Что означает наука эмбриология. Научно-технический энциклопедический словарь Что такое эмбриология, что означает и как правильно пишется

Наука биология включает в себя целый рад различных разделов, потому что сложно одной дисциплиной объять все то многообразие живого и изучить всю ту обширную биомассу, что предоставляет нам наша планета.

Каждая наука, в свою очередь, также имеет определенную классификацию разделов, занимающихся решением каких-либо задач. Таким образом, выходит, что все живое находится под неусыпным контролем человека, познается им, сравнивается, изучается и используется в собственных нуждах.

Одной из таких дисциплин является эмбриология, о которой и пойдет дальше речь.

Эмбриология - биологическая наука

Что такое эмбриология? Чем она занимается и что изучает? Эмбриология - это наука, которая исследует часть жизненного цикла живого организма с момента образования зиготы (оплодотворения яйцеклетки) и до самого его рождения. То есть изучает весь процесс эмбрионального развития в подробностях, начиная с многократного дробления оплодотворенной клетки (стадия гаструлы) и до появления на свет готового организма.

Объект и предмет изучения

Объектом изучения данной науки являются эмбрионы (зародыши) следующих организмов:

  1. Растений.
  2. Животных.
  3. Человека.

Предметом изучения эмбриологии являются следующие процессы:

  1. Деление клетки после оплодотворения.
  2. Формирование трех у будущего эмбриона.
  3. Образование целомических полостей.
  4. Формирование симметрии будущего зародыша.
  5. Появление оболочек вокруг эмбриона, принимающих участие в его формировании.
  6. Образование органов и их систем.

Если взглянуть на данной науки, становится более понятно, что такое эмбриология и чем она занимается.

Цели и задачи

Главная цель, которую ставит передсобой данная наука, - дать ответы на вопросы о появлении жизни на нашей планете, о том, как происходит формирование многоклеточного организма, каким законам органической природы подчиняются все процессы образования и развития зародыша, а также о том, какие факторы и как влияют на это формирование.

Для реализации поставленной эмбриология решает следующие задачи:

  1. Подробное изучение процессов прогенеза (формирования мужских и женских половых клеток - овогенез и сперматогенез).
  2. Рассмотрение механизмов образования зиготы и дальнейшего формирования зародыша до самого момента его выхода наружу (вылупления из яйца, икринки или рождения на свет).
  3. Изучение полного клеточного цикла на уровне молекул, с использованием высокоразрешающего современного оборудования.
  4. Рассмотрение и сравнение механизмов работы клетки в норме и при патологических процессах, с целью получения важных данных для медицины.

Решая вышеизложенные задачи и добиваясь поставленной цели, наука эмбриология сумеет продвинуть вперед человечество в понимании природных законов органического мира, а также найти решение многих проблем в медицине, в частности, связанных с бесплодием и деторождением.

История развития

Развитие эмбриологии как науки идет по сложному и тернистому пути. Начиналось все с двух великих ученых-философов всех времен и народов - Аристотеля и Гиппократа. Причем именно на почве эмбриологии они выступили противниками взглядов друг друга.

Так, Гиппократ был сторонником теории, которая просуществовала очень долго, вплоть до XVII века. Она носила название "преформизм", и суть ее заключалась в следующем. Каждый живой организм только увеличивается в размерах с течением времени, но не формирует внутри себя никаких новых структур и органов. Потому что все органы уже в готовом виде, но очень уменьшенном, находятся в мужской или женской половой клетке (здесь сторонники теории точно не определились во взглядах: одни считали, что все-таки в женской, другие, что в мужской клетке). Таким образом, выходит, что эмбрион просто вырастает со всеми готовыми органами, полученными от отца или матери.

Также более поздними сторонниками этой теории были Шарль Бонне, Марчелло Мальпиги и другие.

Аристотель же, напротив, был противником теории преформизма и сторонником теории эпигенеза. Суть ее сводилась к следующему: все органы и структурные элементы живых организмов формируются внутри зародыша постепенно, под влиянием условий окружающей и внутренней среды организма. Сторонниками этой теории были большинство ученых эпохи Возрождения во главе с Карлом Бэром.

Собственно как наука эмбриология сформировалась в XVIII веке. Именно тогда случился ряд гениальных открытий, которые позволили проанализировать и обобщить весь накопленный материал и объединить его в цельную теорию.

  1. 1759 г. описывает наличие и формирование в процессе эмбрионального развития цыпленка зародышевых листков, которые затем дают начало новым структурам и органам.
  2. 1827 г. Карл Бэр открывает яйцеклетку млекопитающих. Также он издает свой труд, в котором описывает поэтапное формирование зародышевых листков и органов из них в процессе развития птиц.
  3. Карл Бэр выявляет сходство в зародышевом строении птиц, пресмыкающихся и млекопитающих, что позволяет ему сделать вывод о единстве происхождения видов, а также сформулировать свое правило (правило Бэра): развитие организмов происходит от общего к частному. То есть изначально все структуры едины, независимо от рода, вида или класса. И лишь с течением времени происходят индивидуальные видовые специализации каждого существа.

После подобных открытий и описаний дисциплина начинает набирать обороты в развитии. Формируется эмбриология позвоночных и беспозвоночных животных, растений, а также человека.

Современная эмбриология

На современном этапе развития главной задачей эмбриология видит вскрытие сущности механизмов дифференцировки клеток в многоклеточных организмах, выявление особенностей влияния различных реагентов на развитие эмбриона. Также большое внимание уделяется изучению механизмов возникновения патологий и их влияния на развитие зародыша.

Достижениями современной науки, позволяющими более полно раскрыть вопрос о том, что такое эмбриология, являются следующие:

  1. Д. П. Филатов определил механизмы взаимного влияния клеточных структур друг на друга в процессе эмбрионального развития, связал данные эмбриологии с теоретическим материалом эволюционного учения.
  2. Северцов развил учение о рекапитуляции, суть которой заключается в том, что онтогенез повторяет филогенез.
  3. П. П. Иванов создает теорию ларвальных сегментов тела у первичноротых животных.
  4. Светлов формулирует положения, осветившие самые сложные, критические моменты эмбриогенеза.

На этом современная эмбриология не останавливается и продолжает изучать и открывать все новые закономерности и механизмы цитогенетических основ клетки.

Связь с другими науками

Основы эмбриологии тесно связаны с другими науками. Ведь только комплексное использование теоретических данных всех смежных с ней дисциплин позволяет получать действительно ценные результаты и делать важные выводы.

Со следующими науками тесно связана эмбриология:

  • гистология;
  • цитология;
  • генетика;
  • биохимия;
  • молекулярная биология;
  • анатомия;
  • физиология;
  • медицина.

Данные эмбриологии являются важными основами для перечисленных наук, и наоборот. То есть связь двусторонняя, взаимная.

Классификация разделов эмбриологии

Эмбриология - наука, изучающая не только формирование самого эмбриона, но также закладку всех его структур и предшествующее его образованию происхождение половых клеток. Кроме того, в область ее изучения входят и физико-химические факторы, оказывающие влияние на плод. Поэтому такой большой теоретический объем материала позволил сформироваться нескольким разделам данной науки:

  1. Общая эмбриология.
  2. Экспериментальная.
  3. Сравнительная.
  4. Экологическая.
  5. Онтогенетика.

Методы изучения науки

У эмбриологии, как и у других наук, есть свои методы изучения разных вопросов.

  1. Микроскопия (электронная, световая).
  2. Метод окрашенных структур.
  3. Прижизненное наблюдение (отслеживание морфогенетических движений).
  4. Применение гистохимии.
  5. Введение радиоактивных изотопов.
  6. Препарация частей зародыша.

Изучение эмбриона человека

Эмбриология человека является одним из наиболее важных разделов этой науки, так как благодаря многим результатам ее исследований людям удалось решить множество медицинских проблем.

Что конкретно изучает данная дисциплина?

  1. Полный поэтапный процесс образования зародыша у человека, который включает в себя несколько основных стадий - дробление, гаструляция, гистогенез и органогенез.
  2. Формирование различных патологий во время эмбриогенеза и причины их появления.
  3. Влияние физико-химических факторов на эмбрион человека.
  4. Возможности создания искусственных условий для образования зародышей и введение химических агентов для наблюдения за реакциями на них.

Значение науки

Эмбриология дает возможность узнать такие особенности формирования эмбрионов, как:

  • сроки образования органов и их систем из зародышевых листков;
  • самые критические моменты онтогенеза эмбриона;
  • что влияет на их формирование и как можно этим управлять для нужд человека.

Ее исследования совместно с данными других наук позволяют человечеству решать важные задачи общечеловеческого медицинского, а также ветеринарного плана.

Роль дисциплины для людей

Что такое эмбриология для человека? Что она ему дает? Зачем необходимо ее развитие и изучение?

Во-первых, эмбриология изучает и позволяет решать современные проблемы оплодотворения и образования зародышей. Поэтому сегодня разработаны методы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и так далее.

Во-вторых, методы эмбриологии позволяют спрогнозировать все возможные аномалии плода и предотвратить их.

В-третьих, эмбриологи могут сформулировать и применить положения о профилактических мерах по выкидышам и внематочным беременностям и осуществлять контроль над беременными.

Это далеко не все плюсы рассмотренной дисциплины для человека. Она является интенсивно развивающейся наукой, будущее которой еще впереди.

ЭМБРИОЛОГИЯ (греческий embryon утробный плод, зародыш + logos учение) - наука о закономерностях эмбрионального развития организма. Эмбриология человека и живородящих животных изучает период внутриутробного развития организма. Эмбриология яйцекладущих - период развития до вылупления из яйца; Эмбриология амфибий - период развития, заканчивающийся метаморфозом (см.). Выделяют также эмбриологию растений. В настоящее время эмбриология человека и животных изучает не только период внутриутробного развития, но и период постнатального развития, в котором продолжаются процессы гистогенеза, органогенеза и формообразования (например, формирование половой системы).

Вместо термина «эмбриология» предлагались как бы более отвечающие содержанию науки названия «онтогенетика», «механика развития», «динамика развития», «физиология развития» и др. Однако до настоящего времени по-прежнему используется термин «эмбриология».

Предметом эмбриологии животных и человека фактически является изучение всех процессов, происходящих в организме в ходе его развития, включая периоды прогенеза, оплодотворения (см.), эмбрионального развития (см.), плодного развития (см. Плод), а также постнатальный период.

Эмбриология исследует как общие закономерности филогенеза, проявляющиеся в развитии всех многоклеточных животных (от губок и кишечнополостных до позвоночных и человека), так и особенности онтогенетического развития человека и представителей, отдельных типов, классов и видов животных. Изучение развития целостного организма осуществляется путем анализа процесса развития (как целого организма, так и его частей) на разных уровнях; при этом прослеживается формирование органов и систем, изменения тканевых, клеточных и субклеточных структур. Главным теоретическим базисом Э. является биогенетический закон (см.).

Процесс индивидуального развития человека рассматривается как исторически (филогенетически) обусловленный процесс. Определенная последовательность основных этапов эмбрионального развития повторяется у всех многоклеточных животных. Так, формирование осевого комплекса зачатков, хорды, нервной трубки, образование жаберных карманов свидетельствуют об общности происхождения человека и хордовых животных; сегментация и дифференцировка мезодермы, образование у зародыша человека первоначально хрящевого, а затем костного скелета отражают эволюционные изменения скелета в ряду позвоночных; желточный мешок, амнион, аллантоис унаследованы человеком от рептилий; образование плаценты характерно для человека и плацентарных млекопитающих; мощное развитие трофобласта и раннее обособление внезародышевой мезодермы наблюдаются у зародышей человека и человекообразных обезьян. Однако особо раннее развитие и специализация внезародышевой мезодермы, наиболее позднее замыкание переднего конца нервной трубки и ряд других особенностей эмбриогенеза наблюдаются только у человека.

Основоположниками эмбриологии считают Гиппократа и Аристотеля (4 века до нашей эры). Гиппократ и его последователи утверждали предсуществование в отцовском и материнском «семени» всех частей будущего плода (см. Преформизм), то есть процесс развития сводился лишь к количественным изменениям (рост без дифференцировки). Этому взгляду противостояло более прогрессивное учение Аристотеля о последовательном формировании органов в процессе эмбриогенеза (см. Эпигенез). В 1600- 1604 годы Фабриций дал подробное для своего времени описание развития зародыша человека и курицы. Фундаментом для выделения Э. как науки явилась работа У. Гарвея «Исследования о зарождении животных» (1651), в которой яйцо впервые рассматривалось как источник развития всех животных. При этом У. Гарвей, как и Аристотель, считал, что развитие позвоночных происходит в основном путем эпигенеза, утверждая, что ни одна часть будущего плода «не существует в яйце актуально, но все части находятся в нем потенциально». М. Мальпиги (1672), обнаруживший с помощью микроскопа органы зародыша цыпленка на ранних стадиях его развития, примкнул к преформистским представлениям, которые господствовали в науке почти до середины 18 века К. Ф. Вольф в работах «Теория зарождения» (1759) и «Об образовании кишечника у цыпленка» (1768-1769) убедительно доказал, что рост зародыша - это процесс развития. Опровергнув преформистские представления, он залложил основы эмбриологии как науки о развитии. В 1827 году К. М. Бэр открыл и описал яйцеклетки млекопитающих и человека. В своем классическом труде «Об истории развития животных» (1828-1837) он впервые проследил главные черты эмбриогенеза ряда позвоночных, уточнил введенное X. И. Цандером понятие о зародышевых листках как об основных эмбриональных органах и проследил их развитие. Он доказал, что развитие человека происходит в той же последовательности, что и развитие других позвоночных животных. Закон К. М. Бэра (см. Зародыш) о сходстве развития разных классов позвоночных имел огромное значение для прогресса эмбриологии как науки, в связи с этим он по праву считается родоначальником современной эмбриологии.

В создании эволюционной сравнительной эмбриологии, основанной на теории Ч. Дарвина, которая, в свою очередь, имела большое значение для утверждения и дальнейшего обоснования эволюционного учения (см.), исключительная роль принадлежит отечественным исследователям И. И. Мечникову и А. О. Ковалевскому. Они установили, что развитие всех типов беспозвоночных проходит через стадию обособления зародышевых листков, гомологичных зародышевым листкам позвоночных, и это свидетельствует о единстве происхождения всех типов многоклеточных животных. Большой вклад в развитие эволюционной эмбриологии внесли русские ученые А. Н. Северцов, создавший теорию филэмбриогенеза, П. Г. Светлов, разработавший теории критических периодов онтогенеза и метамерии хордовых (см. Зародыш). Конец 19 - начало 20 века ознаменовались активным развитием экспериментальных методов, большая заслуга в разработке которых принадлежит немецким ученым Э. Пфлюгеру, Ру, отечественным ученым Д. П. Филатову, М. М. Завадовскому, П. Иванову, Н. В. Насонову и др. Большой вклад в развитие науки внесли А. А. Заварзин, Н. Г. Хлопин, П. К. Анохин, Б. Л. Астауров, Г. А. Шмидт, Б. П. Токин, А. Г. Кнорре, Д. М. Голуб, А. Н. Студитский, Л. И. Фалин и др.

В зависимости от задач и методов исследования различают общую, сравнительную, экологическую и экспериментальную эмбриологии (см. Эмбриология экспериментальная).

Вначале эмбриология развивалась в основном как морфологическая наука и носила описательный характер (описательная эмбриология). Метод наблюдения и описания позволил установить, что развитие идет от простого к сложному, от общего к частному, от однородного к разнородному. На основании описательных работ, посвященных различным биологическим видам и классам, возникла сравнительная эмбриология, которая позволила выявить определенное сходство между развитием животных и человека. Впоследствии эмбриологи стали изучать не только развитие формы и структуры, но и становление функций органов и тканей. Экологическая эмбриология изучает факторы, обеспечивающие существование зародыша, то есть особенности его развития в определенных условиях окружающей среды и возможности адаптации в случае их изменения.

Современную эмбриологию характеризует комплексный морфофизиологический подход к изучению и трактовке процесса развития. Наряду с методами наблюдения и описания в наст, время широко применяются сложные методы исследования: микроскопические, микрохирургические, биохимические, иммунологические, радиологические и др. Их разнообразие обусловлено тесной связью эмбриологии с другими науками. Эмбриология неотделима от генетики (см. Генетика человека , Медицинская генетика), так как онтогенез (см.) по сути дела отражает реализацию механизма наследственности; тесно связана с цитологией (см.) и гистологией (см.), ибо целостный процесс развития организма основан на совокупности процессов размножения, миграции, дифференцировки, гибели клеток, взаимодействия между клетками. Одна из основных проблем гистологии - учение о гистогенезе - является в то же время частью эмбриологии. Эмбриология изучает процесс морфологической дифференцировки (формирование специализированных клеток) и хим. дифференцировки (хим. организация) клевок, закономерности обменных процессов в развитии организма. На основании тесной взаимосвязи с цитологией, молекулярной биологией и генетикой возникла новая комплексная отрасль биологии - биология развития. Большое значение успехи эмбриологии имели для развития анатомии (см.) и гистологии. Эмбриология, изучая изменения химического состава и обменных процессов развивающихся структур (химическая эмбриология), а также становление функций (эмбриофизиология), использует данные биохимии (см.) и физиологии (см.).

Задачами эмбриологии являются не только объяснение явлений и выявление их закономерностей, но и возможность осуществлять контроль за развитием организма. Так, знания и методы эмбриологии имеют непосредственное приложение в народном хозяйстве, в частности животноводстве, рыбоводстве, шелководстве, используются для изучения влияния окружающей среды на развитие организма, служат основой для проведения работ по интродукции, перестройке биоценозов и др. Наиболее важным для человека является применение достижений эмбриологии в медицине. Медицинская эмбриология все больше выделяется в самостоятельную науку и является одной из теоретических основ профилактической медицины. Разработка медицинских аспектов современной эмбриологии играет важную роль в решении таких проблем, как регуляция рождаемости, бесплодие, трансплантация органов и тканей, опухолевый рост, иммунные реакции организма, физиологическая и репаративная регенерация, реактивность клеток и тканей и др. Исследования в области эмбриологии имеют большое значение в раскрытии патогенеза различных пороков развития (см.). Такие важные проблемы эмбриологии, как рост и дифференцировка клеток, тесно связаны с вопросами регенерации, онкогенеза, воспаления, старения. Борьба с антенатальной и детской смертностью в большой мере зависит от решения кардинальных задач эмбриологии.

В современной эмбриологии большое значение придается исследованию процессов прогенеза, а также поиску путей управления прогенезом и эмбриогенезом, что возможно только при расшифровке механизмов, контролирующих репродуктивную функцию и обеспечивающих гомеостаз зародышей человека и млекопитающих. Эти механизмы представляют собой сложное взаимодействие генетических, эпигеномных, внутренних и внешних факторов, определяющих временную и пространственную последовательность экспрессии генов и, соответственно, цитодифференцировку и морфогенез; важную роль в процессе эмбриогенеза отводят нейроэндокринной и иммунной системам, биологически активным веществам и др. Исследование механизмов регуляции нормального и патологического эмбриогенеза на различных уровнях организации (органном, тканевом, клеточном, хромосомном) может помочь в изыскании путей управления индивидуальным развитием животных и человека, а также в разработке эффективных методов профилактики врожденных пороков развития и патологических состояний. Большое внимание уделяется исследованию системы мать - внезародышевые органы - плод. Изучаются генетические особенности плаценты человека и ее специфические изменения при наследственных заболеваниях; проводится исследование амниотической жидкости с целью диагностики заболеваний в пренатальном и постнатальном периодах. Работы по культивированию in vitro яйцеклеток и зародышей и трансплантации ранних зародышей «приемной матери» открывают перспективы восстановления детородной функции при трубном бесплодии. Эти исследования позволяют понять механизмы оплодотворения и развития в доимплантационном периоде, проанализировать патологию развития, оценить прямое действие на зародыш различных факторов, в том числе лекарственных средств, а также позволяют приблизиться к решению такой общебиологической проблемы, как цитодифференцировка. Проводятся исследования по тестированию лекарственных средств, химических веществ, загрязняющих окружающую среду, с целью выявления их возможного эмбриотоксического и тератогенного действия. Ведется поиск препаратов (витаминов, антитоксинов и др.), купирующих тератогенный эффект того или иного вещества. Исследования в области генной инженерии (см.), направленные на вмешательство в структуру и функцию генома зародышевых клеток, позволяют вызывать изменения генома (см.) зародышей млекопитающих, что в будущем даст возможность получать животных, лишенных нежелательных признаков и обладающих заданными свойствами. Благодаря разработке этих методов появится возможность создавать организмы - продуценты используемых в медицине биологических веществ, таких как гормоны человека, антисыворотки и др., а также моделировать некоторые наследственные болезни человека.

Проблемы эмбриологии в СССР разрабатываются в Институте биологии развития им. Н. К. Кольцова АН СССР, Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова АН СССР, Институте экспериментальной медицины АМН СССР. Институте морфологии человека АМН СССР, а также на кафедрах гистологии и эмбриологии ун-тов и мед. ин-тов Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Симферополя, Минска, Ташкента и др.

Во многих странах функционируют научные общества анатомов, в которые входят и эмбриологи. В СССР существует Всесоюзное общество анатомов, гистологов и эмбриологов.

В нашей стране издаются журналы, отражающие проблемы эмбриологии: с 1916 года - «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии», с 1932 года - «Успехи современной биологии», с 1970 года - «Онтогенез» и др. (подробно см. Анатомия). За рубежом выходят следующие основные журналы, посвященные проблемам эмбриологии: «Archiv fur Entwicklungsmechanik der Organismen», основанный В. Py, «Biological Bulletin», «Journal of Experimental Zoology», «Journal of Embryology and Experimental Morphology», «Developmental Biology» и др.

Начиная с 1949 года регулярно созываются международные конгрессы и конференции по эмбриологии. На XI Международном конгрессе анатомов в Мехико в 1980 году была принята новая редакция эмбриологической номенклатуры (см.), русский вариант которой подготовлен советскими морфологами.

Преподавание эмбриологии в СССР ведется на кафедрах гистологии и эмбриологии медицинских и ветеринарных институтов, на биологических факультетах университетов, на кафедрах анатомии и физиологии педагогических институтов.

Библиогр.:

История - Бляхер Л. Я. История эмбриологии в России (с середины XVIII до середины XIX века), М., 1955; Гинзбург В. В., Кнорре А. Г. и Куприянов В. В. Анатомия, гистология и эмбриология в Петербурге - Петрограде - Ленинграде, Краткий очерк, Л., 1957, библиогр.; Нидхэм Д. История эмбриологии, пер. с англ., М., 1947.

Учебники, руководства, основные труды - Бодемер У. Современная эмбриология, пер. с англ., М., 1971, библиогр.; Браше Ж. Биохимическая эмбриология, пер. с англ., М., 1961, библиогр. ; Волкова О. В. и Пекарский М. И. Эмбриогенез и возрастная гистология внутренних органов человека, М., 1976; Вязов О. Е. Иммунология эмбриогенеза, М., 1962, библиогр.; Дыбан А. П. Очерки патологической эмбриологии человека. Л., 1959; 3уссм а н М. Биология развития, пер. с англ., М., 1977; Иванов П. П. Руководство по общей и сравнительной эмбриологии, Л., 1945; Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену, пер. с англ., т. 1- 2, М., 1983; Кнорре А. Г. Краткий очерк эмбриологии человека, Л., 1959; он же, Эмбриональный гистогенез. Л., 1971; Патофизиология внутриутробного развития, под ред. Н. Л. Гармашевой, Л., 1959; Пэттен Б. М. Эмбриология человека, пер. с англ., М., 1959; Станек И. Эмбриология человека, пер. со словацк., Братислава, 1977; Токин Б. П. Общая эмбриология, М. 1977; Фалин Л. И. Эмбриология че ловека, Атлас, М., 1976; An analysis of development, ed. by В. H. Williera. о., Philadelphia - L., 1955; Are у L. B. Developmental anatomy, Philadelphia, 1965; Hamburger V. A manual of experimental embryology, Chicago, 1960; Lang-man J. Medizinische Embry ologie, Stuttgart, 1976; Nelsen О. E. Comparative embryology of the vertebrates, N. Y., 1953; Patten В. M. a. Carlson В. M. Foundations of embryology, N. Y., 1974; Pflugfelder O. Lehrbuch der Ent-wicklungsgeschichte und Entwicklungsphy-siologie der Tiere, Jena, 1962; Toivonen S. Primary embryonic Induction, L., 1962; Schumacher G.-H. Embryonale Entwicklung des Menschen, Stuttgart, 1974; Snell R. S-Clinical embryology for medical students, Boston - Toronto, 1983; ThomasJ. B. Introduction to human embryology, Philadelphia, 1968.

Периодические издания - Архив анатомии, гистологии и эмбриологии, Л.- М., с 1931 (1917-1930 - Русский архив анатомии, гистологии и эмбриологии); Acta embryologiae et morphologiae experi-mentalis. Palermo, с 1957; Archives diatomic, d*hist ologie et d"embryologie, Strasbourg, с 1922; Developmental Biology, N. Y., с 1959; Excerpta medica. Sect. 1. Anatomy, Anthropology, Embryology and Histology, Amsterdam, с 1947; Journal of Embryology and Experimental Morphology, L., с 1953.

О. В. Волкова.

ЭМБРИОЛОГИЯ ЭМБРИОЛОГИЯ

(от эмбрион и...логия), в узком смысле - наука о зародышевом развитии, в широком - наука об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе). Э. животных и человека изучает предзародышевое развитие (оогенез и сперматогенез), оплодотворение, зародышевое развитие, личиночный и постэмбриональный (или постнатальный) периоды индивидуального развития. Эмбриол. исследования в Индии, Китае, Египте, Греции известны до 5 в. до н. э. Гиппократ (с последователями) и Аристотель изучали развитие зародышей мн. животных, особенно кур, а также человека. Существенный сдвиг в развитии Э. наступил в сер. 17 в. с появлением работы У. Гарвея «Исследования о зарождении животных» (1651). Большое значение для развития Э. имела работа К. Ф. Вольфа «Теория зарождения» (1759), идеи к-рой были развиты в работах X. И. Пандера (представление о зародышевых листках), К. М. Бэра (открытие и описание яйца человека и млекопитающих, детальное описание осн. этапов эмбриогенеза ряда позвоночных, выяснение последующей судьбы зародышевых листков и т. д.) и др. Фундамент эволюц. сравнит. Э., основанной на теории Ч. Дарвина и обосновывающей, в свою очередь, родство животных разных таксонов, заложили А. О. Ковалевский и И. И. Мечников. Эксперим. Э. (первоначально - механика развития) своим развитием обязана работам В. Ру, X. Дриша, X. Шпемана, Д. П. Филатова. В истории Э. долгое время длилась борьба между сторонниками эпигенеза (У. Гарвей, К. Ф. Вольф, X. Дриш и др.) и преформизма (М. Мальпиги, А. Левенгук, Ш. Бонне и др.). В зависимости от задач и методов исследования различают общую, сравнительную, экспериментальную, популяционную и экологическую Э. На данных сравнит. Э. в значит, степени строится естеств. система животных, особенно в высших её разделах. Эксперим. Э. с помощью удаления, пересадки и культивирования вне организма зачатков органов и тканей изучает причинные механизмы их возникновения и развития в онтогенезе. Данные Э. имеют большое значение для медицины и с. х-ва. В последние десятилетия на стыке Э. с цитологией, генетикой и мол. биологией возникла биология развития. Э. растений (Э. р.), фитоэмбриология - частная дисциплина в рамках морфологии растений, изучающая образование и закономерности развития зародыша растений. В Э. голо- и покрытосеменных рассматривают процессы онтогенеза, происходящие в семяпочке или пветке, кроме того изучают строение и развитие гаметофитов, половых клеток и зигот. Накопление сведений по Э. р. началось в древности. В 16-18 вв. основное внимание было направлено на установление пола у цветковых растений, начатое в опытах по гибридизации (Й. Кёльрёйтер) и перекрёстному опылению (К. Шпренгель) и завершённое раскрытием значения перекрёстного опыления (Ч. Дарвин). Первое микроскопич. описание яйцеклетки и зародышевого мешка у цветковых было предпринято М. Мальпиги (1675), а открытие эндосперма в семени принадлежит Н. Грю (1672). Как самостоят, дисциплина Э. р. начала формироваться лишь в сер. 19 в., что в значит, степени было связано с разработкой клеточной теории, эволюционной теорией Дарвина и совершенствованием микроскопич. техники. К нач. 20 в. были сделаны фундаментальные открытия о закономерности развития мужского гаметофита у голо- и покрытосеменных растений (В. Гофмейстер, В. И. Беляев) и развитии пыльцевой трубки (Дж. Амичи); В. И. Беляевым описаны осн. звенья мейоза в спорогенных клетках. Спорные вопросы макроспорогенеза и двойного оплодотворения у покрытосеменных были разрешены трудами Э. Страсбургера, И. Н. Горожанкина и С. Г. Навашина. В результате классич. исследований сложилась современная проблематика в Э. р., включающая важные этапы онтогенеза - развитие пыльника, микро-спорогенез, формирование из микроспор мужского гематофита (пыльцевого зерна), образование пыльцевой трубки, макро-спорогенез и образование из макроспоры зародышевого мешка - женского гематофита, двойное оплодотворение, развитие эндосперма и зародыша. Помимо этих вопросов большое значение для генетико-селекпионных работ имеет изучение причин стерильности гамет и зигот, апомиксиса, полиэмбрионии, партенокарпии. Вопросы развития генеративных органов и их функций у низших групп (водоросли, лишайники, грибы), не имеющих зародыша, длительное время не рассматривались в Э. р. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к изучению этих групп с позиций фитоэмб-риологии. Сравнительная Э. р. занимается как изучением и сравнением особенностей развития эмбриональных признаков у представителей различных таксонов, так и сопоставлением характера чередования поколений в цикле развития растений. Результаты этих работ играют огромную роль в решении спорных вопросов систематики растений и при построении филогенетич. систем.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

эмбриоло́гия

Наука о зародышевом развитии человека, животных, растений. Выделяют общую, сравнительную, экспериментальную и экологическую эмбриологию. Одним из основоположников сравнительной эмбриологии животных был А.О. Ковалевский . В современной эмбриологии человека и животных особое значение приобрела экспериментальная эмбриология, позволяющая решать проблемы искусственного оплодотворения, клонирования, а также экологическая эмбриология, изучающая воздействие различных экологических факторов на развитие плода человека и животных.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭМБРИОЛОГИЯ" в других словарях:

    Эмбриология … Орфографический словарь-справочник

    - (от древнегреческого ἔμβρυον, зародыш, «эмбрион»; и λογία, логия) это наука, изучающая развитие зародыша. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.… … Википедия

    Греч., от embryon, зародыш, и lego, говорю. Учение о зародышах. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ЭМБРИОЛОГИЯ учение о развитии животных и растительных… … Словарь иностранных слов русского языка

    эмбриология - ЖИВОТНЫХ ЭМБРИОЛОГИЯ – наука о строении и закономерностях развития зародыша. ЭМБРИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ ЭМБРИОЛОГИЯ – отрасль науки, изучающая возникновение и развитие мужского и женского гаметофитов, процессы оплодотворения, развития зародыша и… … Общая эмбриология: Терминологический словарь

    Современная энциклопедия

    эмбриология - и, ж. embriologie f. Отдел биологии, изучающий развитие эмбрионов животных, в том числе и человека. Уш. 1940. || устар., перен. Зачаточное состояние чего л. БАС 1. Не зная эмбриологии науки, не зная судеб ее, трудно понять ее современное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эмбриология - (от эмбрион и...логия), наука, изучающая предзародышевое развитие (образование половых клеток), оплодотворение и зародышевое развитие организма. Первые знания в области эмбриологии связывают с именами Гиппократа и Аристотеля. Создателем… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от эмбрион и...логия) наука о предзародышевом развитии (образование половых клеток), оплодотворении, зародышевом и личиночном развитии организма. Выделяют эмбриологию животных и человека и эмбриологию растений. Различают общую, сравнительную,… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭМБРИОЛОГИЯ, биологическая дисциплина, изучающая происхождение, развитие и функционирование эмбрионов, как животных, так и растительных. Эта дисциплина прослеживает все стадии процесса от оплодотворения ЯЙЦЕКЛЕТКИ (ЯЙЦА) до рождения (вылупления,… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ЭМБРИОЛОГИЯ, эмбриологии, мн. нет, жен. Отдел биологии, изучающий развитие эмбрионов животных, в том числе человека. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Гистология и эмбриология органов полости рта и зубов. Учебное пособие , Гемонов Владимир Владимирович , Лаврова Эмилия Николаевна , Фалин Л. И. , Учебное пособие включает теоретическую часть по эмбриологии и гистологии органов полости рта и зубов, атлас, практикум, контрольно-обучающие материалы (примеры) сконтрольными вопросами,… Категория: Анатомия и физиология Издатель:

Что такое "эмбриология"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

эмбриология наука, изучающая развитие организма на самых ранних стадиях, предшествующих метаморфозу, вылуплению или рождению. Слияние гамет - яйца (яйцеклетки) и сперматозоида - с образованием зиготы дает начало новой особи, но прежде чем стать таким же существом, как родители, ей предстоит пройти определенные стадии развития: клеточное деление, образование первичных зародышевых листков и полостей, возникновение осей зародыша и осей симметрии, развитие целомических полостей и их производных, образование внезародышевых оболочек и, наконец, появление систем органов, функционально интегрированных и образующих тот или иной узнаваемый организм. Все это составляет предмет изучения эмбриологии. Развитию предшествует гаметогенез, т.е. образование и созревание сперматозоида и яйца. Процесс развития всех яиц данного вида протекает в общем одинаково. Гаметогенез. Зрелые сперматозоид и яйцо различаются по своему строению, сходны у них только ядра; однако обе гаметы образуются из одинаковых на вид первичных половых клеток. У всех организмов, размножающихся половым путем, эти первичные половые клетки обособляются на ранних стадиях развития от других клеток и развиваются особым образом, готовясь к выполнению своей функции - продуцированию половых, или зародышевых, клеток. Поэтому их называют зародышевой плазмой - в отличие от всех других клеток, составляющих соматоплазму. Совершенно очевидно, однако, что и зародышевая плазма и соматоплазма происходят из оплодотворенного яйца - зиготы, давшей начало новому организму. Таким образом, в своей основе они одинаковы. Факторы, определяющие, какие клетки станут половыми, а какие - соматическими, до сих пор не установлены. Однако в конечном итоге половые клетки приобретают достаточно четкие отличия. Эти отличия возникают в процессе гаметогенеза. У всех позвоночных и некоторых беспозвоночных первичные половые клетки возникают вдали от гонад и мигрируют к гонадам зародыша - яичнику или семеннику - с током крови, с пластами развивающихся тканей или посредством амебоидных движений. В гонадах из них образуются зрелые половые клетки. Ко времени развития гонад сома и зародышевая плазма функционально уже обособлены одна от другой, и, начиная с этого времени, на протяжении всей жизни организма половые клетки совершенно независимы от каких бы то ни было воздействий сомы. Именно поэтому признаки, приобретенные индивидом на протяжении его жизни, не оказывают влияния на его половые клетки. Первичные половые клетки, находясь в гонадах, делятся с образованием мелких клеток - сперматогониев в семенниках и оогониев в яичниках. Сперматогонии и оогонии продолжают многократно делиться, образуя клетки таких же размеров, что свидетельствует о компенсаторном росте как цитоплазмы, так и ядра. Сперматогонии и оогонии делятся митотически, и, следовательно, у них сохраняется первоначальное диплоидное число хромосом. Спустя некоторое время эти клетки прекращают делиться и вступают в период роста, в течение которого в их ядрах происходят очень важные изменения. Хромосомы, полученные исходно от двух родителей, соединяются попарно (конъюгируют), вступая в очень тесное соприкосновение. Это делает возможным последующий кроссинговер (перекрест), в ходе которого гомологичные хромосомы разрываются и соединяются в новом порядке, обмениваясь эквивалентными участками; в результате кроссинговера в хромосомах оогониев и сперматогониев возникают новые комбинации генов. Предполагается, что стерильность мулов обусловлена несовместимостью хромосом, полученных от родителей - лошади и осла, из-за которой хромосомы не способны выжить при тесном соединении друг с другом. В результате созревание половых клеток в яичниках или семенниках мула прекращается на стадии конъюгации. Когда ядро перестроилось и в клетке накопилось достаточное количество цитоплазмы, возобновляется процесс деления; вся клетка и ядро подвергаются двум разного типа делениям, определяющим собственно процесс созревания половых клеток. Одно из них - митоз - приводит к образованию клеток, аналогичных исходной; в результате другого - мейоза, или редукционного деления, в ходе которого клетки делятся дважды, - образуются клетки, каждая из которых содержит лишь половинное (гаплоидное) число хромосом по сравнению с исходным, а именно по одной из каждой пары (см. также КЛЕТКА). У некоторых видов эти клеточные деления происходят в обратном порядке. После роста и реорганизации ядер в оогониях и сперматогониях и непосредственно перед первым делением мейоза эти клетки получают названия ооцитов и сперматоцитов первого порядка, а после первого деления мейоза - ооцитов и сперматоцитов второго порядка. Наконец, после второго деления мейоза клетки, находящиеся в яичнике, называют яйцами (яйцеклетками), а находящиеся в семеннике - сперматидами. Теперь яйцо окончательно созрело, а сперматиде предстоит еще проделать метаморфоз и превратиться в сперматозоид. Здесь необходимо подчеркнуть одно важное различие между оогенезом и сперматогенезом. Из одного ооцита первого порядка в результате созревания получается только одно зрелое яйцо; остальные три ядра и небольшое количество цитоплазмы превращаются в полярные тельца, которые не функционируют как половые клетки и в дальнейшем дегенерируют. Вся цитоплазма и желток, которые могли бы распределиться по четырем клеткам, концентрируются в одной - в зрелом яйце. В отличие от этого один сперматоцит первого порядка дает начало четырем сперматидам и такому же числу зрелых сперматозоидов, не теряя ни одного ядра. При оплодотворении восстанавливается диплоидное, или нормальное, число хромосом. СХЕМА СПЕРМАТОГЕНЕЗА у человека.

эмбриология - ЭМБРИОЛОГИЯ, Ци, ж. Раздел биологии, изучающий образование и развитие эмбрионов.... Толковый словарь Ожегова

эмбриология - или учение о развитии животных и человека - разработана, главным образом, в XIX столетии. Первые по... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

эмбриология - (от Эмбрион и...Логия) буквально - наука о зародыше, однако содержание её шире. Различают...

Задания 1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей
1. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине
Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
3) определить видовой состав обитателей аквариума
4) описать форму аквариума
Пояснение.
К биологическим исследованиям относится определение видового состава.
От в е т: 3.
2.. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органическо­
го мира?
1) анатомия
2) эволюционное учение
3) генетика
4) экология
Пояснение.
Эволюционное учение - комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой
природы.
Анатомия - раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организ­
мов и их частей на уровне выше клеточного.

окружающей средой.
От в е т: 2.
3. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) Ч. Дарвина
2) И. П. Павлова
3) Л. Пастера
4) И. И. Мечникова
Пояснение.
Теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит
фагоцитозу, принадлежит И. И. Мечникову.
От в е т: 4.
4. Система наиболее общих знаний в определённой области науки - это
1) факт
2) эксперимент

3) теория
4) гипотеза
Пояснение.
Теория (3) - учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных
положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического
знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю авто­
номность и становятся элементами целостной системы.
Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в
отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого
в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Наблюдаемый факт - это описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях.
Условия проведения наблюдения - описание того, при каких условиях можно наблюдать
описанное в первой части утверждения.
От в е т: 3.
На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспыта­
5.
тель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал
1) учение о доминанте
2) клеточную теорию
3) учение о биосфере
4) теорию возникновения человека
Пояснение.
На портрете изображен В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере.
От в е т: 3.
6. Сформулировать гипотезу - значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных данных
4) провести эксперимент
Пояснение.
Гипотеза - это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказатель­
ство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
От в е т: 2.
7. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) физиология
2) гигиена
3) анатомия
4) медицина
Пояснение.
Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распозна­
вания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспо­
собности людей, продления жизни.

Физиология - о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем
разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных откло­
нений от неё.

Анатомия - раздел биологии, изучающий строение организма, его систем и органов. Пред­
метом изучения анатомии являются форма и строение, происхождение и развитие организ­
ма.
От в е т: 4.
8. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
1) эволюционного учения
2) клеточной теории
3) рефлекторной теории
4) генной теории
Пояснение.
Цитология - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение,
функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Изучение клетки ускорилось в 1830­х годах, когда появились усовершенствованные микро­
скопы. В 1838-1839 ботаник Маттиас Шлейден и анатом Теодор Шванн практически од­
новременно выдвинули идею клеточного строения организма. Т. Шванн предложил термин
«клеточная теория» и представил эту теорию научному сообществу. Возникновение цито­
логии тесно связано с созданием клеточной теории - самого широкого и фундаментально­
го из всех биологических обобщений.
От в е т: 2.
На рисунке изображён великий английский естествоиспыта­
9.
тель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал
1) рефлекторную теорию
2) теорию эволюции
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Пояснение.
На портрете Чарльз Дарвин (в молодости), выдвинувший теорию эволюции.
От в е т: 2.
10. Систематика - это наука, изучающая

1) функции организмов в природе
2) родственные связи организмов
3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов
Пояснение.
Задачей систематики является описание и обозначение всех существующих и вымерших ор­
ганизмов, установление родственных отношений и связей между отдельными видами и
группами видов.

От в е т: 2.
11. Законы наследования признаков организма установил
1) И. П. Павлов
2) И. И. Мечников
3) Г. Мендель
4) Ч. Дарвин
Пояснение.
Г. Мендель - основоположник генетики;
И. П. Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о про­
цессах регуляции пищеварения;
И. И. Мечников - фагоцитарная теория иммунитета;
Ч. Дарвин - эволюционная теория.
От в е т: 3.
12. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
1) генетика
2) физиология
3) экология
4) систематика
Пояснение.


От в е т: 2.
На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и
13.
биолог конца XVIII - начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1) хромосомную теорию
2) теорию эволюции живого мира
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Пояснение.
На портрете изображен Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк, известный тем, что стал
первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции жи­
вого мира.
От в е т: 2.
14. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования
2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом
4) гибридологическим методом
Пояснение.
Линька - смена покровов тела у животных - была установлена путем наблюдения. На­
блюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью
их изучения в определённых условиях.
От в е т: 2.
15. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента
2) наблюдения
3) моделирования
4) анализа
Пояснение.
Экспериментальный метод позволяет активно изучать то или иное явление. Любой экспе­
римент (лат. experimentum - проверка, опыт) связан с наблюдением, однако эксперимент
и наблюдение не тождественны. В отличие от описания и сравнения, основу которых со­
ставляет наблюдение, эксперимент позволяет изучать не только то, что бросается в глаза и
сразу видно экспериментатору, но и то, что скрыто в глубине предмета, явления. Экспери­
мент позволяет изучать явления целенаправленно, в условиях, которые можно точно учи­
тывать качественно и количественно, а также воссоздавать заново.
Если нужно установить дозировку удобрений, влияние на рост и развитие растений - это
эксперимент.
От в е т: 1.
16. Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу
выделения желудочного сока?
1) описание
2) наблюдение
3) эксперимент
4) моделирование
Пояснение.
Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления.
Описательный метод является самым старым методом и основан на наблюдении организ­
мов. Он заключается в сборе фактического материала и описании его.
Наблюдение - целенаправленное изучение объектов или явлений (метод собирания ин­
формации)
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение
моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объ­
яснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

От в е т: 3.
17. Задание 1 № 641. Выдающийся русский физиолог, учёный­энциклопедист конца XIX в.
И. М. Сеченов известен тем, что объяснил
1) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
3) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процес­
сы - рефлексы

Пояснение.
И. М. Сеченов в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал ре­
флекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе
психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объ­
ективными методами. Открыл явления центрального торможения.
1. У. Гарвей - два круга кровообращения;
2. И. П. Павлов - природа образования условных рефлексов;
3. М. В. Ломоносов, впервые в монографии «о трех материях дна ока», сформулировал
трехсоставную теорию цветового зрения.
От в е т: 4.
18. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что
это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или
опровергнуть это предположение методом
1) измерения
2) описания
3) сравнения
4) эксперимента
Пояснение.
Метод эксперимента - метод активного воздействия на объект исследования. Экспери­
мент - помещая насекомых в разные условия (на разные ветки), можно подтвердить пред­
положение.
От в е т: 4.
19. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов
2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок
4) описание нового вида организмов
Пояснение.
Эксперимент - активное воздействие на объект изучения, значит, формирование условно­
го рефлекса на звонок.
От в е т: 3.
20. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) антропология
3) экология
4) молекулярная биология
Пояснение.

От в е т: 1.

21. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
1) молекулярно­генетический
2) органоидно­клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно­видовой
Пояснение.
На фотографии изображена стая фламинго. Популяционно­видовой уровень организации
жизни состоит из группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и
специфическим взаимодействием с окружающей средой (популяций и видов).
От в е т: 4.
22.. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1) агроном
2) зоотехник
3) селекционер
4) ветеринар
Пояснение.
Ветеринар - специалист с высшим или средним специальным образованием, занимающий­
ся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.
От в е т: 4.
23. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
1) палеонтология
2) генетика
3) эмбриология
4) систематика
Пояснение.



логической эволюции.
От в е т: 1.
24. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких
поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным
2) генеалогическим
3) наблюдения
4) гибридологическим
Пояснение.

Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип
наследования (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) при­
знака, а также его моногенность или полигенность. На основе полученных сведений прогно­
зируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве.
От в е т: 2.
Какой уровень организации жизни отражён на данном
25.
рисунке?
1) молекулярно­генетический
2) органоидно­клеточный
3) организменный
4) биогеоценотический
Пояснение.
Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Популяции разных видов всегда образуют в
биосфере Земли сложные сообщества - биоценозы. Биоценоз - совокупность растений,
животных, грибов и прокариот, населяющих участок суши или водоема и находящихся в
определенных отношениях между собой.
От в е т: 4.
26. Каким методом воспользуется учёный­ботаник при установлении родства между расте­
ниями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?
1) абстрагирования
2) сравнения
3) моделирования
4) экспериментальным
Пояснение.
Наука систематика пользуется методом сравнения.
От в е т: 2.
27. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?
1) анатомия
2) физиология
3) гигиена

4) психология
Пояснение.
Психология (др.­греч.
ние) - наука, изучающая недоступные
для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека
и животных, а также психологических особенностей отдельных людей либо их групп.
От в е т: 4.
- душа;
ψυχή
λόγος
- зна
Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И.
28.
Шишкина «Ручей в лесу»?
1) биогеоценотический
2) популяционно­видовой
3) биосферный
4) органоидно­клеточный
Пояснение.
Так как на гравюре изображен элемент биогеоценоза (разнообразие видов растений и уча­
сток рельефа), то это биогеоценотический.
От в е т: 1.
29. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе мето­
дов
1) моделирования
2) измерения
3) наблюдения
4) экспериментальных
Пояснение.
Метод моделирования - исследование каких­либо явлений, процессов или систем объек­
тов путем построения и изучения моделей их функционирования. Образная модель может
переходить в знаковую, т. е. математическую.
От в е т: 1.
30. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья че­
ловека?
1) анатомия
2) антропология
3) ветеринария
4) гигиена
Пояснение.
Гигиена - наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с
целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
От в е т: 4.

31. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
1) цитолог
2) эмбриолог
3) анатом
4) селекционер
Пояснение.
Цитолог - специалист в области цитологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их
строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
От в е т: 1.
32. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь
знаниями, полученными из области
1) медицины
2) эволюционного учения
3) агротехники
4) молекулярной биологии
Пояснение.
Агротехника - технология земледелия, система приёмов возделывания сельскохозяй­
ственных культур.
От в е т: 3.
33. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) динамометр
2) спирометр
3) фонендоскоп
4) глюкометр
Пояснение.
Глюкометр - прибор для измерения уровня глюкозы в органических жидкостях (кровь и
т. п.).
Динамометр - прибор для измерения силы или момента силы.
Спирометр - медицинский прибор для измерения объёма воздуха, поступающего из
лёгких при наибольшем выдохе после наибольшего вдоха.
Фонендоскоп - медицинский прибор, применяемый для выслушивания тонов сердца, ды­
хательных шумов и др. звуков, возникающих в организме.

От в е т: 4.
34. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) биогеоценотический
2) популяционно­видовой
3) клеточный
4) биосферный
Пояснение.
Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых
организмов, обитающих на Земле, а цитология - раздел биологии, изучающий живые клет­
ки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, ста­
рения и смерти.
От в е т: 3.

35.
Применение какого научного мето­
да иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в
середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) наблюдение
Пояснение.
Он измеряет пульс.

От в е т: 2.
36. Задание 1 № 1350. Что из приведённого можно изучать с помощью палеонтологических
методов?

1) половое поведение земноводных
2) эволюцию млекопитающих
3) тонкую структуру органоидов клетки
4) зависимость скорости реакции от температуры
Пояснение.
1 - изучают с помощью наблюдения и описания;
3 - микроскопия;
4 - эксперимент.
2 - Палеонтологические методы: выявление ископаемых промежуточных форм, восста­

От в е т: 2.
37. Что из приведённого можно изучать с помощью наблюдения?
1) зависимость скорости реакции от температуры
2) тонкую структуру органоидов клетки
3) половое поведение земноводных
4) эволюцию млекопитающих
Пояснение.
1 - эксперимент
2 - микроскопия;
3 - изучают с помощью наблюдения и описания;
4 - палеонтологические методы: выявление ископаемых промежуточных форм, восста­
новление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм.

От в е т: 3.
38. Что из перечисленного изучает наука «физиология»?
1) строение клеток насекомых
2) систематику покрытосеменных растений
3) процессы внутриклеточного дыхания рыб
4) строение задних конечностей лягушек
Пояснение.
Физиология - наука, изучающая жизнедеятельность организма на различных уровнях орга­
низации (целого организма, его отдельных систем, отдельных органов и тканей, отдельных
клеток) и регуляцию его физиологических функций.
От в е т: 3
1 - цитология; 2 - систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие
живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства; 4
- анатомия.
39. Что из перечисленного изучает наука «цитология»?
1) систематику хордовых животных
2) строение клеток растений
3) химические реакции дыхания
4) морфологию передних конечностей животных
Пояснение.
Цитология - изучает строение и работу органоидов клетки.
40. Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?
1) микроскопия
2) гибридизация
3) вскрытие
4) наблюдение
Пояснение.
Метод наблюдения - это способ исследования в биологии, при котором анализируются и
описываются биологические явления. Метод наблюдения лежит в основе описательного
метода.

1 - изучение с помощью микроскопа; 2 - метод скрещивания и получения гибридов; 3 -
основной метод анатомии.
41. Задание 1 № 1510. Какой метод Вы бы использовали для изучения строения клетки
растений?

1) гибридизация
2) вскрытие
3) микроскопия
4) эксперимент
Пояснение.
Один из основных методов, который используют в цитологии, - это метод световой мик­
роскопии - рассматривание под микроскопом.
42. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) систематика
3) антропология
4) биохимия
Пояснение.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и рас­
пределяет их по группам на основании эволюционного родства.

(искусственной) средах.
Биохимия - наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических про­
цессах, лежащих в основе их жизнедеятельности.
Это портрет члена Лондонского королевского общества, кото­
43.
рый первым увидел и описал микробов. Кто это?
1) Дж. Пристли
2) У. Гарвей
3) А. Везалий
4) А. Левенгук
Пояснение.
На портрете изображен Антони ван Левенгук - нидерландский натуралист, один из осно­
воположников научной микроскопии. Изготовив линзы с 150­300­кратным увеличением,
впервые наблюдал и зарисовал (публикации с 1673) ряд простейших, сперматозоиды, бак­
терии, эритроциты и их движение в капиллярах.
44. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) палеонтология
2) этимология
3) физиология
4) генетика
Пояснение.
Этимология - раздел лингвистики (конкретнее сравнительно­исторического языкознания),
изучающий происхождение слов.
45. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) антропология
2) зоология
3) криптология
4) ботаника
Пояснение.
Криптология - наука, занимающаяся методами шифрования и дешифрования.
46. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) антропология
2) зоология
3) криптология
4) ботаника

Пояснение.
Ответ: Криптология - наука, занимающаяся методами шифрования и дешифрования.
От в е т: 3
Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека,
его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной
(искусственной) средах.
Зоология - наука, изучающая представителей царства животных.
Ботаника - наука, о растениях.
47. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение клеток печени человека?
1) генетика
2) эмбриология
3) цитология
4) физиология
Пояснение.
Строение клеток печени человека изучает - цитология.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости.

его физиологических систем.
48. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение зародыша человека?
1) цитология
2) генетика
3) физиология
4) эмбриология
Пояснение.
Строение зародыша человека изучет - эмбриология.

Цитология - наука о строении, функциях и развитии клеток животных и растений, а
также одноклеточных организмов и бактерий.
Генетика - наука о наследственности и изменчивости.
Эмбриология - наука, изучающая развитие зародыша.
Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих
его физиологических систем.
49. Задание 1 № 1927. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить ре­
флекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение
2) моделирование
3) эксперимент
4) описание
Пояснение.
Чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока И.П. Павлов ис­
пользовал ­ эксперимент.
В научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно
эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы

50. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят
знания в области

1) анатомии
2) физиологии
3) генетики
4) гигиены
Пояснение.
Расшифровать её позволят знания в области физиологии. Т.к. физиология это наука о "ра­
боте" органа.
Физиология изучает основное качество живого - его жизнедеятельность, составляющие её
функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей.
51. Какая наука изучает строение и распространение древних папоротниковидных?
1) селекция
2) экология
3) физиология
4) палеонтология
Пояснение.
Палеонтология - наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся ре­
конструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, спо­
собы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход био­
логической эволюции.
52. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?
1) фенология
2) физиология
3) систематика
4) экология
Пояснение.
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с
окружающей средой.

Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как
жизнедеятельность целостного организма, так и отдельных физиологических систем и про­
цессов, органов, клеток, клеточных структур.
Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и
распределяет их по группам на основании эволюционного родства.
Фенология - раздел биологии, изучающий периодические явления в развитии живой при­
роды и их связь со сменой времён года и метеорологическими условиями.

Какой метод исследования применяет девушка, изоб­
53.
ражённая на картинке?
1) эксперимент
2) наблюдение
3) сравнение
4) анализ
Пояснение.
Наблюдение (2) - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с
целью их изучения в определённых условиях.
54. Каким методом воспользуется учёный­зоолог при установлении родства между озёрной
лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?

1) абстрагирования
2) экспериментальным
3) моделирования
4) сравнения
Пояснение.
Сравнительный – позволяет изучать путём сравнения сходства и различия живых организ­
мов, а также их частей. Полученные данные дают возможность объединять в группы расте­
ния и животные. Этот метод использовался при создании клеточной теории, систематики и
для подтверждения теории эволюции. В настоящее время он применяется практически во
всех направлениях данной науки.