Как запитать ноутбук в автомобиле. Самостоятельная диагностика авто через ноутбук

Не всегда автономная работа ноутбука предполагает полную оторванность от цивилизации. Очень часто такая работа происходит вблизи автомобиля (ил1 же прямо в нем) Возникает вопрос: если в автомобиле есть аккумулятор, то нельзя ли заставить ноутбук работать от него? Тем более, что автомобиль может быть заведенным, и аккумулятор будет "подпитываться" от генератора. Ведь тогда мы получаем практически неограниченный источник энергии (во всяком случае, до тех пор, пока не закончится бензин).

Действительно, подобные устройства существуют, причем сразу в нескольких вариантах. Ведь по каким параметрам различаются устройства питание ноутбука? Во-первых, это напряжение. Во-вторых, сила тока. И, наконец, форма и размеры штекера (коннектора), вставляемого в ноутбук. Исходя из того, различаются и решения.


Первый вариант мало распространен, но для некоторых владельцев ноут-буков все же возможен. Это специальный адаптер, подходящий к кон-кретному мобильному компьютеру — и только к нему. Подключив его в гнездо прикуривателя, вы получаете нужное, заранее заданное постоянное напряжение и нужную силу тока. А тип и размеры коннектора подходят только к данному ноутбуку. То есть, подключить другой ноутбук к такому адаптеру не получится. Не подойдет коннектор, будут различаться и на-пряжение с силой тока.

Подобных преобразователей существует не так много. Да и разыскать их не так-то просто, поскольку продавцы, как правило, предпочитают более уни-версальные (а значит, более продаваемые) решения. И такие решения, ко-нечно, есть.

Если описанный адаптер имеет на выходе заранее заданное напряжение и силу тока, то универсальные питающие устройства могут их варьировать в достаточно широких пределах. Значение получаемого напряжения может выставляться либо перемычками, либо шаговым реостатом. Вставив пере-мычку в гнездо с надписью 15 В. вы получаете на выходе эти самые 15 В, а сила тока регулируется автоматически в зависимости от входного сопротив-ления ноутбука. Впрочем, некоторые подобные устройства не имеют пере-мычек. В этом случае и сила тока, и напряжение выставляются автоматиче-ски самим преобразователем.

В комплект входит несколько типов заменяемых разъемов, обычно от пяти до восьми, которые (по уверениям производителей) подходят к 85% сущест-вующих ноутбуков. Цифра в 85% у меня вызывает большие сомнения, но все же шанс, что один из разъемов подойдет к вашему ноутбуку, довольно велик. Естественно, при покупке такого устройства нужно обязательно по-пробовать его коннекторы на совместимость. На глаз определить совпадение размеров практически невозможно.

Из минусов преобразователей DC/DC (т. е. из постоянно тока в постоян-ный же) можно отметить универсальность только в отношении ноутбуков. Если вам нужно в полевых условиях подключать к аккумулятору автомобиля только портативный компьютер, тогда все в порядке, подобный адаптер вас устроит. Но если есть необходимость подключения еще какого-нибудь уст-ройства, то имеет смысл обратить внимание на преобразователи DC/AC, т. е. из постоянного тока в переменный.

Это действительно универсальные устройства. Подключив такой адаптер к аккумулятору автомобиля (либо через прикуриватель, либо напрямую на клеммы аккумулятора), вы получаете на выходе стандартные 220 В. Далее дело ваше: можете "запитать" ноутбук (включив его блок питания в розет-ку адаптера), либо заряжать сотовый телефон, а можете подключить обыч-ный телевизор или, к примеру, принтер. При соответствующей выходной мощности вы можете даже иметь работающий глубинный насос у себя на даче, даже в случае отсутствия электросети.




Различаются такие адаптеры мощностью. В таблице показаны основные усредненные характеристики преобразователей постоянного тока в пере-менный.

Параметры

Значения

Выходная мощ-ность. Вт

50

80

100

150

300 500 1000 12

00 1800 2500

Входное напря-жение, В

12 или 24

Выходное напря-жение, В

115

100/115/220/230/240

Пиковая мощ-ность, Вт

100

150

200

300

600 1000 2000 24

00 3500 5000

Частота, Гц

50 или 60

Форма выходного сигнала

Модифицированная синусоидная волна

Потребляемый ток без нагрузки, А

0,1

0,1

0,1

0.2

0,4 0.6 0.8 1

0 2,0 2,5

Эффективность

90%

Максимальный ток, А

10

10

20

20

30 3072 3073 30

74 3076 4078

Средний вес адаптера, кг

0,28

0,28

0,45

0,48

0.8 1,1 1,95 2

4 4,2 6.0

Сигнализация разряда аккуму-лятора

Есть

Защита от пере-грузки

Есть

Защита от непра-вильной полярно-сти

Есть

Принудительное охлаждение

Нет

Есть

Подключение напрямую к акку-мулятору

Нет

Есть

Подключение к прикуривателю

Есть

Нет


Как можно видеть из этой таблицы, все подобные адаптеры имеют сигнали-зацию разряда аккумуляторной батареи. При понижении ее заряда до 10,2— 10.5 В они начинают издавать звуковой сигнал. При дальнейшем пониже-нии напряжения преобразователь автоматически отключается (около 10 В).

Под принудительным охлаждением понимается встроенный вентилятор. Ес-тественно, что при работе адаптер нагревается. Но если для маломощных это не столь существенно (нагрев слишком мал), то, начиная с 300-ватных, нагрев превращается в проблему. Поэтому все мощные преобразователи имеют встроенный вентилятор, который охлаждает их во время работы. Корпуса же у всех подобных устройств сделаны в форме радиатора, чтобы способствовать лучшему охлаждению.

Также все мощные адаптеры не имеют разъема, вставляемого в гнездо при-куривателя. При повышенной силе тока (и, соответственно, повышенной мощности) гнездо предохранителя, как и предохранитель, просто расплавится. Поэтому такие устройства повышенной мощности подключаются напря-мую к аккумулятору автомобиля. Исключение составляют 300-ватныс пре-образователи. Если мощность подключаемого устройства не превышает 150—180 Вт, то можно подключить адаптер к гнезду прикуривателя, если выше, то только на клеммы аккумулятора.

У всех типов преобразователей существует одно ограничение: вы можете работать с ним либо от аккумулятора (двигатель автомобиля не работает), либо от генератора (автомобиль заведен). Во время же включения зажигания адаптер необходимо выключать, т. к. повышенные токи могут вывести его из строя (либо сжечь предохранитель).

Резюме

* Существует несколько видов адаптеров, через которые ноутбук можно подключить к аккумулятору автомобиля.

* Если есть возможность, то можно приобрести преобразователь DC/DC именно к вашему ноутбуку. В этом случае кроме конкретного мобиль-ного компьютера подключить ничего не удастся.

* Существуют универсальные DC/DC адаптеры, в которых есть возмож-ность выбора выходного напряжения и силы тока, а также подбора разъ-ема для подключения.

* Самым универсальным устройством такого рода можно признать DC/AC преобразователь. На выходе у него получаются стандартные 220 В, т. с. к розетке можно подключить любое устройство, работающее от стандарт-ной электросети.

Немного истории

Компьютерная диагностика автомобилей имеет уже вполне солидную историю, превышающую 35-и летний период: в 1980 г. «Дженерал Моторс» на коммерческой основе внедрила в технологию производства диагностический интерфейс ALDL для отслеживания состояния всех систем автомобиля, а также протокол ECM, применявшийся для диагност-тестов управляющих модулей двигательного агрегата.

Cadillac Fleetwood 9th generation. Взял тут: drive2.ru/r/cadillac/935054/

В начале 90-х в Соединенных Штатах был создан универсальный диагностический протокол для автотранспорта, использующийся по сей день: OBD (On Board Diagnostic – диагностика бортового оборудования), и с 1996 г. его усовершенствованная версия OBD-2 стала технологически обязательной для машин США и Канады.

С 2000 г. европейский вариант этого протокола (EOBD), Директивой ЕС (98/69) был внедрен в производимые и продающиеся авто Евросоюза на обязательной основе для бензинового транспорта, а с 2004 г. для дизельного.

Собственную версию протокола (JOBD) в 2003 г. для всех своих машин внедрила и Япония.

То есть, сейчас, обобщенно говоря, подавляющая часть даже очень возрастных авто (до 20-и лет) адаптированы к системе компьютерной диагностики. А по указанным историческим вехам вы можете предполагать наличие или отсутствие данной адаптации в той или иной конкретной машине.

Электронный блок управления

Современный автотранспорт оснащается электронным мозгом, который объединяет диагностические датчики и модули управления всех систем и подсистем машины, посредством которых можно отслеживать текущее состояние, делать прогнозы работоспособности, регулировать различные технические параметры и устранять некоторые неполадки.

Называется такой центр ЭБУ (электронный блок управления) и для техмониторинга или внесения каких-либо изменений и исправлений в автосистему к нему подключается внешний диагностический интерфейс.


Что он из себя представляет?

Обычно это связка из специального контроллера (спецификатора протокола OBD-2), какого-либо процессора для обработки данных, специального софта и средств соединения всего этого. Сейчас я объясню вам более русским языком что тут к чему, представив общую принципиальную схему:

  • ЭБУ машины обязательно имеет внешний выход-разъем, к которому подсоединяется ключевой для подобной диагностики элемент – OBD-адаптер (сканер), который преобразует и унифицирует поток данных от контроллера ЭБУ для того, чтобы их могли считывать внешние подключаемые устройства.
  • В качестве процессора обработки данных могут выступать различные диагностические устройства как специального, так и общего назначения: профессиональные сканеры-диагносты, смартфоны, планшеты, ноутбуки и десктопы. Под платформы данных устройств (iOS, Android или Windows) имеются соответствующие диагностические программы.
  • В качестве средств соединения может быть использован обычный компьютерный дата-кабель (с различными переходниками, при необходимости) или беспроводные Wi-Fi и Bluetooth протоколы.

Эта информация дала вам самое общее представление о принципах компьютерной диагностики. Теперь можно разобраться в ней более детально.

Возможности диагностики

Функционально компьютерная диагностика проводит электронную инспекцию систем автомашины и выводит полученные данные в виде графических показателей, а также в виде кодов ошибок, с помощью чего можно исправлять поломки или предупреждать их.


Даже на начальном уровне овладения навыками компьютерной диагностики вам, кроме прочего, будет доступно:

  • Проверка качества проведенного техобслуживания;
  • Более точное планирование автосервисных работ и экономия бюджета;
  • Более точное определение состояния машины ;
  • Самостоятельное определение характера неисправностей при сигнале лампы «Check engine».

Конечно, даже для такого короткого списка возможностей автомобилисту нужны некоторые базовые навыки:

  • Умение работать с компьютером и софтом на уровне обычного пользователя;
  • Базовое представление об электронных и электрических системах авто в привязке к марке/модели;
  • Умение работать с интернет-каталогами и базами DTC-ошибок, чтобы корректно расшифровывать поступившие данные.

Однако, даже если ваши знания совсем небольшие, то все равно вы получите много ценных и понятных любому водителю сведений просто из графических показателей программ. Причем все это можно проделывать совершенно бесплатно в любое время и любом месте, оперативно реагируя в соответствии с полученными данными.

Самостоятельная диагностика авто через ноутбук

Что вам понадобится для диагностики

Теперь давайте рассмотрим то, что вам понадобится для компьютерной диагностики.


Список примерно следующий:

  • Компьютер – в нашем случае это будет обычный ноутбук, но желательно чтобы он имел встроенные или внешние Wi-Fi и Bluetooth модули;
  • Адаптер-спецификатор (сканер) – в нашем случае возьмем самый простой и популярный «Smart Scan Tool» , который ;
  • Специализированный диагностический софт – его очень много и выбор зависит от личных предпочтений, как вариант, можно опробовать несколько программ и выбрать понравившуюся;
  • Интернет-базы с данными по расшифровке выведенных ошибок – в сети их достаточное количество для всех моделей;
  • Интерфейсный (компьютерный) дата-кабель – он может вам понадобиться для прямого подключения к автомобильному порту только, если с Wi-Fi и Bluetooth доступом у вас на ноутбуке будут проблемы.

Ноутбук

Для быстрой экспресс-проверки систем машины в походных условиях более прост и удобен смартфон, а не ноутбук, но только последний позволит водителю овладеть диагностикой на серьезном уровне, с возможностью установки в дальнейшем профессионального диагностического софта.


Требований для самого ноутбука никаких особенных нет, кроме желательного наличия стандартного COM-порта (гнезда разъема RS-232 под дата-кабель) и какого-либо блока беспроводного доступа – лучше всего для этого подходит Bluetooth, а не Wi-Fi, т. к. именно блютуз-доступ имеют большинство популярных сканеров-адаптеров.

Конечно, проверять машину можно и по стационарному ПК, но ноутбук позволяет делать это в ходу, и он просто более удобен как небольшое, но мощное и самодостаточное устройство.

Если в вашем ноутбуке чего-то нет: COM-порта или Bluetooth/Wi-Fi, то проблему решат переходники, а также внешние беспроводные модули. Тут я посоветую не экономить на Bluetooth-адаптере и выбирать устройство из среднеценового сегмента, т. к. бюджетные модели маломощны и часто отказываются видеть сопрягаемые устройства.

Сканер

Сканер-адаптер имеет вид небольшого штекерного прибора, заключающего в себе основную чип-схему, а также блоки разъемов, передачи данных, сигнальную и иногда управляющую панель.

Сканер адаптирует потоки информации от бортового компьютера для их передачи в обычный, где она обрабатывается и выводится в читабельном виде.


Адаптеры бывают разные: некоторые, обычно это профессиональные или полупрофессиональные сервисные и дилерские сканеры, умеют работать только с какими-то конкретными марками авто. К примеру, сканер «Вася-Диагност» (с юмором разработчики оказались;-)) предназначен только для машин концерна «VAG».

Но нам более интересны мультимарочные адаптеры, умеющие работать с множеством марок авто. Тут несомненное первенство, как по универсальности, так и по соотношению цены/качества, держит уже упоминавшийся мной OBD-сканер «Smart Scan Tool» , основу которого составляет чип-схема ELM323/327.

Данный OBD-сканер адаптирован под практически все современные автомобили, возрастом до 20-и лет (начиная от 1996 г. выпуска). «Smart Scan Tool» продается по цене в районе 30 долларов и дает возможность ведения мониторинга в реальном времени со всех датчиков, фиксирования и исправления ошибок, а также настройки под себя всей системы машины.

На этом видео вы можете посмотреть работу с OBD-сканером ELM-327:

Программы

Программное обеспечение обычно поставляется вместе с адаптером, но его можно скачать и в интернете.

Функционал программ может быть очень разный. Вот некоторая часть того, что есть в большинстве приложений, для общего представления:

  • Выведение на экран базовых параметров и условий работы всех систем автомобиля;
  • Считывание кодов неисправности;
  • Расшифровка кодов ошибок;
  • Стирание ошибок после устранения их причины;
  • Определение и комментирование статуса ошибок;
  • Ведение всевозможных отчетов, журналов по неисправностям и техобслуживанию.

Как я уже говорил, подобных программ множество.


Вот те, которые снискали у автомобилистов наибольшую популярность:

  • «Uniscan» – это серия софта, применяемая для диагностической проверки практически любых автомобилей основных производителей (США, ЕС, Япония, Корея) возрастом не старше 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.
  • «Мотор-Тестер» – это очень мощная полупрофессиональная программа, с помощью которой можно диагностировать многие автомобили российского производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.).
  • «Vagcom» и «Vag Tool» – две программы для диагностики машин относящихся к т. н. группе VAG (Фольксваген-Ауди-групп). Позволяет работать с такими марками, как Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода и др.

Как диагностировать машину через ноутбук

Все, что необходимо для компьютерной проверки вы уже знаете. Теперь осталось описать саму процедуру.


Вот, что вам нужно делать пошагово:

  1. Подготовьте все необходимое и соберите в машине (ноутбук, сканер).
  2. Включите ноутбук – на нем должна быть установлена одна из программ-автодиагностов.
  3. Найдите диагностический разъем в автомобиле – он может быть в разных местах (по всей приборной панели, а также под капотом), но обычно его располагают в районе рулевой колонки.
  4. Вставьте сканер в разъем и включите его (если требуется) – загорится индикатор подключения;
  5. Проверьте корректность Bluetooth-соединения и выполните сопряжение устройств – загорится индикатор готовности к работе;
  6. Откройте программу автодиагностики и подключите к ней поток данных от автомобиля. Если все корректно, то программа просигнализирует о том, что видит авто и начнет обработку поступающих данных, после чего выведет на экран основные параметры.
  7. Работая с интерфейсом программы задавайте команды на проверку, настройку или исправление того, что вам нужно, считывайте данные.
  8. При необходимости более глубокой проверки, сохраните коды выявленных ошибок в файл и проанализируйте их через какой-либо интернет-ресурс, например, через этот каталог , или через этот сервис .

Сама проверка по базовым параметрам ни у кого не вызовет затруднений, особенно при использовании OBD-сканера ELM327 , но для более глубокой диагностики нужно хорошо изучить возможности программы-автодиагноста и набрать некоторый опыт.

  • Имейте в виду, что длина дата-кабеля при автодиагностике имеет значение – чем она меньше, тем лучше. Зачастую, при длине кабеля в 5 м, сканер не работает или работает некорректно.
  • Перед использованием купленного сканера-адаптера внимательно прочитайте инструкцию по его эксплуатации.
  • При проведении диагностики, подключение и настройку сканера и ноутбука проводите при выключенном зажигании – включайте его уже после всех настроек, т. к. иначе есть риск повреждения бортового компьютера.

Заключение

Прочитав данную ознакомительную статью, вы поняли, что эра простого механического транспорта подходит к своему закату и без компьютерной диагностики полноценное техобслуживание автомобиля невозможно. Хорошая новость тут в том, что подобную проверку практически любой водитель имеет возможность сделать самостоятельно, экономя свои деньги и время.

Может кто-то уже освоил самостоятельную диагностику автомобиля через ноутбук и имеет какой-то практический опыт? Тогда это можно выложить в комментариях блога, за что посетители, уверен, будут признательны автору.

На этом я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Не игнорируйте удобство подписки на блог – с ней вы не пропустите важных и интересных статей. Жмите социальные кнопки: хорошей информации в сети много не бывает, кто-то за нее вам обязательно будет благодарен.

Для тех, кто в течение длительного времени находится в поездках, важно знать, можно ли заряжать ноутбук в машине. Да, выполнять это имеется возможность, нужно лишь знать некоторые тонкости. Процедура осуществляется от прикуривателя, и благодаря этому не нужно ждать, пока техника зарядится от розетки дома.

Как заряжать ноутбук в машине? Этот процесс не будет сложным ни для одного владельца компьютера.

Зарядка от прикуривателя

Автомобильный адаптер для ноутбука считается важной вещью для делового человека, особенно для того, кто постоянно ездит. Техника разряжается в любое время, а розетка есть не везде. Значит, чтобы постоянно иметь доступ к компьютеру, необходимо пользоваться современными средствами.

Как зарядить ноутбук в машине от прикуривателя? Подсоединение к названному источнику будет достаточным для работы вашей техники. Но напряжение устройства равно не 220 В, а меньше. Поэтому нужно пользоваться особым адаптером, который выполняет преобразование напряжения и подачу электрического тока с необходимыми параметрами.

Работающее от электросети, тоже имеет такое устройство. Параметры сети не подходят к типу тока, который требуется блоку питания, поэтому главным его компонентом считается преобразователь. Адаптер имеет схожий принцип работы.

Особенности зарядных устройств

Зарядные устройства отличаются характеристиками. Задняя панель техники содержит информацию о том, какое выходное напряжение подходит для техники. Как правило, этот показатель равен 15-25 Вольт, а сила тока равна 4-5 Ампер. Эту информацию надо учитывать при выборе адаптера.


Блоки питания имеют разные разъемы, поскольку у каждой техники свои виды выходов. Поэтому желательно выбирать устройство родной вашему ноутбуку фирмы-производителя. Другой характеристикой являются свойства прикуривателя. У легковых автомобилей на выходе напряжение равно 10-12 Вольт, а у фуры - 25 В. Зарядные устройства подходят не к каждой технике.

Вредно ли это?

Не все знают, что в автомобиле можно заряжать ноутбук. Машине это не повредит, а вот ноутбуку? Как это действует на технику?

Есть мнение, что не следует подключать переносной компьютер к прикуривателю, поскольку электропитание здесь совсем другое, если сравнивать с обычной электросетью. Это правда, но именно из-за этого применяется адаптер. И если будет выбрано подходящее по всем свойствам устройство, то вы сможете без проблем выполнять зарядку ноутбука при поездках. И в дороге никаких проблем с этим не появится.

Характеристики зарядных устройств

Как заряжать ноутбук в машине, лучше посоветоваться со специалистом. Для этого желательно обратиться в магазины электроники. Там продаются автомобильные блоки питания от разных производителей, подходящих под конкретные виды ноутбуков. Каждая зарядка имеет свои параметры, и перед выпуском в продажу они проходят тестирование.


Продолжим выяснять, как заряжать ноутбук в машине. Для подзарядки необходимо пользоваться автомобильным инвертором - он в машине послужит розеткой на 220 В для вашего ноутбука. Его, в принципе, можно использовать для любой техники. Вообще, адаптер, соединенный с переносным компьютером через прикуриватель, считается самым удобным вариантом подзарядки, так как он мало потребляет энергии и безопасен.

Автономное устройство

Если не совсем понятно, как заряжать ноутбук в машине, то следует ознакомиться с принципом работы адаптера транспорта. Его мощность держится в пределах 150 W. Поэтому необходимо выбирать такое устройство, которое защищено от перегрузки. Зарядка происходит при включенном зажигании, то есть при работающем двигателе, так как при подсоединенном к прикуривателю преобразователе аккумулятор быстро садится.


Приобретать надо автономный адаптер с таким же количеством Вольт и Ампер, как и на блоке питания техники. А еще лучше, как мы уже говорили, купить устройство той же марки, что и компьютер. Процесс его подзарядки длится около 3 часов, тогда как телефон зарядить можно за час.

Покупка

Часто в ассортименте специализированных магазинов можно встретить универсальные устройства, помогающие решить проблему того, как можно зарядить ноутбук в машине. В названном наборе обычно есть от 4 переходников. При покупке надо проверить, есть ли подходящий разъем. Стоимость универсальных устройств находится в пределах от 500 до 2 000 рублей.

Но какой бы адаптер вы ни выбрали, подключается он в одинаковой последовательности - один конец зарядки подсоединяется к прикуривателю, а другой (с подходящим переходником) - к ноутбуку.


Если в магазине отсутствует устройство с подходящим разъемом, то следует обратиться в дилерскую сеть фирмы-производителя своего ноутбука. Но оригинальная зарядка стоит дороже - около 2 000-2 500 рублей.

При выборе обратите внимание на некоторые нюансы:

  • Крепление провода. На участке соединения провода и коннектора должна быть защита. Если она отсутствует, то именно в этом месте провод будет переламываться.
  • Длина провода. Во всех машинах прикуриватель находится в разных местах. Поэтому желательно купить зарядку с длинным проводом, который можно будет регулировать.

Следует учитывать, что у качественных устройств есть особая защита от короткого замыкания. Остальные характеристики не имеют значения, поэтому по внешнему виду, дизайну и весу изделие может быть любое. Если будет куплено подходящее зарядное устройство, то всегда можно заражать ноутбук в машине. Это очень удобно, ведь техника может работать и в пути.

Для питания ноутбука от сети автомобиля необходим адаптер напряжения, поскольку в автмобиле 12 В, а для питания ноутбука обычно требуется 18-19 вольт. Существуют для подключения ноутбука от бортовой сети автомобиля преобразователи напряжения, имеющие достаточно высокую стоимость, от $50 и выше. Описываемый преобразователь будет вам стоить на много меньше. Тем более, что большую часть деталей можно позаимствовать из старого блока питания от компьютера. Сборка времени займет немного.

В качестве ШИМ формирователя преобразователя напряжения используется интегральный таймер КР1006ВИ1, импортный аналог LM555. С его выхода сигнал поступает на ключ, он же полевой транзистор VT1. Частота преобразования определяется конденсатором С1, и при емкости указанной на схеме составляет примерно 40 кГц. Управление скважностью осуществляется через 5 вывод таймера. Некоторые типы импортных аналогов таймера имеют другую схему управления по этому входу и по этому могут работать не корректно. Вместо полевика 45N03 можно применить BUZ11, CEB603, CEP703, NDP406, IRFZ33 и многие другие, с максимальным напряжением не менее 40В, максимальный ток не менее 15А, и корпус ТО-220. VD2 - спаренный диод шоттки с обратным напряжением не менее 40В и максимальным током не менее 15А, в корпусе ТО-220. Например SLB1640, или STPS1545. Диод VD1 - защита от переполюсовки, прямой ток не менее 6А. Вместо транзистора VT2, например КТ315. Стабилитрон VD3 определяет выходное напряжение преобразователя. Одна из самых ответственных деталей - дроссель, намотан на кольце из порошкового железа, диаметром около 27мм, применяемого в компьютерных блоках питания в качестве дросселя групповой стабилизации. Он имеет 21 виток тремя сложенными вместе проводами ПЭВ-1 диаметром 0.75мм. Дроссель индуктивностью около 44 мкГн и сопротивление около 0.1 ом. В качестве корпуса используется металлическая коробка от 50-ваттного электронного трансформатора для питания 12В галогенных ламп освещения. Ее размеры 67х46х30 мм. В этом корпусе вместо двух ключей полумоста, можно удобно разместить полевой транзистор и диод, чтобы прижать их к стенке корпуса для теплоотвода. Транзистора и диод нужно изолировать от корпуса прокладкой из фторопласта или слюды.


КПД этого преобразователя, при выходном токе 3А составляет 95%. При менее жестких режимах КПД может достигать 97%, он сильно зависит от качества дросселя, VT1 и VD2. Впрочем повышение КПД имеет смысл только для снижения выделяемого тепла полевым транзистором, диодом шоттки и дросселем. При указанном КПД, при длительной работе, корпус преобразователя имеет температуру около 45 градусов Цельсия.


Следует обратить особое внимание на качество разъемов, так как через них будет протекать значительный ток. Также провода, особенно идущие к входному разъему от прикуривателя, нужно выбирать сечением более 1.5 кв.мм.

Этот преобразователь в настоящее время используется вместе с ноутбуками Compaq Evo N610c, Compaq Armada M750, а также с несколькими моделями Rover.

По материалам сайта http://prostoshema.ucoz.com/