Логопедический лэпбук на автоматизацию звука. Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков»

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при формировании и совершенствовании лексико – грамматического строя речи"

Актуальность

Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС
педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Всё это и побудило меня к созданию лэпбука: «Весёлая грамматика» (Игры и упражнения по формированию и совершенствованию лексико – грамматического строя речи).
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды учителя – логопеда.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г.– апрель 2018г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп).
Вид проекта: среднесрочный

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала.

Поиск и подбор предметных картинок, которые отбирались тщательно, исходя из лексических тем предусмотренных программой в ДОУ.
Распечатывание и ламинирование картинок.
Изготовление лэпбука.

2. Основной этап.

Знакомство детей с лэпбуком;
Индивидуальная работа на закрепление основных лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;

3. Заключительный этап.

Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на РМО логопедов Завьяловского района.
Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.


Ожидаемые результаты по проекту:
Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
В процессе работы с лэпбуком, успешно повысился уровень развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и задания содержащиеся в лэпбуке

«Из чего сделано?»
(Образование относительных прилагательных)


«Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)



Образование относительных прилагательных



«Какой бывает?»
(Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными)


Игра «Один – много»
(Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное)


Игра «Подскажи Незнайке»
(Закрепление форм творительного падежа)


Игра «Сосчитай»
(упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять)


Игра «Назови ласково»
(Закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)


«Подбираем рифмы»
(Образовывать существительные в родительном падеже)



«Правильное употребление предлогов»


«Думает о ком, о чём?»
(Закрепление форм предложного падежа)

Заключение

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. Лэпбук –
позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.


А также лэпбук может использоваться как материал для обследования лексико - грамматического строя речи.

В моей логопедической группе есть традиция - «День рождения звука». Это праздник, когда я слышу детскую фразу: «Ура! У меня родился звук!». Такие радостные слова (и очень приятные для меня) я слышу каждый год по много раз. А это значит, самый тяжёлый для ребёнка этап вызывания звука позади. Впереди его ждёт более длительный этап автоматизации этого звука в слогах, словах, предложениях, связной речи и наконец, введение звука в разговорную речь. Моя задача как можно быстрее автоматизировать звук в речи ребёнка. Сделать это возможно лишь в том случае, когда ребёнку интересно, он увлечён и играет.

Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука в виде модного сейчас лэпбука. Лэпбук - это такая самодельная книжка - раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы над закреплением звука по моему заданию дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал для игр. В лэпбуке «У Шипелочки в гостях» представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Игры:

1. «Как ветерок путешествует?»

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха. Это ветерок вернулся из путешествия.

2. «Звукоподражания»

Цель: автоматизировать изолированный звук [Ш].

Ребёнку предлагается показать, как шипит гусь, как «шипит» проколотая шина, как шипит змея. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев. Например, эта змея очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».

3. «Собери звёзды»

Цель: формировать умение давать характеристику звуку [Ш].

Ребёнок рассматривает звёзды и говорит, что означают изображённые символы: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, зелёный круг – мягкий согласный, камень – твёрдый звук, вата – мягкий звук, колокольчик – звонкий звук, колокольчик зачёркнут – глухой звук. Затем ребёнок подбирает звёзды для звука [Ш], даёт ему характеристику: согласный, твёрдый, глухой.

4. «Игры со слогами»

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах.

1) «Осенние листья»

Послушай, как шуршат осенние листья. Прошурши вместе с ними. Далее вслед за взрослым ребёнок повторяет слоги, показывая листья: ша, шо, шу, ши. Помоги листьям составить осеннюю песню: ша-шо, шу-ши, ша-шу, шо-ши, ша-шу-шо, ши-шу-ша и т.д.

2) «Отпусти воздушный шарик»

Давай отпустим воздушные шарики в полёт! Далее ребёнок повторят за взрослым слог, показывает шарик: аш, ош, уш, ыш. Угадай, какие шарики летят рядом: аш-ош, уш-ыш, ош-уш, ыш-аш, аш-уш-ош, аш-ош-ыш и так далее.

5 . «Игры со словами»

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в словах; развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

1) «Наведи порядок»

Разложи картинки по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом. Если ребёнок затрудняется, то ему предлагается собрать всё, что можно положить в шкаф (шапка, шуба, штаны, шаль и т.д.); чем можно играть (матрёшка, машинка, шарик и т.д.); что можно найти на кухонной полке (ложка, чашка, кувшин и т.д.).

2) «Волшебные очки»

Ребёнку предлагается сделать из пальцев очки и сказать какие-либо волшебные слова, например, « Киглики - миглики, шаранды - баранды » или «абра-кадабра», а затем ребёнок подносит «очки» к глазам и называет по картинкам не один предмет, а много: бабушка-бабушки, мешок-мешки и т.д. В это время взрослый переворачивает картинку, и ребёнок видит много предметов.

3) «Подбери слова к слогам»

Ребёнку нужно найти картинки, в которых есть слог ша, шо, шу, ши, шка, шок, шта и др. Затем повторить слог и слово: ша – шапка, шо – шорты, шу – шуба, ши – кувшин, шка – бабушка и т.д.

4) «Так говорят?»

Ребёнок прослушивает словосочетание или предложение, а затем исправляет и повторяет его правильно. Например, «шапкина Аня, бабушкин фартук, машинкин Миша. Письмо пишет дедушку. На шубу вешают вешалку. В картошку положили мешок» и др. Затем ребёнок сам придумывает предложения по картинкам. Шуточные предложения приветствуются.

5) «Улитка»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова, выделяя звук Ш. Затем определяет позицию звука [Ш], передвигая улитку в начало, в середину или в конец дорожки.

6) «Лабиринт»

Цель: закрепить произношение звука [Ш] в словах и словосочетаниях, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова с пространственным значением (направо, налево, вверх).

А) «Лабиринт с проговариванием». Ребёнок при движении по лабиринту называет картинки и указывает направление следующего хода: уши – направо, мыши – направо, камыши – вверх и т.д. Для передвижения по клеткам ребёнок использует какую-либо игрушку. Если игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, то ребёнок придумывает слово со звуком [Ш].

Б ) «Загадки» . Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: яркая, заметная... - афиша и т.д. А теперь ты загадай мне загадку. Ребёнок подбирает признаки к предмету, взрослый угадывает предмет, а затем ребёнок произносит словосочетание: «Да. Каша вкусная, пшеничная»

В) «Фотограф» . С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

6 . «Посмотри и назови»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах, предложно-падежных конструкциях, формировать фонетические представления с опорой на картинки.

Ребёнку предлагается найти на картинке слова со звуком [Ш]. А теперь будь внимателен и ответь на вопросы:

Где кошка? (кошка под шляпой)

Где шляпа? (шляпа на кошке);

Где шапка и шахматы?

Где мячик?

Где цветок?

Придумай свои слова со звуком [Ш].

7 . «Игры с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

1) «Сделай букву сам».

Прослушай стишок и сделай букву Ш из полосок бумаги или из палочек.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стишок.

2) «Зоркий глаз»

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.

3) «Карандаш - помощник»

Соедини точки так, чтобы получилась буква Ш. Карандаш тебе поможет. Сколько букв Ш получилось?

4) «Прятки»

Цель: закрепить навыки звукового анализа слова, способствовать формированию зрительного восприятия.

Ребёнок рассматривает картинку и угадывает, что за предмет спрятался за буквой Ш. Затем ребёнок называет звуки по порядку, которые «спрятались» в слове шапка и раскрашивает квадратики в соответствующий цвет. В итоге ребёнок говорит, сколько всего звуков в слове шапка, сколько гласных, сколько согласных, какой по счёту звук [Ш] в слове.

8 . «Скороговорки»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.

9. «Чистоговорки и стихи»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.

10 . «Собери пазлы, придумай рассказ»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш], составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ. Вместо пазлов я с детьми часто использую сюжетные картинки, разрезанные на части.

Работа с лэпбуками помогает мне систематизировать материал по какой-либо теме (звуковой, лексической, грамматической), помогает детям усваивать знания в игровой форме. А рассматривание папки в дальнейшем позволит ребёнку быстро освежить в памяти пройденную тему.

Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку или стишок. Совместно с воспитателями мы оформляем лэпбуки для детей по лексическим темам, но это уже другая история … .

Используемая литература и ресурсы.

1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.

2. Батяева С. В. Логопедические пазлы. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. 15-го Всероссийского интернет-педсовета , и была опубликована в печатном журнале "Педсовет" № 1/2014 (специальный выпуск журнала "Лидеры образования")

Введение:

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, учителю–логопеду, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Современные требования, предъявляемые к учителю – логопеду в детском саду, подразумевают, что мне необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда и ребенка.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие конверты, в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .

У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. И чтобы у ребенка быстрее автоматизировался звук, необходимо использовать интересные для ребенка игры, задания. Использование лэпбука в логопедической работе позволит логопеду в игровой форме автоматизировать звук.

Цель пособия: создание условий для успешной автоматизации звуков в речи ребенка.
Задачи пособия:
1. Способствовать формированию интереса детей к обучению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
4. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.

Методическое пособие «ЛЭПБУК-автоматизируем звуки» предназначено для учителей –логопедов, воспитателей для автоматизации поставленных звуков у детей.

Пособие позволит педагогам:

    пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;

    ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;

    формировать грамматические категории у детей;

    развивать связную речь детей;

    формировать психологическую базу речи детей.

Теоретическая часть. Использовать лэпбук можно на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, можно использовать в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

Лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.

По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала.

Данное пособие (лэпбук) изготовлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звуков (С,З), (Л). В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Каждый лэпбук содержит в себе множество кармашек, окошечек для размещения дидактического материала и состоит из 4 блоков, что соответствует программным требованиям по автоматизации звуков.

1) Постановка звука (артикуляционные профили, артикуляционная гимнастика,

дыхательная гимнастика, картинки для постановки звуков)

2) автоматизация звука в слогах (картинки для автоматизации звука в слогах);

3) автоматизация звука в словах, фразах (предметные картинки, игры на развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова: «Логопедическое домино», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам», «Белкины запасы», «Жадный Ежик», «Мыльные пузыри» и др.); игры для развития лексико – грамматических категорий:

«1 –много» (образование существительных множественного числа в роде, числе)
«Наоборот» (образование антонимов)
«Какой, какая, какие?» (образование относительных прилагательных)
«Чей, чья, чьи» (образование притяжательных прилагательных)

и др.

4) автоматизация звуков в связной речи (чистоговорки, скороговорки, рассказы на автоматизацию звука, картинки для составления рассказов по картинке,по серии картин).

Игры для развития мелкой моторики («Веревочки», «Игры с палочками»).

Все коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием лэпбука в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
По мере усвоения детьми данного материала, дидактические игры меняются и усложняются.

Лэпбук способствует развитию у детей мышления, развивает познавательный интерес, способствует автоматизации звука. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

Также пособие помогает решать коррекционно - развивающие задачи:
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Воспитание навыков словообразования:
слов с увеличительными оттенками (волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.).
Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый);
Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло);
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Развитие самостоятельной связной речи:
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 - 7 предложений).
Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок;
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина - маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.

Д идактическая часть пособия: в ней представлены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса - лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.

Список литературы:

    Е.А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»- М., Сфера, 2009

    С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем внимание»

    О.Е. Громова «Инновации в логопедическую практику»- М., Линка-Пресс, 2008

    Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки»- М., 2008

    А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» - М., Мозаика-Синтез, 2006

    Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» М., Просвещение, 2009

    Логопедические раскраски. «Звуки Ж,Щ,Р,С,Ц,Ч,З»

ЛЭПБУКИ


ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры на автоматизацию звуков, развитие грамматического строя речи, обогащение словаря

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Жадный ежик"

Цель: закрепить правильное произношение звуков [ж] (разные позиции), [л] в начале слова в прямых слогах. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас детей словам со звуками [ж], [л]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать щедрость.

Ход игры:

Логопед предлагает детям вспомнить, что ежик собирает в саду. Затем на наборное полотно помещается плоскостные изображения ежика с яблоком, объясняет детям, что ежик оказался очень жадным, он схватил надгрызенное яблоко и не отпускает его. Логопед предлагает детям угостить ежика целыми яблоками и рассказать ему, что быть жадным некрасиво. После раскладывает на столе карточки с изображением яблок. Дети по очереди берут яблоки, внимательно рассматривают картинку на обратной стороне, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Мыльные пузыри"

Цель: учить детей различать звуки [с]-[с"] в словах (разные позиции), [л]-[л"] в словах со стечением согласных. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед на наборное полотно помещает изображения детей с палочками, а перед детьми раскладывает на столе карточки с изображением пузырей. Логопед объясняет детям, что Илона и Леня очень любят дуть мыльные пузыри, но был сильный ветер и они разлетелись в разные стороны. Учитель предлагает вернуть их обратно.

Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове. Илоне (Соне) отдают только те пузыри, в названиях которых есть звук [л] ([с]), а Лене (Сереже) – со звуком [л"] ([с"]). После этого дети составляют предложения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Покорми обезьянку"

Цель: закрепить навыки правильного произношения звуков [с ч] в словах (разные позиции), [р] в середине слова. Усовершенствовать умения детей образовывать словосочетания. Отработать навыки согласование прилагательного с существительным в роде. Расширить лексический запас слов со звуком, что изучается. Развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед на наборное полотно помещается плоскостное изображение обезьянки. После этого предлагает детям вспомнить, что она любит кушать. Педагог раскладывает на столе карточки с изображением бананов (ананасов). Учитель предлагает покормить обезьянку. Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове.

Затем учитель предлагает к каждому слову добавить слово, которое описывает данный предмет и образовать словосочетание (предложения).

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Лакомый кусочек сыра"

Цель: закрепить правильное произношение звуков [с], [р] в словах (разные позиции) и предложениях. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [р]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе

Ход игры:

Логопед предлагает детям вспомнить, что любит кушать мышка. Затем на наборное полотно помещается плоскостное изображение мышки с кусочком сыра. Учитель объясняет детям, что мышка бежала от кошки и не успела запастись едой для своих мышат. Логопед предлагает детям помочь мышке и положить у ее норке кусочки сыра. После раскладывает на столе карточки с изображением сыра. Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку и называют ее. Например, на кусочке сыра нарисована сова.

Логопедическая игра

" ЛАБИРИНТ"

Цель: закрепить правильное произношение звука [с] в словах и словосочетаниях; формировать умение согласовывать существительные с глаголами и местоимениями; определять место звука в слове; вправлять учеников в подборе слов к обобщенным понятиям; расширить словарный запас словами со звуком [с]; развивать логическое мышление и самоконтроль; воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Каждый участник получает фишки. Логопед предлагает детям по очереди класть свои карточки в клеточки лабиринта и говорить название картинки. Ученик, чья очередь попадает на знак «?» не имеет права класть карточку в клеточку. Он должен самостоятельно вспомнить слово со звуком [с] и сказать его. Игра длится до тех пор, пока все фишки не заполнят клеточки лабиринта. Потом логопед предлагает одному из учеников назвать лишь те картинки, в названиях которых звук [с] в начале слова (в середине, в конце).

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Завтрак на поляне"

Цель: закрепить правильное произношение звука [с] в словах со стечением согласных, звука [л"] в прямых слогах в начале слова. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [л"]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед на наборное полотно помещается плоскостное изображение медведя с малиной в лапах. Учитель объясняет детям, что мишка пришел на поляну, чтоб полакомится малиной. Но медведь большой, лапы у него большие, а ягоды очень маленькие и у него не получается насобирать столько, сколько он хочет скушать. Логопед предлагает детям помочь мишке и раскладывает на столе карточки с изображением малины. Дети по очереди берут карточки с изображениям ягод, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне и называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Запасливый заяц"

Цель: закрепить правильное произношение звуков [с], [з] в словах и предложениях. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [з]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед предлагает детям вспомнить, что любит кушать заяц. После раскладывает на столе карточки с изображением морковки и капусты, предлагает помочь зайцу перенести запасы в сарай. Для этого дети должны по очереди взять карточки, внимательно рассмотреть картинку на обратной стороне и назвать ее, четко произнося изучаемый звук в слове.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"С зайцем под зонтом"

Цель: учить детей различать звуки [с]-[с"], [с]-[з], [з]-[з"] в словах и предложениях. Совершенствовать умение детей составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [з"], [з]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед раскладывает перед детьми предметные картинки, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещается плоскостное изображение зайца с зонтом.

Учитель объясняет, что среди солнечного дня начался дождь. Только один заяц взял с собой зонт и теперь смело гуляет по лугу. Но в дождь гулять одному не интересно. Логопед предлагает среди карточек найти зайцу компанию. Педагог предупреждает, что заяц очень упертый и хочет взять к себе под только те карточки, в названиях которых есть звук [з].

Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове и определяют, может ли заяц спрятать ее к себе под зонт.

После того, как все картинки будут названы, логопед предлагает ученикам составить предложения с этими словами.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Варенье для Карлсона"

Цель: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных. Расширить словарный запас по теме «Фрукты. Ягоды». Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед предлагает детям вспомнить, какое лакомство любит Карлсон. После этого учитель рассказывает, что сорока все лето собирала разные ягоды и готовила лакомство для своего друга Карлсона. Логопед предлагает детям выставить все баночки и рассказать Карлсону, какое варенье для него сварила сорока.

Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется варенье из изображенной ягоды (фрукта).

Логопедическая гусеница


Цель: закрепить правильное произношение звуков [с], [с"], [з], [з"] в словах и предложениях; учить дифференцировать звуки [с]-[с"] в начале слова, [з]-[з"], [с]- [з], [с"]-[з"] в разных позициях; активизировать и обогатить словарь детей словами со звуками, которые изучаются. Развивать мелкую моторику, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.


Ход игры


Логопед сообщает детям, что в гости к ним пришла гусеница. Она не умеет говорить слова, в которых есть звук [с]. Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и назвать слова.

Логопедическая игра

«Кто в домике живет?»

Цель: формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; обогащать словарь детей названиями животных, птиц и рыб; закрепить произношение звуков [с], [с"], [з], [ш], [ж], [л], [л"], [р] в словах.

Ход игры

Логопед кладет на домик карточку с «кодом» и предлагает ребенку определить, кто живет в домике. Для этого, ребенок должен назвать каждую картинку на карточке, выделить звук, на который указывает цифра и составить новое слово с полученных звуков. После этого ученик кладет в окошко карточку с изображением жильца.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Мишки идут в школу"

Цель: закрепить правильное произношение звуков [л], [р] в словах и предложениях; учить детей различать звуки [л]-[р] в словах и предложениях. Отработать навыки определения места звука в слове. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности». Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Логопед на наборное полотно помещает плоскостные изображения двух мишек. Педагог объясняет детям, что Рома и Илона собрались идти учиться в школу. Нужно помочь им вспомнить названия тех предметов, с которыми им придётся часто встречаться в школе. Дети называть картинки, и те карточки, в названии которых встретился звук [л], отдают Илоне, а карточки, в названии которых встретился звук [р], отдают Роме.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Цапля и лягушата"

Ход игры:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Цапля и лягушата"

Цель: закрепить правильное произношение звука [л"] ([ж]) в словах и предложениях. Отработать навыки определения места звука в слове. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуком [л"] ([ж]). Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.

Ход игры:

Каждый ученик получает по лягушонку. Логопед сообщает детям, что цапля вышла на охоту и нужно от нее спасти лягушат. Для этого ученик должен четко произнести название картинки (которая находится на обратной стороне лягушонка), назвать место звука [л"] ([ж]) в слове и помочь ему спрятаться от цапле в болоте. Ребенок выполняет задания и «погружает» лягушку в соответствующее отверстие на игровом поле (или убирает карточку с игрового поля). Потом логопед предлагает вспомнить, какие картинки называли ученики и сложить с этими словами предложения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

"Мишка-сладкоежка"

Цель: закрепить правильное произношение звуков [ш] в словах со стечением согласных, [р] в прямых слогах в начале словах. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [ш], [р]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе

Ход игры:

Логопед на наборное полотно помещает плоскостное изображение мишки с мороженым. Учитель объясняет детям, что летом мишка любит кушать мороженое. Логопед предлагает детям угостить сладкоежку любимым лакомством. После раскладывает на столе карточки с изображением мороженого. Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне и четко произносят звук, который изучается.

Дидактические карточки на автоматизацию звуков (с использованием картинок)

1 Звук С

    Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно).

    Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолёт, союз, самовар, самокат, солдат, солить, сорить, солома, сандалии, солёный, сабля, сорняк, сокровище, солёное сало.

    Игры «Много – нет», «1-2-5» со словами: сад, сани, садовник, самолёт, сорока, сандалии.

    Запомни и повтори: сад-сани-самокат-сапоги.

    Проговаривание предложений: У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори.

2 Звук С

    Слоги: со-со, со-со-со, со-со-со-со.

    Слова: сом, сон, сок, соль, сор, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь, солнышко, сорный.

    Игра «1-2-5-9» (согласование числит. с существит.) со словами: сом, соболь, сокол.

    Проговаривание предложений: Собери сор в совок. Соня пьёт сок. В сотах мёд. Сонный сом на дне. Сахар в сахарнице, соль в солонке. Сидит сорок сорок.

    Слова: сухари, сукно, сумка, суббота, суп, сухо, сухой, сутки, суфле, суметь, султан, суета, супруга, судья.

    Запомни и повтори: сом-сук-сумка-сундук.

    Предложения: Сова на суку. На ёлке сухой сук. Соне налили супу. В сумке соль и сахар. Саня упал с санок в сугроб.

3 Звук С

    Слоги: сы-сы, сы-су-со, са-со-сы-су.

    Слова: сыр, сытно, сырой, сырок, сыч, сын, сыпать, сытый, сыворотка, сырник, засыпал.

    Предложения: Сынок ел сырок. Сынок сыт. Сыро, надень сапоги. Сыпь сахар в кефир.

    «С» в середине слов: лиса, оса, масса, мясо, весы, усы, волосы, фасад, полосатый, посуда, писатель, хвост, свист, мост, насыпь, посылка, косынка, колёса, колбаса.

    Предложения: Самолёт идёт на посадку. У Сони русая коса. В посылке бусы для Сони. Самолёт высоко над лесом. На луну пасутся косули. Сосулька упала в сугроб. Соня моет посуду. Собака своих не кусает.

4 Звук С

    Слоги: ас-ос-уо-ыс, ус-ос-ас-ыс, ыс-ус-ос-ас.

    Слова: квас, класс, ананас, матрос, волос, поднос, космос, ус, вкус, мусс, палтус, уксус, фокус, трус, арбуз, кактус, автобус, мыс, кумыс, овёс.

    Запомни и назови: кактус-автобус-ананас-квас.

    Проговаривание и заучивание предложений, выделение слов со звуком «С»:

Ас-ас-ас – у нас дома газ. Ус-ус-ус – у Сони кактус.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас. Ус-ус-ус – у Сани автобус.

Ос-ос-ос – в саду много ос. Ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.

5. Указать место звука «С» в слове: сапоги, место, флюс, колос, сумка, сухарь, высокий, атлас, солёный, полосатый.

5 Звук С

    Слоги: ска-ско-ску-скы, аск-оск-уск-ыск, уск-ыск-аск.

    Слова (проговаривание, определение места звука «С»): каска, киска, миска, маска, скакать, скамейка, скука, иск, писк, обелиск, киоск, воск, пуск, плеск, сколько, скатерть, сковорода, ласка, прпуск, носки, доска.

    Именительн. падеж множ числа: киска – киски, миска - …, ласка - …, маска - …, скамейка - …, обелиск - …, киоск - …, скакалка - …, склад - ….

    Игра «1-2-5» со словами: миска, скакалка, доска.

    Чистоговорка «Киска»(заучивание, выделение слов со звуком»С»):

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска.

6 Звук С

    Слоги: спа-спо-спы-спу, спы-спу-спо-спа, асп-осп-усп-ысп.

    Слова: спать, спой, спутать, спутник, Спартак, спор, поспорить, проспать, спокойно, спасибо, испытание.

    Чистоговорки о сове и совятах:

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит – на суку сидит.

Взгляни на маленьких совят, совята вместе тут сидят.

Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят.

    Выделение слов со звуком «С» из чистоговорок.

    Игра «1-2-5-9» со словами: сова, совята.

    Слова со стечением согласных: масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать.

1 Звук З

    Слова: зайка, закат, запах, завод, замок, забота, загадка, вазы, тазы, ваза, язык, козы, музыка, Зоя, зонт, зов, зонтик, газон, возок, зубы, зубок, зубной.

    Запомни и назови: язык, замок, музыка, загадка.

    Игра «1-2-5-9» - фазан, незабудки, мимоза, знамя, звезда, зонт.

    За-за-за – у Зои коза. Зо-зо-зо – у Зои зонт. Зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу. Зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.

    Игра «Назови ласково» / ум.- ласкат. суффиксы – ок, - ёк, - ик/: таз – тазик, воз - …, обоз - …, насос - …, покос - …, квас - …, поднос - …

2 Звук З

    Слова: знать, знания, знамя, знакомый, знак, бездна, белизна, казна, зной, знойный, заноза, звезда, звездолёт, звездопад, нефтебаза.

    Спряжение: (Я, ты, он, она, они) Познакомиться с Зоей в подъезде. Узнавать знакомые звезды в бездне неба. (в прошедшем врем.)

    Употребление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД – упражнения с деформированной фразой: Зайка куст сидит за/под/ - … Зайка куст выглянуть из-за/из-под - … Зайка куст вылезть из-за - … Незабудки Лиза за посадить изба - … Зоя сосна выглянуть из-за - … Зонт спина Лиза у за - … Зонт спина Лиза у вынимать из-за - …

3 Звук З

    Словосочетания: зимние забавы, Зоины заботы, золотая звезда, знойное лето, запретная зона, заявление об отъезде, зелёный зонт, зябко зимой, зелёная озимь, зелень бузины, запах бензина, болотистая низина.

    Родственные слова: зима – зимний, озимые, зимовать, зимовка, озимь.

    Согласование прилагательных зимний / -яя, -ие/ с существ. костюм – зимний, пальто – зимнее, одежда - …, день - …, воздух - …, погода - …, небо - …, вьюга - …, солнце - …, метель - …

    Составление рассказа по опорным словам и заучивание:

Зима, снег, сад, санки, Зоя, Зина, Лиза, Сима, возить, Тузик, снеговик, сделать, зовут, взяли, зимний.

1 Звук Л

    Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):

ал бал вал мал пал зал

ол бол вол мол пол зол

ул бул вул мул пул зул

ыл был выл мыл пыл зыл

ил бил вил мил пил зил

ел бел вел мел пел зел

ял бял вял мял пял зял

    Отработка произношения слов перед зеркалом: стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.

    Чистоговорки:

Ал-ал-ал – пенал на пол упал, ол-ол-ол – пенал упал на пол.

Ул-ул-ул – пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.

    Игра «1-2-5-6-7-10» со словами: пенал, стул, зал.

2 Звук Л

    Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.

    Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: палка – палки, булка - ….

    Счет 1-10 со словами (см. выше).

    Скороговорки:

Ал-ал-ал – Павел днем не спал, ул-ул-ул – Павел сел на стул.

Ол-ол-ол – Павел видел футбол, ил-ил-ил – Павел гол забил.

    Выделение слов со звуком «Л» из скороговорок.

    Стихотворение «Скакалка»

Очень любит Галка веселую скакалку,

Скок да скок! Галке не жалко ног.

А бывает жалко веселую скакалку.

– Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.

3 Звук Л

1. Слоги и слова(проговаривать по 3-5раз)

ла лаз лак лапа лампа лавка

ло лоб лом лось лодка ложка

лу лук луч лужа Луша луковица

лы лыко лыжи лыжник

2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,

ма – лыш, у – лыбка.

3. Чистоговорки:

ла-ла-ла-ла – наша девочка мала

лы-лы-лы – подмети полы

4 Звук Л

    Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.

    Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.

    Счет 1-10 – одеяло, акула, лошадь, малыш.

Все бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки!

Все – на лыжи и коньки!

    Выделение слов со звуком «Л».

    Подбор родственных слов: лыжи – лыжник, лыжница, лыжня, лыжный.



Игры на развитие речевого дыхания


Предложенное пособие предназначено для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей. Его можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Овладеть выдохом, точным по силе и направлению, - наиболее сложная для ребенка задача. На ее решение направлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля.

Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плечи. Если упражнения проводятся с целью воспитания плавного длительного выдоха, достаточно дуть, слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Малышам дается установка на вдох через нос, выдох через рот. Логопед обращает внимание ребенка на то, что выдох должен быть ротовым, а не носовым, и что воздушная струя должна быть холодной. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать - длительно и плавно. За выполнением этого условия сначала следит логопед, а затем дети контролируют себя самостоятельно.

Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивают с одной-двух минут до пяти-семи.

Игра 1. «Парусники»

Деталь на нитке: три парусника.

Инструкция логопеда: Подуй на парусник так, чтоб он поплыл быстрее.

Игра 2. «Цапля на болоте»

Деталь на нитке: лягушки.

Инструкция логопеда: На болото приплыла цапля. Помоги лягушатам спрятаться от нее. Подуй на лягушат.

Игра 3. «Щенок на плоту»

Деталь на нитке: щенок, утка.

Инструкция логопеда: Щенок долго плыл по реке, но внезапно плот остановился. Щенок не знает, как ему попасть на берег. Помоги щенку. Подуй на него так, чтоб он смог прыгнуть на берег реки. Подуй на уточку так, чтоб она быстро поплыла по реке.

Игра 4. «Спаси мишку от пчел»

Детали на нитке: пчелы.

Инструкция логопеда: Мишка сел полакомиться медом. Внезапно прилетели пчелы. Мишка испугался. Подуй на пчел и прогони их.

Игра 5. «Игривые дельфины»

Детали на нитке: дельфины.

Инструкция логопеда: По тихому морю плыл корабль. Внезапно появились дельфины. Подуй на них и помоги им прыгнуть выше.

Материал для развития связной речи (составление рассказов по картине, пересказ)

Как Ваня сок пил (лист 1)

Взял Ваня пакет сока и решил попить. Поставил стакан, закрыл глаза и льет. Открывает глаза, а весь сок на столе. Удивился Ваня. Почему пустой стакан?

Прогулка с собакой (лист 2)

Вышел Роман выгулять пса. Как вдруг набежала туча и пошел дождь. Мальчик поторопился домой. Дождь прекратился и вышло солнышко. Но Рома и пес были уже совсем мокрыми.

Подарок Маше (лист 3)

У Маши был праздник. Девочка игралась кубиками и мячиков. В комнату вошла мама и подарила дочке большую красивую куклу. Маша очень обрадовалась. Она так долго мечтала о такой кукле!

Как Оля в лес за грибами ходила (лист 4)

Был теплый осенний день. Оля пошла в лес за грибами. Девочка насобирала полное лукошко грибов. Оля радостно мчалась домой. Девочка споткнулась возле пня и упала. Все грибы разлетелись в стороны. Оле было очень обидно. Девочка села и заплакала.

Как Надя снег кушала (лист 5)

В один снежный день Надя каталась на санках. Девочке очень захотелось воды. Она села на санки и решила скушать снежку. Не знала девочка, что заболеет.

Как Витя разозлил собаку (лист 6)

Витя в парке встретил собаку. Он взял палку и начал дразнить ее. Собака разозлилась и погналась за мальчиком. Ваня испугался и побежал.

Осень (лист 7)

Пришла осень. С деревьев падали желтые листья. Люди одели теплые шапки и пальто. Только Миша вышел гулять в легкой кофте и кепке. Замерз мальчик. На следующий день вышел гулять в шапке и куртке. Теперь ему было тепло.

Невнимательный Илья (лист 8)

Решил Илья покататься на велосипеде. Едет он по тропинке, как вдруг слышит какой-то крик. Обернулся мальчик и увидел ворону возле колеса. Засмотрелся на нее Илья и не увидел камня впереди. Споткнулся мальчик и упал с велосипеда.

Мышка и сок (лист 9)

Захотела мышка попить сок. Подошла к пакету, а не может достать. Пакет высокий, а мышка низенькая. Смотрит, а рядом лежит соломинка. Взяла ее мышка, приставила к пакету и по ней забралась наверх. Потом затаскала соломинку наверх и вставила ее в дырочку. Забралась на соломинку и начала пить через нее сок.

Воздушный шарик (лист 10)

Встретились Коля и Толя. У Коли – воздушный шарик в руке, а у Толи – веточка. Решил Толя дотронуться острым концом ветки к шарику. Бах! Шарик лопнул. Коля расстроился, а Толя даже извинения не попросил.

Бабушкины пироги (лист 11)

Захотела бабушка пирогов спечь. Замесила тесто. Налепила пирожков и положила их на противень. Потом бабушка поставила противень в духовку. Только пироги испеклись, она достала их и угостила внука.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 203» г. Перми

Лэпбук «Звуковичок»

Разработали:

учитель-логопед: Шишмакова М.А.

воспитатели: Якимец Ю.В.

Волегова Е.А.

г. Пермь 2016 г.

ПРОЕКТ

« Лэпбук «Звуковичок».

Полное название

программы

Проектирование и создание лэпбуков в работе с детьми с ОВЗ(ТНР)

Краткое название

Лэпбук «Звуковичок»

Руководитель проекта: учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Воспитатели: Волегова Е.А., Якимец Ю.В.

Возраст детей

Актуальность

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания.

(Звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме).

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Создать пособие по автоматизации шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ.

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух.

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Бродилки»).

Материалы и

оборудование

В пособии лэпбук «Звуковичок» отражены следующие разделы :

«Такие разные буквы»

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошече окошечки и двусторонний веер);

«Бродилки»

«Шипелочки и жужжалочки»

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки», «Загадки», «Повторяй-ка»

«Многозначные слова»

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово);

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове);

«Сдуй снежинку»

«Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа);

Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики);

(автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи).

Части проекта.

1.Подготовительный этап(1 неделя)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Формирование проектировочной группы.

Распределение прав и обязанностей.

2.Основной этап.(2 недели)

Подборка материала, картинок.

Организация просмотра подобранного материала по данной теме.

Методическое обеспечение.

Приобретение материала для изготовления папки;

Подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий;

Распечатывание в цвете подготовленных материалов.

На эту работу отведено 2 недели.

3.Заключительный этап.(1 неделя)

Оформление пособия лэпбук «Звуковичок».Распределение материала в папке.

Конечные результаты

Дошкольники проявляют интерес к данному пособию. Любят играть в игры, предложенные в лэпбуке. (Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения).

Конкретные программные

критерии

В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы.(Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Количество детей

Дети старшей группы с ТНР.(2 ребенка)


«Такие разные буквы» направлен на развитие тактильных ощущений (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошечек и двустороннего веера);

Для выполнения артикуляционной гимнастики прилагается зеркало «Веселый лягушонок».


«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик)

«Шипелочки и жужжалочки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение шипящих звуков);

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове).

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки»- игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

«Сдуй снежинку» (развитие правильного речевого дыхания); «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики).

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях);

«Многозначные слова» (автоматизация шипящих звуков в словах; умение объяснять смысл многозначных слов);

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово).

«Звуковая улитка» и «Лесная дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков).

Получилось превосходное пособие для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно,

Дети с удовольствием занимаются и играют.

Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

Страница 25 из 43

Лэпбук- это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие.

Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Звуковой лэпбук «В гостях у Шипелочки» представляет материал по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях, связной речи и введению звука в свободную речь.

Начинается знакомство со звуком Ш с артикуляционной позы с опорой на зрительный анализатор, для чего имеется вклеенное зеркало, и картинки с артикуляционным укладом губ, зубов, языка и дыхания. Ребенка привлекает то, что в зеркало можно смотреть, а «змейку» можно гладить. Ребенку интересно, он играет, значит, и процесс автоматизации идет быстрее., тут же происходит процесс звукоподражания: ШИПЕЛОЧКА очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».

Раздел «Артикуляционная поза»

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делают губы? Есть ли щель между зубами? Что делает язык? На что он стал похож? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй теплую струю воздуха.

Раздел «Выполни вместе с Шипелочкой»

Цель: выполнение артикуляционных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Ребенок вращает диск и выполняет то артикуляционное упражнение, которое появляется в «окошке».

Раздел «Песенки Шипелочки»

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах.

Ритмические песенки (ша-ша, ша-ша-ша; ша-ша-ша, ша-ша и т.д.);

Игры с «мячом» («бросая» мяч, ребенок произносит по слогу А - Ш, О - Ш и т.д.)

Игра «Поднимаемся по лестнице». Ребенок поднимается по лестнице за игрушками и на каждой ступеньке произносит Ш-ША, Ш-ША (аналогично прорабатываются слоги ШИ, ШО, ШУ).

Раздел «Автоматизация звука Ш»

Цель: автоматизировать звук в начале, в середине и в конце слова, со стечением согласных в середине, в словосочетаниях, в предложениях, в чистоговорках, в тексте, в стихотворениях.

Раздел «Придумай рассказ по картинке»

Цель: автоматизировать звук Ш в связной речи (ребенку предлагаются предметные картинки со звуком Ш, используя которые, ребенок придумывает рассказ).

Раздел «Игры со словами»

Цель: закреплять лексико-грамматические категории в играх «Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало», «4-й лишний», «Посчитай», «Что ты видишь» (предложно-падежные конструкции)

Раздел «Помоги улитке»

Цель: определение места звука Ш в словах-картинках (ребенку предлагаются картинки, сложенные «гармошкой». Постепенно разворачивая «гармошку», ребенок произносит слово, выделяя голосом звук Ш в слове и передвигает «улитку» в нужное положение: начало, середина, конец слова).

Раздел «Увлекательные задания от Шипелочки»

Цель: в игровой форме упражнять в распознавании звука и буквы Ш, в развитии фонематического слуха, формировании звуко-буквенного анализа, чтении слов по первым буквам картинок.

«Найди букву «Ш»

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.

«Прятки»

Цель: закрепить навыки звукового анализа слова, способствовать формированию зрительного восприятия.

Ребёнок называет звуки по порядку, которые «спрятались» в слове шапка и наклеивает соответствующие цветные «смайлики». В итоге ребёнок говорит, сколько всего звуков в слове шапка, сколько гласных, сколько согласных, какой по счёту звук [Ш] в слове. Во-первых, ребенку нравится процесс наклеивания и отклеивания «смайликов», а во-вторых, он упражняет свои пальчики, развивая мелкую моторику.

«Лабиринт»

Цель: закрепить произношение звука [Ш] в словах и словосочетаниях, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова с пространственным значением (направо, налево, вверх).

Фотогра ф

Цель: развивать зрительную память.

С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

«Собери букву»

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стишок и сделай букву Ш из полосок бумаги или из палочек.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стишок.

Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по какой-либо теме (звуковой, лексической, грамматической), помогает детям усваивать знания в игровой форме. А рассматривание папки в дальнейшем позволит ребёнку быстро освежить в памяти пройденную тему.




  • Вперёд >