазина до дома.)

Вывод: Многие добрые дела не требуют особых усилий. Но каждый такой поступок делает мир лучше.

Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды. Если вы видите, что человеку на улице стало плохо, позвоните в «скорую помощь». Напомню, что на мобильном телефоне для этого надо набрать цифры 112.

Физкультминутка.

Инсценировка ситуации в зоомагазине . Внимательно посмотрите и подумайте о чём она.

"Мальчик отправился в зоомагазин, чтобы купить себе щенка. Там он увидел сидящих рядом четверых щенков, каждый из них стоил 50 долларов. А один щенок одиноко сидел в углу.

Мальчик. Скажите пожалуйста из того же ли самого помёта этот щенок, продаётся он, почему он сидит отдельно.

Хозяин магазина. Да, он из того же помёта, но он увечен и не продаётся.

Мальчик. Что за увечье у этого щенка.

Хозяин магазина. Щенок родился без вертлюжной впадины и у него не хватает одной ноги.

Мальчик. Что вы собираетесь с ним сделать?

Хозяин магазина. Щенка усыпят.

Мальчик. Можно мне поиграть с этим щенком.

Хозяин магазина. Конечно.

Мальчик. (мальчик взял щенка на руки стал с ним играть, и тот лизнул её в ухо.) Продайте мне этого щенка.

Хозяин магазина. Но он не продаётся!

Мальчик. Продайте, пожалуйста. (Мальчик вытащил из своего кармана 2 доллара и побежал домой, чтобы взять ещё 48 долларов у своей матери.)

Хозяин магазина. (Когда он вышел за дверь, хозяин магазина крикнул ему вслед) "Но я не понимаю, к чему тебе платить полную цену за этого щенка, тогда как ты можешь за те же деньги купить себе хорошего".

Мальчик. Протянул руку с деньгами.

Хозяин магазина. "Я понял тебя. Проходи и забирай его". Вот что такое сочувствие".

О чём эта сценка? Чему учит она нас? (О том что нужно быть милосердным, со чувствительным, человечным к животным, к людям, сострадать больным.)

Практическое задание «Выразить сочувствие словами».

Представьте себе, что один из наших мальчиков, попал в трудную ситуацию, поскользнулся, и упал в лужу.

Выразить сочувствие словами: не унывай, не падай духом, мы с тобой.

Анализ ситуативных задач (работа в группах). Внимательно прочитайтеРассмотрим разные ситуации.

Ситуация 1. Собака, которая живет в интернате, покусала одного из воспитанников. Директор распорядился прогнать собаку. Кому вы будете сочувствовать?

Ситуация 2. Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?

Ситуация 3 На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?

Самостоятельная работа с опросными листами. «Как ты поступишь в данной ситуации?»

Задание: отметить (+) тот вариант ответа, который наиболее приемлем для вас в той или иной ситуации.

Ситуация

Варианты ответов

1. Одного из друзей моей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я…

Откажусь.

Пусть без меня разбираются. Меня никто не обижал

Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарища

Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой

Я попросил своего друга добавить мне денег на покупку магнитофона. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я…

Обрадуюсь. Не нужно было жадничать, когда я к нему обратился

Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга

После того как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы

Давайте проверим, как поступили бы вы в первой ситуации? А во второй? читаю ситуации, поднимите номер ответа, который вы выбрали.

Молодцы, ребята! Оказывается, в нашей группе все обучающиеся умеют сочувствовать, сопереживать. А там, где царит милосердие, любовь и сострадание, нет места жестокости и насилию.

7. Подведение итогов (рефлексия). - Ребята назовите тему нашего занятия? - Чему мы учились на занятии? - О каких качествах мы с вами говорили? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы не быть жестоким и равнодушным? - Как бы вы оценили работу на занятии? Самоанализ (несколько человек). Давайте подсчитаем баллы и узнаем, кто лучше всех работал на занятии.

В завершении, я хочу пожелать Вам быть уважительными друг к другу, сочувствовать в беде и никогда не совершать жестокие поступки. Я очень надеюсь, что вы в будущем станете добрыми, милосердными, хорошими людьми


Тема: «СОЧУВСТВИЕ, РАВНОДУШИЕ И ЖЕСТОКОСТЬ».

Цели: коррекция недостатков характера - жестокости, зло­сти, безразличия; содействовать развитию навыков анализа и самоанализа; воспитаниюю элементов нравственного сознания.

Методы: решение ситуативных задач, дискуссия.

Ход занятия

1 Организационный момент.

2 Введение в тему:

«Тот, кто не имеет сострадания, жесток». Б. Мандевиль.

Как понимаете данное высказывание?

3Дискуссия.

Работа в 2 группах.

1 группа – работает над объяснением высказывания Сенека «Если хочешь жить для себя, живи для других».

2 группа – готовится объяснить высказывание М. Ганди «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Сообщения детей.

Вывод: если человек живёт для других – он добр, внимателен, заботлив, его любят окружающие люди и животные. Если человек злопамятен, недобр, то у него мало друзей, он одинок в этом мире, ему трудно в жизни.

4. Дети в группах готовятся раскрыть ппонятия «сочувствие», «жестокость», «равнодушие».

Учитель предлагает каждой группе сформулировать оп­ределения: сочувствие, равнодушие, жестокость. Затем группам раздаются наборы карточек с отдельными словами, из которых нужно на доске рядом с данными словами составить определе­ния. После выполнения задания должно получиться следующее:

Сочувствие - стремление проявить к кому-либо сострада­ние, оказать помощь, сопереживать.

Жестокость - проявление к кому-либо насильственных гру­бых действий.

Равнодушие - проявление безразличного отношения к ок­ружающему.

Как вы понимаете, что такое жестокость? Приведите примеры жестокости.

Как вы понимаете, что такое равнодушие? Приведите примеры равнодушия.

Как вы понимаете, что такое сочувствие? Приведите си­туации из вашей жизни, где человек проявлял бы сочувствие.

На доске крепятся карточки со словами: «сочувствие»,

«жестокость», «равнодушие», «безразличие».

Работа у доски с тематическими карточками.

Учитель раздает детям карточки с обозначенными на них жизненными ситуациями, свойственными определенному каче­ству: сочувствию, жестокости, равнодушию.

Задание: разместить на доске полученную карточку. Объ­яснить свои действия.

В ходе выполнения задания на доске выстраивается таблица:

5 Работа в группах.

Анализ ситуативных задач.

Учитель предлагает детям обсудить предложенные си­туации.

Обсудите фразу: «Хочу, чтобы избили всех тех, кто меня обижает».

Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подо­шел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?

На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?

Оля шла по улице и увидела, как маленький мальчик упал с велосипеда . Он не мог подняться и сильно плакал. «Не повезло малышу», - подумала Оля. Как поступила девочка? Как посту­пил бы ты на месте Оли?

Двое друзей проходили мимо беседки. Внутри они увидели лежащего человека. Всю дорогу ребята спорили: ему плохо или он употребил чрезмерное количество алкоголя? Как поступили ребята? Как поступил бы ты?

Родители запретили сыну гулять из-за плохого поведения в школе. Сын не послушался, ушёл на улицу. Как поступил мальчик?

Учительница попросила открыть тетради, записать тему и решить примеры. Ученик демонстративно лёг на парту, у него нет желания работать. Как поступает мальчик?

Старшеклассник говорит, что нужно стукнуть Сашу, он вчера обзывался, если стукнешь, то сделаешь «круто». Как ведёт себя старшеклассник. Как может поступить мальчик?

VI. Самостоятельная работа с опросными листами .

Ученикам предлагается заполнить опросные листы.

Опросный лист «Как ты поступишь в данной ситуации?»

Задание: отметить (S) тот вариант ответа, который наи­более приемлем для вас в той или иной ситуации.

Ситуация

Варианты ответов

1. Одного из ребят мо­ей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я...

Откажусь. Пусть без ме­ня разбирают­ся. Меня ни­кто не обижал

Вместе с друзь­ями буду участ­вовать в драке. Надо отомстить за товарища

Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разби­раются двое между собой

2. Я попросил своего друга добавить мне де­нег на покупку магни­тофона. Он мне не дал, сказав, что сам собира­ет деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я...

Обрадуюсь. Не нужно бы­ло жадничать, когда я к нему обратился

Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга

После того, как он отказал­ся мне помочь, меня не инте­ресуют его про­блемы

Анализ ответов

Итог занятия. Вывод.

Любой человек хоть раз сталкивался со случаем, когда рядом с ним равнодушно относились к людям пожилого возраста, беременным, детям и другим. При этом во многих случаях мало кто хотел помочь и помогал этим людям. Почему поговорка: « моя хата с краю, ничего не знаю» и сейчас актуальна? И где же оно то самое чувство сострадания?

В повседневной жизни возникает множество ситуаций, требующих выбора. Милосердному человеку нет нужды задумываться о том, как реагировать на чужие беды. А может, стоит? Может, лучше делать осознанный выбор? Попробуем это выяснить…

РАВНОДУШИЕ — суть

Существует мнение, что отсутствие сострадания к ближнему является самым страшным пороком на свете.

Об это сказано в Библии, данной точки зрения придерживалась мать Тереза. У такого состояния есть синонимы: безразличие, чёрствость, жестокость. Бернард де Мандевиль, английский философ, однажды так и сказал: «Тот, кто не имеет сострадания, жесток». А знаменитый американский писатель Джордж Бернард Шоу пошел еще дальше и изрёк: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности».

Иными словами, безразличие – ноль каких-либо эмоций вообще: как положительных, так и отрицательных. Но если второе идет человеку на пользу (негатив, всем известно, уже на молекулярном уровне ужасен, уничтожая спирали ДНК, способствуя их мутации – учёными доказано), то отсутствие первых как минимум не дает вообще ничего, то есть абсолютно бесполезно хотя бы с точки зрения психологии.

Очень хорошо высказался в своё время о равнодушии Антон Павлович Чехов. Он назвал данное явление «преждевременной смертью» и «параличом души». И, в сущности, был прав, бесспорно, ведь, если задуматься, в самом деле, выходит, что безразличный ко всему и всем человек уже не человек вовсе, а ходячая сомнамбула, этакий зомби, неизвестно вообще, зачем живущий на Земле.

Однако не стоит забывать о следующей закономерности: в каждом минусе обязательно есть свой плюс. Где же он этот плюс в безразличии? А по большому счёту, ужасно даже признавать, что в равнодушии могут быть плюсы, но все таки их перечислим:

Во-первых, и это самое главное, проявляя равнодушие в ситуациях, требующих вмешательства, сострадания, милосердия, заступничества, мы бережем собственную нервную систему. А данный факт влечёт за собой уменьшение риска сердечных заболеваний, что немаловажно.

Во-вторых, мы не растрачиваем себя, не раздаём свою энергию всем и вся. В итоге энергетической истощенности, присущей донорам, равнодушным людям никогда не познать.

В-третьих, безразличному человеку не приходится испытывать неприятнейшее чувство – муки совести.

СОСТРАДАНИЕ — суть

Теперь поговорим о сочувствии. Фёдор Михайлович Достоевский охарактеризовал данное состояние души следующим образом: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».

Жан-Жак Руссо был уверен в том, что «сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода». Марк Тулий Цицерон называл сострадание «горем о чужом несчастье», а Франсуа де Ларошфуко – «способностью увидеть в чужих несчастьях свои собственные», «предчувствием бедствий, которые могут постигнуть и нас».

Все они, конечно же, не ошибались, озвучивая такие схожие точки зрения на явление умения сочувствовать ближнему. Но уже упомянутый ранее Джордж Бернард Шоу, порицая, как вы помните, равнодушие, высказывался и не в пользу милосердия: «Сострадание сродни душевной болезни». Впрочем, это не значит, что все люди, умеющие проявлять сочувствие, – сумасшедшие. В конце концов, это частное мнение.

Есть ли польза от способности сострадать для его обладателя? Безусловно, есть. Субъект, чьё сердце наполнено чуткостью и добротой, является настоящим Человеком с большой буквы. Он меньше зацикливается на своих проблемах и бедах, собственная жизнь с высоты горя действительно страждущих уже не кажется ему столь отвратительной, безысходной, какой казалась ещё вчера. Человек начинает видеть положительные моменты там, где до этого замечал только негатив, и радоваться каждому мгновению существования без войны, голода, смерти и прочих катастроф. Если он попытается отказаться от способности испытывать сострадание, вероятно, ему сложно будет сделать это, ведь совесть замучает. Чтобы утратить этот дар, необходимо забыть раз и навсегда о своей земной миссии и сути человека.

Каждый выбирает то, что считает нужным. И осуждать, возможно!!!, выбор человека, каким бы он ни был, мы не в праве, но считаю, что равнодушие это не тот случай…мы просто обязаны воспитывать в своих детях милосердие, сострадание… иначе мир разрушится. И нельзя забывать об одной простой вещи: если вас не трогает чужая боль, не выражайте своё возмущение по поводу бесчеловечности окружающего мира. Уместнее начать с себя!