Шалаков юрий андреевич заместитель начальника управления биография. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции шалаков юрий андреевич

На прошедшем недавно правительственном часе в Госдуме глава МВД Владимир Колокольцев фактически признал, что реформа, презентованная бывшим руководством ведомства, провалилась, а миллиарды рублей налогоплательщиков были выброшены на ветер. Одни генералы подсидели других, а вместо борьбы с преступностью и системной коррупцией в своих рядах просто сократили личный состав на 20% и переименовались в полицию. Генерал Колокольцев предложил начать все заново.

Согласно официальным данным, в результате прошедшей реформы МВД под сокращение попали примерно 200 тыс. сотрудников разного уровня — в основном офицерского и сержантского состава. А вот с уволенными генералами постоянно происходит какая-то путаница: то ли 119 покинули полицию, то ли 143. Не помогла справиться с бардаком и масштабная переаттестация: о «подвигах» новоиспеченных полицейских мы слышим практически каждый день — то находясь за рулем в нетрезвом виде, убьют или покалечат людей, то откроют стрельбу в людном месте, то попадутся на взятке.

Вообще-то эксперты еще в самом начале громко распиаренной реформы предупреждали: изначально все затевалось не как реальная перестройка работы МВД, а как благовидный предлог для того, чтобы одни чекистско-милицейские кланы смогли «уделать» другие и сесть на финансовые потоки .

О генеральских группировках в руководстве МВД «Новая» писала уже не раз. Вкратце напомним диспозицию (это важно, поскольку новой реформе придется столкнуться с противодействием прежних «игроков» ).

Самая влиятельная и многочисленная живет и работает под флагом секретаря Совбеза Николая Патрушева (ранее — директор ФСБ) и прежнего руководителя администрации президента Сергея Нарышкина, назначенного главой президентской аттестационной комиссии. Они непосредственно курировали главу МВД Рашида Нургалиева и нижестоящие казанские и омские милицейские группировки (все дело в том, что с советских времен в руководство ведомств перетек принцип землячества). К патрушевским также причисляли сослуживца Путина по ГДР замминистра Евгения Школова, зам-министра Сергея Герасимова и начальника ДСБ (собственная безопасность) Юрия Драгунцова (бывшие чекисты).

Этому клану противостояли: другой выходец из КГБ — сокурсник Медведева могущественный начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко и статс-секретарь МВД Сергей Булавин, в советские годы закончивший Ленинградское высшее политическое училище МВД.

Не стоило сбрасывать со счетов и третью силу: начальника управления администрации президента по вопросам государственной службы и кадров Сергея Дубика — он непосредственно курировал главного милицейского кадровика Владимира Кубышко .

Может быть, конечно, для кого-то это окажется новостью, но сам аппарат МВД (включая министра) был, скажем так, не совсем самостоятельным по части решения насущных, в основном кадровых, вопросов. За МВД следил «большой брат»: компромат на милицейское начальство стекался (и до сих пор происходит так) в ФСБ. Правда, в три различные структуры: в Управление «М» (контролирует правоохранительные органы), УСБ ФСБ (собственная безопасность и контроль за наиболее знаковыми уголовными делами) и Управление «К» ФСБ (в принципе финансовая контрразведка, но получившая в последнее время гигантское поле для деятельности вне своего профиля). Все эти структуры не очень-то дружны между собой, и в каждой из них у каждого клана имеются свои люди. Поэтому папки с негативом, рассмотренным под тремя разными углами зрения, ложились на стол аттестационных комиссий, которые и принимали окончательное решение: увольнять или оставлять.

Стоит заметить, что эта технология работала лишь для фигур средней крупности, а серьезных людей из МВД устраняли по другому сценарию: сначала перекрывали кислород «подкрышному» бизнесу, затем в СМИ появлялась информация с «шокирующими» подробностями, а потом дружественный клану депутат направлял запрос в Генпрокуратуру. Если жертва продолжала упираться, то заводили уголовные дела на родственников или сослуживцев.

Именно по такой схеме «замочили» кандидатов, рассчитывавших занять место Нургалиева: начальника БКБОП (Бюро по организации борьбы с организованной преступностью) Александра Бокова (осужден на 9 лет), первого заместителя главы МВД Михаила Суходольского (в случае отказа добровольно уйти в отставку пригрозили посадить сына), начальника ГУ МВД по Московской области Николая Головкина (арестовали милицейского «решалу» — Олега Судакова, чью деятельность связали с именем начальника главка) и главных разработчиков старой реформы - замминистра Александра Смирного и начальника организационно-инспекторского департамента МВД Владислава Волынского («омское землячество»). Последнего за невероятную работоспособность называли «золотоголовым мальчиком», но это не помешало сначала «закрыть» за якобы получение взятки его ближайшего помощника, а затем выложить в интернете подробности личной жизни генерала. И Смирный, и Волынский в конце концов ушли на пенсию. Не удержался в кресле и статс-секретарь Булавин - стал советником Медведева.

Ставшему министром генералу Колокольцеву тоже пришлось выдержать серьезную атаку. На него также собирали компромат и даже по запросу депутата-коммуниста Владимира Хахичева направили в Орловскую область высокопоставленную опергруппу из ДСБ МВД (в 2007 году Колокольцев возглавлял местное ГУВД). Когда «наскрести» ничего не удалось, попытались подставить его доверенное лицо — начальника столичного УСБ Александра Трушкина.

Второй фронт, помимо войны за должность министра, — это битва за департамент экономической безопасности МВД. Здесь праздновал победу главный контролер страны Чуйченко: куратор экономического блока замминистра Школов покинул МВД, а после шумной информационной кампании в СМИ подали в отставку и два первых лица департамента - Юрий Шалаков и Андрей Хорев (сейчас Шалаков работает помощником полпреда президента в Приволжском федеральном округе, а Хорев вернулся из временной «эмиграции» и занимает высокий пост в Росалкоголе). Их должности заняли 36-летний генерал Денис Сугробов и бывший сотрудник Контрольного управления администрации президента Виталий Скворцов - люди, не «замеченные» в экономической деятельности.

Третий фронт — Следственный департамент, который долгое время сотрясали скандалы (взять хотя бы «дело Магнитского» ). В итоге генерал Алексей Аничин покинул свой пост , а на его место вернулся генерал Алексеев (его причисляют к патрушевскому клану), ушедший было из органов внутренних дел. Эксперты утверждают, что это назначение стало компромиссным для министра Колокольцева.

Команда Колокольцева


Вот именно с таким положением дел и пришлось столкнуться новому министру. При этом некоторые СМИ поспешили заявить, что Колокольцев привел на Житную свою команду — то есть помех ему не будет. Увы, это далеко не так: МВД по-прежнему находится под неусыпным контролем чекистских кланов, а ключевые должности занимают ставленники или родственники высокопоставленных чиновников.

Например, советник министра Валерий Кожокарь — однокурсник Медведева ; сделавший головокружительную карьеру первый замминистра МВД генерал Александр Горовой — человек из ближайшего окружения полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. Когда «мочили» генерала Суходольского, ему ставили в вину множество всевозможных злоупотреблений и раздутые штаты в ФГУП «Охрана» , которое он курировал. После отставки кураторство перешло к Горовому, и он уже успел заявить, что «не планируется изменений в организационно-правовой форме ФГУП «Охрана», в том числе не будет проводиться сокращения работников».

Назначенный статс-секретарем МВД сосед премьера Медведева по элитному жилому комплексу «Золотые ключи» — Игорь Зубов одно время работал в структурах миллиардера Владимира Евтушенкова, затем избирался депутатом Законодательного собрания в Тверской области. До своего назначения входил в число учредителей Фонда содействия развитию правоохранительных органов. Помимо генерала в фонде числились его родственники, учредитель ООО «Нефтегазопереработка» Нонна Джумаки, учредитель ООО «Амедика» Ашот Алоян, выходец из КГБ и член «Собора русского народа» Олег Безродный и упоминавшийся выше «золотоголовый» начальник ОИД (оргинспекторский департамент) Владислав Волынский. Сейчас генералу Зубову правительство поручило упорядочить производство алкогольной продукции.

Упомянутый уже новый начальник Следственного департамента МВД Юрий Алексеев, будто бы ставленник патрушевских, ранее уже работал в Следственном комитете МВД, затем — в Генпрокуратуре, но после конфликта с Юрием Чайкой снова вернулся на Житную. Кстати, теперь, по данным наших экспертов, Алексеева прочат на должность главы объединенного Следственного комитета, а значит - не за горами новая война между высокопоставленными силовиками: ни кланы в МВД, ни ФСКН не захотят сдавать своих позиций, не говоря уже о руководителе СК Бастрыкине.

Другого замминистра, отвечающего за борьбу с организованной преступностью, — Михаила Ваничкина причислить к членам команды Колокольцева тоже сложно, поскольку он шесть лет являлся советником Нургалиева и занимал должность начальника питерского ГУВД. А чужака на такие должности питерцы не назначают.

Из прежних фигур в руководстве МВД остались главный «гаишник» Виктор Кирьянов (ранее занимал пост главы питерской ГИБДД), замминистра и бывший разведчик Сергей Герасимов (по оценкам экспертов, патрушевский), кадровик Владимир Кубышко и командующий внутренними войсками Николай Рогожкин.

Как долго они останутся на своих должностях, пока неизвестно. Зато известно, что арестованному за получение взятки главному медику внутренних войск генералу Юрию Сабанину якобы уже предлагают в обмен на какие-то послабления дать показания на Рогожкина, а в ФСБ прислали анонимку, в которой рассказывается о весьма тесных взаимоотношениях Кубышко с деятелями шоу-бизнеса. (Генерал Кубышко сочиняет музыку для звезд российской эстрады, а недавно с концертной бригадой посетил бойцов МВД на Северном Кавказе .)

В общем, пока к команде нового министра можно отнести немногих: советника Владимира Овчинского, замминистра Аркадия Гостева, начальника департамента уголовного розыска Владимира Голованова (перешел из МУРа) и начальника собственной безопасности Александра Макарова.

Дорожная карта


Методы, с помощью которых новый министр предполагает тянуть полицию из милицейского болота, все еще обсуждаются. Их уже окрестили «пятью шагами Колокольцева». Для их формулирования была создана рабочая группа, в которую вошел 31 человек. Увы, за исключением некоторых новых лиц, опять предложен набор из депутатов-единороссов, адвоката Кучерены , правозащитницы Ольги Костиной и проч. — это фракция «гражданского общества», которая насчитывает 12 человек. Будем надеяться, что все это - дань политической конъюнктуре и тем же кланам, с которыми приходится считаться любому руководителю. В «силовую» же фракцию рабочей группы вошли 19 бывших или действующих сотрудников МВД, прокуратуры и главный советник Главного правового управления администрации президента Валентин Михайлов. Беда в том, что большинство членов группы на заседания просто не приходят.

Главным идеологом и проводником новой реформы считается советник министра Владимир Овчинский, который вместе с группой единомышленников разработал «Дорожную карту» по дальнейшему реформированию полиции и не собирается скрывать ведомственные пороки. Цитирую: «Нам все время врали с трибун, что преступность падает. А на самом деле она выросла за 12 лет на 80%! В 2000 году граждане подали в МВД 13,7 млн заявлений о преступлениях, на основании которых было возбуждено 3 млн уголовных дел. Остальные свыше 10 млн заявлений просто ушли в отказные массы, были переданы на другие территории или вообще неизвестно куда. В 2011-м картина еще похлеще: граждане написали в милицию 24,5 млн заявлений, а уголовных дел завели всего лишь 2 млн. То есть полицейским удалось незаметно закопать в этой вилке вранья 22,5 млн преступлений!»

Что планируется сделать (вкратце):

1) За базовую основу предлагается взять полицию Германии. Другими словами, оставить полицейским форму, но упразднить погоны и другую «армейщину». Стражи порядка должны быть гражданскими чиновниками со своей спецификой и тянуть носок на плацу, допустим, оперативникам или бойцам спецназа совершенно ни к чему. Первые — обязаны кропотливо работать с агентурой, а вторые - спасать заложников и обезвреживать преступников.

2) При поступлении в МВД с отдельно взятым полицейским будет заключаться контракт на 8 лет. В дальнейшем, если он честно и эффективно работал, контракт — бессрочный. При этом у рядового полицейского и его начальника зарплата будет примерно одинаковая - 120 тыс. рублей. И никаких денежных премий: хорошо работаешь или поймал преступника - получи грамоту, наградной пистолет или часы с дарственной надписью (вокруг этого пункта идут особенно жаркие споры).

3) Полностью ликвидировать погоню за показателями о раскрываемости преступлений («палочную» систему). Причем в любой форме. На основании чего оценивать работу полицейских подразделений, пока не очень ясно: активно обсуждается.

4) Упразднить понятие «отказ в возбуждении уголовного дела» и ликвидировать дознание в структурах МВД. Приниматься будут все заявления граждан, а побеседовать с заявителем, составить рапорт и принять первоначальное решение может любой дежурный, участковый или оперативник.

5) Создать интернет-сайт, на котором выложат фото и установочные данные бывших сотрудников МВД, уволенных по компрометирующим обстоятельствам. Им также запретят работать в госструктурах. Причем пожизненно. Со временем на сайте появятся «оборотни» из ФСБ, ФСКН, прокуратуры, таможни и СК.

К этому предлагается добавить несколько деталей. Например, отменить празднование Всероссийского дня полиции с последующими дорогостоящими корпоративами и «фанерными» концертами. Реформаторы по этому поводу говорят так: «Если полицейские хотят, пусть отмечают праздник у себя в подразделениях, но только не за счет налогоплательщиков». А в общественные советы при МВД и УМВД планируют приглашать людей с безупречной репутацией. Пока, к сожалению, в них продолжают заседать те же лица, которые пели дифирамбы Рушайло, Грызлову, Нургалиеву, а также — «подкрышные» бизнесмены или «решалы».

Мины


В любом случае даже эти «пять шагов» Колокольцеву придется пройти по минному полю. Во-первых, перестройка ведомства может превратиться в очередной этап подковерной войны между кланами: надо будет лавировать и идти на компромиссы.

Второе: подавляющая часть генералитета и рядовых сотрудников попросту не готова работать так, как их немецкие коллеги. Первые уже давно стали долларовыми миллионерами и наступать на горло собственному бизнесу не станут. Офицерскую прослойку рангом пониже вполне устраивает устоявшаяся за долгие годы система безнаказанности, кумовства и круговой поруки. К тому же в недрах МВД выросло не одно поколение оперативников-«палкоделов», сидящих на зарплатах у бизнесменов и уголовных авторитетов, и заменить их пока просто некем. То есть существует опасность элементарного саботажа, как в случае всех остальных реформ, покушавшихся на благосостояние чиновников.

Третье удивляет особо: контролировать проведение реформы, помимо ФСБ (от этой беды, судя по всему, пока никуда не спрятаться), поручено Генпрокуратуре. И это на фоне недавнего игорного скандала в Подмосковье, в котором оказались замешаны высокие прокурорские чины и их родственники.

Вывод можно сделать только один: любые, даже самые правильные шаги министра-реформатора могут упереться в интересы «крыши» из числа чекистов и прокурорских. И пока не будет проведена соответствующая реформа ФСБ, судебной системы и прокуратуры, любая другая реформа рискует захлебнуться на полпути в известной субстанции.

15 мая 2014 года бывшему начальнику ГУЭБиПК генерал-лейтенанту Денису Сугробову Следственный комитет предъявил обвинение по трем статьям: провокация взятки, превышение должностных полномочий и организация преступного сообщества. Также следствие пытается отстранить от защиты адвоката Георгия Антонова , привлекая его в качестве свидетеля по данному делу. Громкое дело примечательно не только количеством и статусом арестованных сотрудников антикоррупционного подразделения, но и составами преступлений, которые им пока вменяют. Журналист «Первого Антикоррупционного СМИ» Денис Балашов попытался разобраться в ситуации, как и почему могли развиваться события, и кому мог быть выгоден этот скандал.


Кратко по истории

В 2005 году Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД было преобразовано в Департамент экономической безопасности МВД России, который возглавил Сергей Мещеряков . Буквально через год руководителем ДЭБа стал . Он работал с Путиным в ГДР. В конце 2007 года Евгений Школов стал заместителем министра Рашида Нургалиева , с 2008 года курировал борьбу с коррупцией по линии МВД,

объявленную президентом Дмитрием Медведевым , а ДЭБ МВД возглавил генерал-лейтенант .

В том же 2008 году в ДЭБе МВД образовано специальное подразделение оперативно-разыскное бюро №3, основная задача которого — борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, возглавил ОРБ№3.

Генерал-майор милиции Александр Назаров запустил процесс задержаний высокопоставленных должностных лиц, и за высокие показатели в служебной деятельности его повысили до заместителя Юрия Шалакова, где первым замом был уже генерал был начальником ОРБ№10.

К тому времени уже шла война в ДЭБе, в поле зрения попадали не только высокопоставленные чиновники, правоохранители соседних ведомств, но и сами коллеги со своими финансовыми потоками. В разгар антикоррупционной борьбы, реформ и внутриведомственного противостояния команд и конфликтов для руководства страны фигура Сугробова оказалась предпочтительней.

Так, самый молодой в ведомстве генерал-майор уже полиции Денис Сугробов возглавил преобразованное в ходе реформ Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Евгений Школов продолжил противодействие коррупции, но уже в профильном Совете при Президенте РФ, став помощником Владимира Путина, Юрий Шалаков ушел помощником полпреда в ПФО, далее занял пост замначальника управления кадров президента, курирует работу правоохранительных органов и силовых структур, а вот Андрею Хореву и Александру Назарову пришлось не только покинуть министерство в процессе реформирования, но и сменить сферу деятельности.

Генерал Хорев, как сообщают СМИ, всегда был близок к управлению собственной безопасности ФСБ. С 2010 года Андрей Хорев «светился» в разных коррупционных скандалах, а в 2011 году генерал, став фигурантом дела о получении крупной взятки московским следователем Нелли Дмитриевой , скрывался за границей, говорят, сейчас спокойно передвигается по Москве. Александр Назаров ушел советником в Ростех к Сергею Чемезову и стал управляющим директором по проблемным активам Ростеха.

«Зеленый свет и поддержка»

«Кто-то считает, что реформа прошла успешно, кто-то, - что не совсем успешно, мнения разделились, но я считаю, что все-таки есть серьезные шаги вперед, все подразделения МВД теперь будут работать по-новому. В своем Управлении мы постарались отойти от так называемой «палочной» системы. Сейчас мы , которые серьезно могут повлиять на складывающуюся оперативную обстановку», - заявил Сугробов в марте 2012 года, подводя первые итоги работы антикоррупционного ведомства.

Меньше чем за первые пол года работы ГУЭБиПК размер возмещенного ущерба государству составил более 11 млрд рублей, за этот период по материалам Главка «к уголовной ответственности , 4 депутата заксобраний, 13 должностных лиц структурных подразделений органов власти субъектов РФ и ряд других высокопоставленных руководителей».

Как говорят в кулуарах министерства, Денису Сугробову и ГУЭБиПК «везде был дан зеленый свет» и на «превышение скорости особо не смотрели».

Сугробова поддерживал и руководитель администрации Президента РФ Сергей Иванов.

«Последние дела наглядно показывают, что, несмотря ни на какие чины, звания и так далее, у нас нет и не должно быть неприкасаемых», - комментируя дело о хищениях в ГЛОНАСС (ОРМ проводило ГУЭБиПК), заявил Иванов. Чего стоит только дело «Оборонсервиса» с амнистированным в итоге экс-министром обороны РФ Анатолием Сердюковым.

Деятельность Главка высоко оценивалась наверху. О степени оказываемого Денису Сугробову доверия свидетельствует, что на празднование в 2012 году Дня органов внутренних дел Сугробов сидел рядом с Владимиром Путиным, получение досрочного звания генерал-лейтенанта в 36 лет. Также, по имеющейся информации, Сугробов был в хороших отношениях и с руководством ФСБ России, сам директор ФСБ Александр Бортников вручал ему лично наградной пистолет, говорят, за предотвращение покушения на Рамзана Кадырова и проведение успешных спецопераций на Северном Кавказе.

Как и за что задержаны генералы

Подчиненные Сугробова получили информацию и стали разрабатывать замначальника 6-й службы 9-го управления УСБ ФСБ Игоря Демина . И после того, как агент ГУЭБиПК под видом предпринимателя 14 февраля 2014 года передал чекисту 10 тыс. долларов за крышевание бизнеса, в антикоррупционном Главке и квартирах оперативников прошли обыски. В Басманном суде прокуратура выступила против ареста четырех «гуэбовцев», и суд их отпустил. Спустя время поочередно в СИЗО оказывается .

Всем арестованным предъявлены обвинения в провокации взятки, превышении должностных полномочий, организации преступного сообщества и участии в нем.

В Западной правоохранительной системе провокация взятки активно использовалась в борьбе с коррупционерами, только бравших взятку по провокации не сажали в тюрьму, а увольняли со службы. В российском законодательстве провокация взятки – это уголовная статья: «попытка передачи должностному лицу без его согласия денег».

Из судебных заседаний в Басманном суде известно, что и обговаривал необходимую для «решения вопросов» сумму. И уже на очередной встрече, когда чекисту принесли деньги, агент был задержан.

По словам свидетеля со стороны ФСБ, полицейский агент на одной из встреч должен был «передать Демину деньги, после короткого периода времени необходимо было снова передать Демину деньги, и уже после неоднократного получения им денежных средств за решение различных вопросов его планировали задержать».

Интересный момент. Сергей Пирожков — экс-майор милиции, сотрудник 6 отдела (отдел внедрения по обеспечению оперативных комбинаций и оперативных экспериментов в ДЭБе) ОРБ №3 МВД РФ, говорят, уже будучи уволенным со службы, задерживался сотрудниками УСБ ФСБ на вымогательстве при одном рейдерском захвате. Однако, не был привлечен к ответственности, то ли из-за недоказанности, может, по иным причинам.

«Изначально инициатива шла от ФСБ. Павел Глоба – их агент. Он вышел на Пирожкова и сказал, что «фсбешник» готов обеспечить крышу. Инициатива шла от ФСБ. Это их разработка», — считает адвокат Баринов.

Отметим лишь, что уже на первых встречах замначальника управления «Б» ГУЭБиПК Алексея Боднара с Пирожковым и Глобой, последним велась аудиозапись разговоров, которые легли в материалы дела.

Наткнулись гуэбовцы сами на информацию в отношении сотрудника ФСБ, или им ее подвели специально в рамках оперативной комбинации, остается только догадываться. Однако это не столь важно в оперативной работе, откуда к тебе пришла информация. Возникает другой серьезный вопрос – зачем и кому нужно было, чтобы полицейские сами разрабатывали чекиста?

Основное предположение — полицейские «играли», действовали самостоятельно, и после фиксации передачи денежных средств чекисту не собирались Демина задерживать. Дискредитировать органы безопасности без указания первого лица никто бы не стал, это самоубийство. Сугробов просто передал бы уже не информацию, а конкретные материалы руководству ФСБ для внутреннего использования. Тем самым, заработав серьезные «баллы» во взаимоотношениях, как говорится, «баш на баш», поэтому и не уделялось должного внимания оформлению материалов, проводимых ОРМ. Соответственно, в курс дела министр Колокольцев и руководство страны могли и не ставиться. В этой «игре» также могли участвовать высокопоставленные чины в Администрации Президента, оставшиеся пока «в тени».

В любом случае, Сугробовым допущена серьезная ошибка, если бы Владимиру Путину доложил бы Владимир Колокольцев , а не Александр Бортников, то ситуация развивалась бы совсем по-другому.


Позиция Сугробова

«Мое ведомство очень многим помешало, мы много куда залезли», — заявил Сугробов в Басманном суде. «Я выполнял указания президента РФ и министра МВД по борьбе с коррупцией».

В день ареста Сугробова председатель ОНК Антон Цветков опубликовал в Интернете текст письма Сугробова Путину, в котором генерал рассказал о том, что его в январе 2011 года перед вручением ведомственной награды ФСБ пытался завербовать лично замначальника УСБ ФСБ Олег Феоктистов. Феоктистов, как утверждается в письме Сугробова, хотел, чтобы тот установил «доверительные деловые отношения» с Андреем Хоревым, которого «со слов Феоктистова планировалось назначить начальником ГУЭБиПК», а Сугробова «его заместителем».

«Сложившееся неприязненное отношение к широко известным методам работы Хорева, а также тот факт, что на протяжении двух лет указанное подразделение [УСБ ФСБ] непосредственно разрабатывало последнего, не позволили мне принять данное предложение» , — сообщается в письме Сугробова.

Стоит отметить, что в письме Сугробова также утверждается, что следователь СКР Сергей Новиков (ведет «дело гуэбовцев») «полностью ангажирован сотрудниками УСБ ФСБ».

Прерванный полет

Почему Денису Сугробову было оказано доверие на высшем уровне, а затем на том же уровне доверие к нему резко исчезло. Ведь ни головокружительная карьера молодого генерала, его заключение в Лефортовский изолятор не могло быть не согласовано «наверху».

Основные причины такого взлета и падения могут быть две.

Вор должен сидеть в тюрьме

Первая основная причина: такое доверие могло оборваться в одночасье, если руководимое Сугробовым подразделение прикрываясь борьбой с коррупцией и поддержкой на самом высоком уровне, само занималось вымогательством, получением и дачей взяток, мошенничеством, «делило и пилило» отрасли экономики и обогащалось, фальсифицируя доказательства, тогда — да, преступники должны сидеть в тюрьме и долго. Но таких обвинений фигурантам и широкой общественности пока не представили, следствие говорит об основном составе — провокации взятки и эпизодах, все преступное сообщество строится на провокациях, с целью карьерного роста путем «увеличения количественных показателей своей работы».

Может, просто еще «тайна следствия», и следователи не спешат предъявлять «милионно-миллиардные хищения и вымогательства» этого преступного сообщества. Такая практика существует, когда следствие начинает работать специально с менее тяжкого состава, доказывая постепенно более тяжкие преступления. Уже просочилась информация, что следствие в рамках расследования выявило получение взятки (состав 290 УК РФ). Но, если же обвинения останутся прежними, то это дело становится очень странной историей, и правдоподобно будет выглядеть вторая возможная причина.

МВД слишком далеко зашло

За последние пять лет Министерство внутренних дел крепло и набирало обороты, само назначение Владимира Колокольцева на фоне предшественника выглядело очень позитивно, прибавляло очки как во внешнем позиционирование, так и внутри министерства. Ведомство не только наделили полномочиями главного игрока в борьбе с коррупцией, но и дали возможность на деле поработать в обеспечении экономической безопасности страны. После постановки задач руководством страны на наведение порядка в финансово-кредитной сфере, борьбой с «обналом» и оттоком триллионов рублей за границу, Главк Дениса Сугробова взялся за работу. За полтора года были арестованы десятки банкиров, перекрыты десятки «обнальных площадок», выявлены в рамках разработок нарушения, послужившие отзыву лицензий и закрытию многих известных банков. Такой чистки банковской сферы в современной России еще не было.

МВД залезло, куда раньше не залезало — в миллиардную теневую экономику банковской сферы, а здесь всегда боролась служба экономической безопасности ФСБ РФ. Говорят, что безконтрольность работы Главка Сугробова навредила многим, а дальнейшая активизация могла «вскрыть, чего нельзя вскрывать», и усилить положение МВД на арене правоохранителей. Оставалось найти серьезные ошибки, либо дождаться их совершения и дескридитировать не только конкретных лиц, но и работу в целом ведомства. Нажитые за это время влиятельные враги и межведомственный конфликт могли сойтись.

Владимир Колокольцев и МВД под охраной

Между тем, кадровая расстановка в МВД изменилась следующим образом. За три дня до отстранения от должности Сугробова был назначен на пост замначальника Главного управления уголовного розыска Дмитрий Миронов, выходец из ФСО, с присвоением звания генерал-майор полиции. А уже 12 мая он стал начальником ГУЭБиПК.


В этот же день на должность первого заместителя Владимира Колокольцева назначен начальник охраны Владимира Путина, замдиректора ФСО – .

ГУЭБиПК больше нет и не будет

Как говорят, аресты руководителей Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, а следовательно, дискредитация данного подразделения и имиджа самого ведомства МВД согласованы в предверии очередных реформ.

По всей вероятности, начатая реформа милиции продолжится, и МВД, как пример, разделят на вновь созданные структуры «Министерство общественной безопасности» и «Федеральную службу расследований».

Денис Балашов

Генерал-майор милиции.


Родился 18 мая 1957 года в г. Красноярске.

В 1982-1984 годах проходил срочную службу в Вооруженных Силах, в офицерском звании служил в Туркестанском военном округе на границе с Афганистаном.

Имеет два высших образования. Кандидат психологических наук.

Свою трудовую деятельность начал на Красноярском металлургическом заводе. После службы в армии поступил на службу в органы внутренних дел, где работал с 1985 по 1994 год на различных должностях – от оперуполномоченного уголовного розыска до заместителя начальника управления оперативно-технических мероприятий УВД Красноярского крайисполкома.

В 1994 году перешёл на службу в налоговую полицию Красноярского края, где возглавил самостоятельное подразделение. Через пять лет он уже занимал должность первого заместителя начальника управления.

В 1996 году, когда Юрий Шалаков занимал должность заместителя начальника УФСНП , затем - и.о. начальника УФСНП по Красноярскому краю под началом у Александра Лычковского , генерал-лейтенанта, начальника УФСНП по Красноярскому краю, советника губернатора , секретаря Совета безопасности края. В это время произошло громкое убийство журналиста «Сегодняшней газеты» Вадима Алферьева, который неоднократно писал о войне вокруг Красноярского алюминиевого комбината и связанных с ним представителей власти. В результате дело возобновлялось 5 раз, однако так и не было доведено до суда. Впрочем, в дальнейшем Юрий Шалаков был задержан на 10 суток в связи с этим делом.

В 1999 году Юрий Шалаков получил назначение в Ивановскую область, где возглавил региональное управление Федеральной службы налоговой полиции, в том же году ему было присвоено звание «генерал-майор полиции».

В 2000 году Юрий Шалаков во время отпуска в Красноярске был задержан в связи с возобновлением расследования уголовного дела по гибели Вадима Алферьева. Однако через 10 суток был отпущен.

Весной 2003 года согласно Указу Президента России Владимира Путина Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. На её базе был создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, где Юрий Шалаков возглавил Управление государственного комитета (с весны 2004 года - Федеральной службы) по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Ивановской области. В этой должности работал до 2005 года.

3 июня был назначен начальником 9-го департамента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков , в состав которого входят несколько управлений, в том числе криминалистическое и спецназа.

С 2007 по 2008 годы работал первым заместителем начальника Департамента экономической безопасности МВД России.

В феврале 2008 года Указом Президента РФ назначен начальником Департамента экономической безопасности МВД России.

Женат. Сын - офицер вооружённых сил (2004)
Политические и бизнес-связи
Середина 1990-х годов в Красноярском крае характеризовалась борьбой за крупные предприятия, расположенные в регионе (прежде всего – КрАЗ), что находило свой отклик во взаимоотношениях между бизнесом и властными структурами. Расследование убийства Вадима Алферьева носило чисто политический характер. Это ясно уже хотя бы из того обстоятельства, что его возобновляли несколько раз , а наиболее активные действия в 2000 году произошли как раз во время передела собственности на КрАЗе – в начале апреля было объявлено о возбуждении уголовного дела против Анатолия Быкова , известного красноярского предпринимателя и совладельца Красноярского алюминиевого завода.

Расследование проводила группа московских следователей по главе с первым замминистра МВД Владимиром Колесниковым. Основной целью его действий, по всей видимости, было не расследовать экономические преступления в Красноярском крае, а найти компромат на Анатолия Быкова , который в дальнейшем и был использован. После этого расследования в середине 2000 года Владимир Колесников перешел на работу в Генеральную прокуратуру.

В деле, кроме Юрия Шалакова, фигурировали Александр Лычковский , в 1996 году начальник Шалакова, Владимир Шахов , его подчиненный и начальник Красноярского городского отдела налоговой полиции , а также Геннадий Дружинин , один из наиболее влиятельных бизнесменов того периода в Красноярском крае, был главой совета директоров КрАЗа, генеральным директором , партнером Анатолия Быкова. Кроме того, во время следствия неоднократно всплывало и имя Александра Усса, председателя Заксобрания Красноярского края, известного своими тесными связями с бизнес-сообществом и криминальными связями 27 .

В свою очередь можно проследить и связь между Юрием Шалаковым и Борисом Петруниным , бывшим начальником Управления внутренних дел по Красноярскому краю, который также лоббировал интересы Анатолия Быкова.

Летом 2007 года началась очередная экспансия людей Виктора Черкесова в систему МВД. Так, бывшего руководящего сотрудника наркоконтроля Сергея Деревянко назначили замом начальника Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД с присвоением милицейского звания генерал-майор. 30 июня Юрий Шалаков стал первым замом начальника Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ. ДЭБ МВД - это ключевой департамент, и в борьбе за него Виктор Черкесов переиграл Игоря Сечина .

Начальник Департамента кадрового обеспечения
Кикоть Владимир Яковлевич


Генерал-лейтенант милиции.
Родился 1 января 1952 года в п. Белокуракино Ворошиловградской области Украинской ССР.

После прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР в 1972 году поступил в Высшее политическое училище МВД СССР в г. Ленинграде (с 1972 по 1976 гг.).


Тот же ВУЗ окончили:
СТЕПАШИН Сергей Вадимович - председатель Счетной палаты РФ. Генерал-лейтенант.

УТКИН Николай Иванович - заместитель начальника Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России по научной работе, Полковник внутренней службы.

ТОПЧИЙ Сергей Степанович - заместитель главнокомандующего внутренними вой­сками МВД России. Генерал-лейтенант.

САЛЬНИКОВ Виктор Петрович - начальник Санкт-Петербургского университета МВД России. Генерал-лейтенант милиции.

СПИЦНАДЕЛЬ Владимир Борисович - член Совета Федерации Федерального собрания Рос­сийской Федерации от администрации Ямало-Ненецкого автономного ок­руга. Генерал-лейтенант внутренней службы.

СКРЯБИН Виктор Николаевич - заместитель начальника управления по воспитательной работе ГКВВ МВД РФ. Гене­рал-майор.

ВЛАСКО Владимир Васильевич - заместитель командующего войсками Сибирского округа внутренних войск МВД России по работе с личным составом. Генерал-майор.

ДЕНИСЕНКОВ Юрий Владимирович - заместитель командующего войсками Уральского ок­руга внутренних войск МВД России по работе с личным составом. Генерал-майор.

ЛИСЕНКО Владимир Михайлович - заместитель командующего войсками Восточного округа внутренних войск МВД России. Генерал-майор.

РОГАНОВ Анатолий Александрович - заместитель командующего войсками Московского округа внутренних дел МВД России по работе с личным составом. Полковник.

АНАСТАСЯН Сергей Владимирович - начальник отдела, заместитель начальника управле­ния по воспитательной работе ГКВВ МВД РФ. Полковник.

ЛЫСЕНКО Валерий Владимирович - первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по учебной работе. Полков­ник милиции.

АЛЕКСАНДРОВ Сергей Григорьевич - заместитель начальника Санкт-Петербургского уни­верситета МВД России по работе с личным составом. Полковник милиции.

ЛОЙТ Хиллар Харриевич - профессор кафедры организации кадровой и воспита­тельной работы Санкт-Петербургского университета МВД России. Генерал-майор милиции.

ЛУГОВКИН Владимир Александрович - С 1997 г. по сентябрь 1998 г. заместитель начальника Санкт-Петер­бургской академии МВД России, он же начальник Высших академических курсов. В сентябре 1998 г. уволен в запас Вооруженных сил СССР.

ГОРОЖАНИН Александр Владимирович - начальник Самарского юридического института Ми­нюста России.

ГАСАНОВ Карим Кадырович - заместитель начальника Московс­кого университета МВД России по заочному обучению и подготовке эконо­мических кадров.

РАЧИЛА Юрий Лукьянович - заместитель командира войсковой части по работе с личным составом ВВ МВД России.

КОЧИН Андрей Анатольевич - начальник Северо-Западного филиала ВНИИ МВД России.
В 1986 году успешно окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина в г. Москве. В том же году эту академию окончил и заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе - начальник управления воспитательной работы генерал-майор Виктор Батмазов .

В 1976-1979 годах работал секретарем бюро ВЛКСМ 2-го батальона , секретарь партийного комитета 4-го батальона Высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР.

В 1979-1983 годах был помощником начальника политического отдела по комсомольской работе Высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР.

В 1983 году перешел на преподавательскую работу и дошел до заместителя заведующего педагогики и психологии Высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР. В 1992 году перешел на должность заведующего кафедрой военной педагогики и психологии Высшего военного командного училища внутренних войск МВД России. В 1994-1998 годах - заместитель начальника Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России по научной работе, заместитель начальника Санкт-Петербургской академии МВД России по кадрам. В 1998-2000 годах - заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по переподготовке и повышению квалификации, подготовке финансово-экономических кадров.

В 2000 году был назначен на должность начальника Государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России».

В дальнейшем совмещал научную и профессиональную деятельность. В 2001 - 2002 годах являлся начальником Паспортно-визового управления СОБ МВД России.

С апреля 2002 года - начальник Академии МВД России, а с августа – ректор Московского университета МВД России.

Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 152 был назначен начальником Департамента кадрового обеспечения МВД России.

Является профессором по кафедре педагогики и психологии, имеет ученые степени доктора педагогических (1998) и доктора юридических наук (2002).

Неоднократно награжден государственными и ведомственными наградами , удостоен почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Автор более 100 научных и учебно-методических трудов. Основные из них: «Формирование культуры профессионального общения сотрудников ОВД» (1994 г.); «Педагогика и психология высшего образования» (1996 г.)» «Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слу­шателей вузов МВД России» (1997 г.); «Информационное обеспечение образовательного процесса в вузах МВД России» (1997 г.); «Правовая культу­ра сотрудников органов внутренних дел в профессиональном общении» (2001 г.); «Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих ВВ МВД России» (2003 г.) и др.

Является председателем диссертационного совета при Московском университете МВД России. Член Экспертного совета ВАК Минобразования и науки Российской Федерации. Председатель ученого совета Московского университета МВД России.

Действительный член Международной академии акмеологических наук. Выполнял служебно-боевые задачи на Кавказе.
Женат, есть сын и две дочери.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шалаков Юрий Андреевич. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2000 162 c. РГБ ОД, 61:00-19/366-2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 13

§ 1. Сущностные характеристики профессиональной деятельности офицера

налоговой полиции 13

§2. Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности

офицеров налоговой полиции 29

§3. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности: теоретическая модель и методы исследования 43

Выводы по первой главе " 59

ГЛАВА 2. САМООБРАЗОВАНИЕ ОФИЦЕРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64

§ 1. Формы и содержание самообразования офицеров налоговой

полиции 64

§2. Влияние профессионального самообразования на объективные и субъективные показатели эффективности деятельности офицера

налоговой полиции 76

§3. Управление самообразованием офицера налоговой полиции в ходе

профессиональной подготовки 89

Выводы по второй главе 107

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110

ЛИТЕРАТУРА 114

ПРИЛОЖЕНИЯ 134

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования

Процесс коренных реформ, развернувшийся в современном российском обществе, выдвигает перед офицерским составом налоговой полиции качественно новые задачи, значимость которых возрастает в связи с противоречивым характером становления новых экономических отношений в России. Это обусловливает повышение эффективности профессиональной деятельности современного офицера налоговой полиции. Основным звеном в решении этой задачи является сам офицер, его профессионализм, личностные и индивидуальные качества.

Важность личностного подхода в решении выдвинутой проблемы отмечена в Законе о налоговой полиции, сформулирована в Кодексе чести офицера налоговой полиции. Здесь приведены основные требования к личности офицера, среди которых на первом месте - высокая профессиональная компетентность, организаторские и деловые способности.

В то же время практика показывает, что существующие формы подготовки специалиста не могут в достаточной степени охватить тот большой круг задач, которые встают перед офицерским составом. В этих условиях особая роль отводится процессу профессионального самосовершенствования, который заключается в активизации работы офицера над собой, позволяет актуализировать личные усилия и резервы в достижении целей профессиональной деятельности. Так, 86,4% опрошенных офицеров отмечают, что постоянно занимаются самосовершенствованием, 69,7% - отмечают, что именно личные усилия в саморазвитии и самосовершенствовании способствовали их успешной карьере1.

В общем процессе профессионального самосовершенствования выделяется основная ее составляющая - профессиональное самообразование, которое предусматривает интеграцию в личности офицера целой системы гражданских, социально-психологических и узкопрофессиональных качеств. Эффективность данной интеграции во многом определяется владением специалистом средствами и способами профессионального самообразования, направленностью личности офицера на постоянное повышение своей квалификации, сформированностью мотивации профессионального самосовершенствования.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, потребностями развития общества, самих органов налоговой полиции в формировании грамотного профессионального корпуса офицеров, а с другой стороны - стремлением самих офицеров к достижению вершин профессионализма.

Состояние разработанности проблемы исследования

Самообразование как важнейшая составляющая часть более общего процесса самосовершенствования является предметом изучения представителей различных наук: философии, психологии, педагогики, социологии и др. Вопросы профессионального самосовершенствования, самообразования, их взаимосвязь с эффективностью, результативностью профессиональной деятельности достаточно глубоко изучались отечественными и зарубежными исследователями. Выделены различные аспекты данной проблемы. Влияние операционной сферы субъекта деятельности на эффективность профессиональной деятельности рассматривалось в исследованиях Т.И.Артемьевой, С.Г.Геллерштейна, Д.Н.Завалишиной, Е.П.Ильина, Н.П.Нечаева, В.Д.Шадрикова и др. Развитию мотивационной сферы в процессе профессионального развития личности уделяется большое внимание в работах Б.Г.Ананьева, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича, В.И.Ковалева, Е.А.Климова, В.Э.Мильмана и др.

Особую значимость для настоящего исследования представляют работы Б.Г.Ананьева, В.А.Бодрова, Е.М.Борисовой, А.А.Деркача, М.И.Дьяченко, Л.Ф.Железняка, В.Г.Зазыкина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Ю.П.Поваренкова, А.В.Сухарева, в которых рассматриваются проблемы активности личности в достижении высоких результатов профессиональной деятельности.

Вместе с тем можно констатировать недостаточную разработанность данной проблематики в конкретных условиях профессиональной деятельности офицера налоговой полиции. В первую очередь это касается изучения влияния профессионального самообразования на эффективность профессиональной деятельности.

Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.

Объектом исследования выступает профессиональная деятельность офицера налоговой полиции.

Предмет исследования - процесс самообразования как фактор эффективности профессиональной деятельности офицера налоговой полиции.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущности и содержания профессионального самообразования, путей его оптимизации и влияния на эффективность профессиональной деятельности офицера налоговой полиции.

Гипотеза исследования

Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой полиции предполагает в качестве основного условия постоянное самообразование профессионала. Профессиональное самообразование, будучи производной от основной профессиональной деятельности, оказывает влияние как на объективные, так и на субъективные показатели эффективности профессиональной деятельности.

В ходе профессионального развития меняется функционал самообразования от репродуктивных функций (самостоятельное изучение сложившихся норм, приемов, способов профессиональной деятельности и т.д.) до продуктивных (самопроектирование, самостоятельный поиск неизвестных профессиональных решений, проблем профессиональной деятельности, разработка самостоятельных проектов и т. д.).

Эффективным средством повышения успешности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции может выступать целенаправленное управление процессом профессионального самообразования, включающее овладение офицером в период профессиональной подготовки пси-холого-акмеологическими приемами и техниками профессионального самосовершенствования и саморазвития.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

Раскрытие психологических особенностей профессиональной деятельности офицера налоговой полиции, показателей ее эффективности и в этом контексте определение сущности и содержания самообразования;

Выявление особенностей влияния самообразования на профессиональную деятельность офицера налоговой полиции;

Разработка и апробация способов психолого-педагогического воздействия на процесс самообразования с целью его оптимизации.

Методологическую основу исследования составили положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); философские, психологические, педагогические теории развития личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,

А.С.Макаренко, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи развивающего обучения (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский,

В.В.Давыдов и др.); акмеологические концепции целостного развития личности в зрелом возрасте (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.); теоретико-практические подходы к проблеме непрерывного образования (Г.Л.Ильин, Н.Б.Ковалева, М.В.Кларин, Ю.Н.Кулюткин и др.).

Диссертация выполнена в русле психолого-акмеологических исследований (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, П.А.Корчемный, Н.В.Кузьмина, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, А.Ю.Панасюк, Ю.В.Синягин, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и др.). Методологические подходы к технике и методике эмпирического исследования строились на основе анализа работ А.Я.Анцупова, А.В.Барабанщикова, Г.А.Волковицкого, К.М.Гуревича, Ю.А.Елбаева, Л.Ф.Железняка, Е.А.Климова, А.К.Марковой, В.В.Столина, Б.Я.Шведина и др.

В исследовании использовались следующие методы: изучение литературных источников отечественных и зарубежных авторов, ретроспективный анализ профессиональной деятельности государственных служащих, анализ документов, анкетирование, опрос, экспертная оценка, наблюдение, анализ независимых характеристик, констатирующий и формирующий эксперименты.

Эмпирическая база и этапы исследования: период работы над темой диссертационного исследования охватывает пятилетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. В исследовании приняли участие: офицеры налоговой полиции (178 чел.), слушатели курсов переподготовки офицеров налоговой полиции (64 чел.). В качестве экспертов выступали руководители органов налоговой полиции (22 чел.).

На первом этапе исследования (1994-1995гг.) была изучена философская, социально-психологическая, акмеологическая литература по

проблеме исследования, разработана теоретико-методологическая основа реализации психолого-акмеологического подхода в решении поставленных задач.

На втором этапе (1995-1996) продолжалось изучение литературы; были разработаны и апробированы формы и методы констатирующего эксперимента, исследованы формы и способы самообразования офицеров, уровни освоения профессионального мастерства, проанализированы критерии и показатели эффективности деятельности офицера налоговой полиции.

На третьем этапе исследования (1997-1998) осуществлялась разработка и экспериментальная апробация программы формирующего эксперимента и методики исследовательской работы, проводился анализ и обобщение полученного научного материала.

На четвертом этапе (1998-1999) проведено обобщение полученных данных и результатов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, разработка практических рекомендаций.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

Доказательно представлено, что профессиональное самообразование выступает важнейшей составляющей, обеспечивающей эффективную профессиональную деятельность сотрудника налоговой полиции и оказывает значимое влияние на такие объективные и субъективные показатели ее эффективности, как: временные параметры; качественные показатели; количественные показатели; удовлетворенность профессиональной деятельностью; заинтересованность профессиональной деятельностью. При этом профессиональное самообразование представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования основной профессиональной деятельности.

Выявлены динамические характеристики самообразования на различных этапах профессионального развития личности офицера налоговой полиции. Показано, что по своему содержанию профессиональное самообразование может выполнять как адаптивную (приспособительную), так и продуктивную (творческую) функции. Так, в ходе адаптационного периода профессиональное самообразование выполняет адаптационные функции, которые направлены на достижение конкретного результата в заданных условиях профессиональной деятельности. В дальнейшем профессиональное самообразование обеспечивает продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность офицера (этап стабильного функционирования специалиста) или профессиональное творчество (этап специалиста - новатора).

Обоснованы методы воздействия на процесс профессионального самообразования офицера налоговой полиции. Эмпирически доказано, что целенаправленное управление процессом профессионального самообразования, включающее овладение офицером в период профессиональной подготовки психолого-акмеологическими приемами и техниками профессионального самосовершенствования и саморазвития, обучение личности осознанной работе с методами, методиками, методическими приемами самообразования; развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование индивидуальной самодиагностики выступает эффективным средством повышения успешности профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции.

В целом полученные в настоящем исследовании результаты выступили теоретической основой разработки практических рекомендаций для офицеров налоговой полиции по совершенствованию процесса их самообразования в профессиональной деятельности и процессе переподготовки.

Практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования, обобщений и выводов о содержании процесса самообразования, его структуре, особенностях на различных этапах профессионализации офицера налоговой полиции могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки государственных служащих.

Полученные данные исследования могут быть использованы образовательными органами подготовки и переподготовки офицеров налоговой полиции при определении содержания специальных тем, связанных с организацией процессов самообразования и саморазвития специалистов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа, а также экспертной оценкой ведущих специалистов, практической апробацией полученных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе формирующего эксперимента, так и непосредственно в профессиональной деятельности государственных служащих. Практические результаты внедрены в систему государственной и специальной подготовки офицеров налоговой полиции. Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на семинаре кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, учебно-методических сборах офицеров налоговой полиции, семинарах руководящих работников налоговой полиции, различных научно-практических конференциях (Москва, 1997-1999гг.; Краснодар, 1998 и др.).

Результаты проведенной работы использовались при диагностике развития навыков общения офицеров налоговой полиции г.Москвы с последующим анализом и рекомендациями по оценке их управленческого потенциала.

Материалы исследования составили основу спецкурса «Профессио- f нальное самообразование и эффективность профессиональной деятельности офицера налоговой полиции» (20 час).

На защиту выносятся следующие положения

Целенаправленная систематическая деятельность, управляемая самой личностью и ориентированная на совершенствование основной профессиональной деятельности, включает профессиональное самообразование как важнейшую составляющую, обеспечивающую эффективную профессиональную деятельность сотрудника налоговой полиции и оказывающую значимое влияние как на объективные, так и субъективные показатели ее эффективности.

В ходе адаптационного периода профессиональной деятельности самообразование выполняет адаптационные функции, которые направлены на достижение конкретного результата в заданных условиях профессиональной деятельности. В дальнейшем профессиональное самообразование обеспечивает продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность офицера (этап стабильного функционирования специалиста) или профессиональное творчество (этап специалиста - новатора) результатами которого выступают: формирование психических новообразований (мотивы, знания, навыки, умения, новые смыслы профессиональной деятельности и т.д.); возникновение профессиональных задач, инициирующих начало новых актов продуктивной активности личности.

Особенностями влияния самообразования на эффективность профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции на этапе адаптации к профессиональной деятельности являются: осуществление самообразования в виде предписаний; самостоятельное изучение сложившейся деятельности путем анализа действий и операций. На этапе стабильного функционирования: ориентированность содержания профессионального самообразования на обеспечение устойчивости профессиональной деятельности через самостоятельный поиск причин ошибок в деятельности, самостоятельный поиск неизвестных профессиональных решений, самостоятельное овладение новыми техниками и приемами профессиональной деятельности. На этапе новаторства самообразование имеет аналитико-проектный характер и реализуется в виде самостоятельного поиска неизвестных решений проблем профессиональной деятельности, разработки самостоятельных проектов, самостоятельного анализа и овладения новыми видами профессиональной деятельности, самопроектирования, построения и реализации сценария профессиональной жизни.

Оптимизация процесса самообразования офицера налоговой полиции может быть обеспечена на основе методики профессионального тренинга, выступающей в качестве базового компонента средств формирующего воздействия на самообразование офицера налоговой полиции. Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложения.


Александр Лычковский
Борисом Петруниным
Виктора Черкесова
Подобный материал:
  • , 1922.75kb.
  • Министерство внутренних дел российской федерации государственная противопожарная служба , 2170.78kb.
  • Министерство внутренних дел российской федерации федеральное государственное образовательное , 335.83kb.
  • Реестр лицензирования мчс россии по состоянию на 2 августа 2011 , 18614.05kb.
  • Министерство внутренних дел российской федерации государственная противопожарная служба , 3056.04kb.
  • Реестр лицензирования мчс россии по состоянию на 26 мая 2011 г. Деятельность по тушению , 19268.35kb.
  • Реестр лицензирования мчс россии по состоянию на 24 января 2011 г. Деятельность , 21665.4kb.
  • Реестр лицензирования мчс россии по состоянию на 28 апреля 2011 г. Деятельность , 20138.24kb.
  • Министерство внутренних дел российской федерации главный военный клинический госпиталь , 1637.93kb.
  • Мчс россии по состоянию на 28 октября 2011 г. Деятельность по тушению пожаров в населенных , 17273.26kb.
^

Начальник Департамента экономической безопасности

Шалаков Юрий Андреевич

Генерал-майор милиции.

В 1982-1984 годах проходил срочную службу в Вооруженных Силах, в офицерском звании служил в Туркестанском военном округе на границе с Афганистаном.

Имеет два высших образования. Кандидат психологических наук.

Свою трудовую деятельность начал на Красноярском металлургическом заводе. После службы в армии поступил на службу в органы внутренних дел, где работал с 1985 по 1994 год на различных должностях – от оперуполномоченного уголовного розыска до заместителя начальника управления оперативно-технических мероприятий УВД Красноярского крайисполкома.

В 1994 году перешёл на службу в налоговую полицию Красноярского края, где возглавил самостоятельное подразделение. Через пять лет он уже занимал должность первого заместителя начальника управления.

В 1996 году, когда Юрий Шалаков занимал должность заместителя начальника УФСНП, затем - и.о. начальника УФСНП по Красноярскому краю под началом у Александра Лычковского , генерал-лейтенанта, начальника УФСНП по Красноярскому краю, советника губернатора, секретаря Совета безопасности края. В это время произошло громкое убийство журналиста «Сегодняшней газеты» Вадима Алферьева, который неоднократно писал о войне вокруг Красноярского алюминиевого комбината и связанных с ним представителей власти. В результате дело возобновлялось 5 раз, однако так и не было доведено до суда. Впрочем, в дальнейшем Юрий Шалаков был задержан на 10 суток в связи с этим делом.

В 1999 году Юрий Шалаков получил назначение в Ивановскую область, где возглавил региональное управление Федеральной службы налоговой полиции, в том же году ему было присвоено звание «генерал-майор полиции».

В 2000 году Юрий Шалаков во время отпуска в Красноярске был задержан в связи с возобновлением расследования уголовного дела по гибели Вадима Алферьева. Однако через 10 суток был отпущен.

Весной 2003 года согласно Указу Президента России Владимира Путина Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. На её базе был создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, где Юрий Шалаков возглавил Управление государственного комитета (с весны 2004 года - Федеральной службы) по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Ивановской области. В этой должности работал до 2005 года.

3 июня был назначен начальником 9-го департамента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в состав которого входят несколько управлений, в том числе криминалистическое и спецназа.

С 2007 по 2008 годы работал первым заместителем начальника Департамента экономической безопасности МВД России.

В феврале 2008 года Указом Президента РФ назначен начальником Департамента экономической безопасности МВД России.

Женат. Сын - офицер вооружённых сил (2004)

^ Политические и бизнес-связи

Середина 1990-х годов в Красноярском крае характеризовалась борьбой за крупные предприятия, расположенные в регионе (прежде всего – КрАЗ), что находило свой отклик во взаимоотношениях между бизнесом и властными структурами. Расследование убийства Вадима Алферьева носило чисто политический характер. Это ясно уже хотя бы из того обстоятельства, что его возобновляли несколько раз, а наиболее активные действия в 2000 году произошли как раз во время передела собственности на КрАЗе – в начале апреля было объявлено о возбуждении уголовного дела против Анатолия Быкова , известного красноярского предпринимателя и совладельца Красноярского алюминиевого завода.

Расследование проводила группа московских следователей по главе с первым замминистра МВД Владимиром Колесниковым. Основной целью его действий, по всей видимости, было не расследовать экономические преступления в Красноярском крае, а найти компромат на Анатолия Быкова, который в дальнейшем и был использован. После этого расследования в середине 2000 года Владимир Колесников перешел на работу в Генеральную прокуратуру.

В деле, кроме Юрия Шалакова, фигурировали ^ Александр Лычковский , в 1996 году начальник Шалакова, Владимир Шахов , его подчиненный и начальник Красноярского городского отдела налоговой полиции, а также Геннадий Дружинин , один из наиболее влиятельных бизнесменов того периода в Красноярском крае, был главой совета директоров КрАЗа, генеральным директором, партнером Анатолия Быкова. Кроме того, во время следствия неоднократно всплывало и имя Александра Усса, председателя Заксобрания Красноярского края, известного своими тесными связями с бизнес-сообществом и криминальными связями 27 .

В свою очередь можно проследить и связь между Юрием Шалаковым и ^ Борисом Петруниным , бывшим начальником Управления внутренних дел по Красноярскому краю, который также лоббировал интересы Анатолия Быкова.

Летом 2007 года началась очередная экспансия людей ^ Виктора Черкесова в систему МВД. Так, бывшего руководящего сотрудника наркоконтроля Сергея Деревянко назначили замом начальника Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД с присвоением милицейского звания генерал-майор. 30 июня Юрий Шалаков стал первым замом начальника Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ. ДЭБ МВД - это ключевой департамент, и в борьбе за него Виктор Черкесов переиграл Игоря Сечина .